Асафьев о симфонической и камерной музыке шуберт. Конспект поурочного плана по учебному предмету "музыкальная литература" дпоп на тему "неоконченная" симфония ф. шуберта" (3 класс) Сообщение о симфонии номер 8 шуберта

с. 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ИМ. В.П. ГЛУШКО

Открытый урок музыки по теме

«Ф.Шуберт. Симфоническое творчество.

Симфония № 8 («Неоконченная») »

Учитель Стасюк Т.И.

г. Байконур,2014г.

Цель урока: развитие музыкальной культуры школьников, как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:

Образовательная: познакомиться с творчеством австрийского

композитора Ф. Шуберта, на примере его вокального и симфонического творчества

Выявлять выразительные особенности музыки разных композиторов.

Развивающая: развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

Расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы.

Воспитательная: воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

Воспитание гармоничной, всесторонне-развитой личности,понимающей значение музыки в жизни человека.

Оборудование:


  • Портреты композиторов: Моцарта, Гайдна, Бетховена, Прокофьева.

  • Магнитофон, фортепиано, компьютер.

  • Запись симфонических произведений, вокальной музыки Шуберта.

  • Презентация к новой теме.

  • Карточки для музыкальной викторины.

  • Другие иллюстрации по уроку.
ПЛАН УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
а) музыкальное приветствие;

б) психологическая настройка на урок.

2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Опрос пройденного материала в виде тезиса.

3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

(с показом презентации)

4. МАТЕРИАЛ ДЛЯ СЛУШАНИЯ:

Симфония № 8 «Неоконченная»;

(слушание, обсуждение)

6. МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНКА: «Распевка».

7. :

«Межпланетный круизёр»

а) слушание песни;

б) разбор (обсуждение);

в) исполнение.

8. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ:

а) подведение итогов;

б) выставление оценок.

ХОД УРОКА.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
а) музыкальное приветствие (распевка);

б)психологический настрой на урок музыки.


  1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА : (опрос)
- И так, мы продолжаем знакомство с крупными формами музыкальных произведений.

? – Какие формы музыкальных произведений называются «крупными»?

(примерные ответы детей)

? – Какую музыку называют «симфонической»?

? – Дайте определение «симфонии».
Продолжим повторение и сейчас проведём экспресс – игру, которая будет начинаться со слов: «Это он…» , и по этим тезисам. Прочитанным мной вы называете композитора, о котором идёт речь.

ГАЙДН - Это он был в рабстве у князя Эстергази;

Это он заработал пожизненную пенсию, после смерти старого

Это он расставил инструменты симфонического оркестра в таком порядке, который и сейчас.

Кто ОН? (что вы ещё можете о нём рассказать?)
МОЦАРТ - Это он был прозван «Солнечным мальчиком», за его оптимистический характер;

Это он мог играть на клавесине, как ему вздумается

(вверх ногами, закрытыми глазами, и.т.д.);

Это он в 14 лет стал членом академии;

Это он, по слухам, вызывал зависть у А. Сальери;

Это он сам себе написал «Реквием».

Кто ЭТО и что вы о нём можете рассказать?
ПРОКОФЬЕВ - Это он рос очень разносторонне развитым ребенком

(изучал несколько иностранных языков, увлекался математикой, шахматами, фотографией, конным спортом и велосипедами);

Это он в 9 лет написал свою первую оперу «Великан»;

Это он в 14 лет поступил в консерваторию;

Это он получил премию и белый рояль за успешное окончание консерватории.

КТО ОН и что ещё вы можете о нём рассказать?


БЕТХОВЕН - Это он был ранним романтиком, хоть всегда отличался буйным нравом;

Это он подвергался жестоким наказаниям со стороны отца за малейшую провинность;

Это он страдал неизлечимой болезнью - тугоухость.

Кто ОН, что вы ещё о нём знаете?

3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Объяснение нового материала: «Ф. Шуберт.

Симфоническое творчество. Симфония № 8 (Неоконченная) »

(с показом презентации)


- Молодцы, вы всё правильно рассказали. Ну и сегодня мы познакомимся ещё с одним замечательным австрийским композитором – классиком романтиком Ф.Шубертом .

Франц Петер Шуберт -- великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. Он написал около 600 песен, девять симфоний (в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию»), литургическую музыку, оперы, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в Лихтентале, небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Из пятнадцати детей в семье десятеро умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах. В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт -- придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в 1813 г., Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения -- оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор -- он написал в 1814 г.

Высоким образцом для него стала музыка Бетховена

Шуберт решился порвать с конвиктом. Три года он служил помощником учителя, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится все сильнее.

Шуберт был большим поклонником Бетховена и, как известно, посещал его. Когда великий композитор умер, Шуберт был предъявителем факела на его похоронах. К сожалению, плохое здоровье повлияло на то, что Шуберт сам скоро был похоронен близко к Бетховену.

Молодой композитор твердо решил посвятить себя музыке и оставил преподавание в школе. Его не страшила ссора с отцом. Вся дальнейшая недолгая жизнь Шуберта представляет собой творческий подвиг. Испытывая большую материальную нужду и лишения, он неустанно творил, создавая одно произведение за другим.

Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых, как в зеркале, отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный, изменчивый цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.

Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощенный физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат - только три. В своей неудовлетворенности окружающей жизнью Шуберт был не одинок. Эта неудовлетворенность и протест лучших людей общества нашли отражение в новом направлении в искусстве - в романтизме. Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков.


Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище:

Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды”.

Симфоническое творчество: симфония № 8 «Неоконченная »

Неоконченная симфония ” состоит не из четырех частей, как принято, а из двух. И дело совсем не в том, что Шуберт не успел дописать остальные две части. Он принялся было за третью - менуэт, как требовала того классическая симфония, но оставил свою затею. Симфония так, как она прозвучала, была полностью завершена. Все прочее оказалось бы лишним, ненужным.

4. МАТЕРИАЛ ДЛЯ СЛУШАНИЯ:

Симфония № 8 «Неоконченная»;

Фрагмент баллады «Лесной царь»;

Вокальная муз: «Зимний путь», «Аве Мария».

(слушание, обсуждение)

5. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: «Музыкальная викторина».

Работа с музыкальным материалом на карточках.

Звучат фрагменты симфоний, а учащиеся в карточках отмечают номер звучащего произведения.

Перечень муз. произведений:


  1. Бетховен симфония № 5 «Судьба стучится в дверь»;

  2. Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая»;

  3. Гайдн. Симфония № 104 «Лондонская»;

  4. Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная»;

  5. Моцарт. Симфония № 40.

7. РАБОТА НАД ПЕСЕННЫМ РЕПЕРТУАРОМ :

«Межпланетный круизёр»

а) слушание песни;

б) разбор (обсуждение);

в) исполнение.
8. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ:

а) подведение итогов;

б) выставление оценок.
9. СВОБОДНАЯ ТЕМА: «Творческая минутка»

«Современные направления в музыке».

Заслушивание выступлений учеников, подготовивших сообщение о своей любимой музыкальной группе, современного направления.

Слушание песен этой группы.
с. 1

Время создания симфонии си минор DV 759 («Неоконченной») - осень 1822 года. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце, и Шуберт представил две её части в 1824 году.

Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил в концерте в 1865 году. (Прозвучали завершённые Шубертом первые две части, а вместо отсутствующих 3-й и 4-й частей была исполнена финальная часть из ранней Третьей симфонии Шуберта ре мажор.) Опубликована симфония была в 1866 году в виде первых двух частей.

До сих пор неясны причины, по­чему Шуберт не завершил «Неоконченную» симфонию. По-видимому, он был намерен довести её до логического конца: первые две части были полностью закончены, а 3-я часть (в характере скерцо) осталась в набросках. Какие-либо эскизы к финалу отсутствуют (или они, возможно, утрачены).

Долгое время существовала точка зрения, что «Неоконченная» симфония - вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. В качестве сравнения говорили о сонатах Бетховена из двух частей и о том, что позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением . Однако против этой версии говорит то, что завершённые Шубертом первые две части написаны в разных, далёких друг от друга тональностях. (Такие случаи не встречались ни до, ни после него.)

В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда (англ. Brian Newbould ) и российского композитора Антона Сафронова).

Созданный Шубертом романтический симфонизм определился в основном в двух последних симфониях – 8-й, h-moll–ной, получившей название «Неоконченной», и 9-й, C-dur–ной. Они совершенно различны, противоположны друг другу. Эпическая 9-я проникнута чувством всепобеждающей радости бытия. «Неоконченная» воп­лотила тему обездоленности, трагической безысходности. Подобные настроения, отразившие судьбу целого поколения людей, до Шуберта еще не находили симфонической формы выражения. Созданная двумя годами раньше 9-й симфонии Бетховена (в 1822 г), «Неоконченная» ознаменовала возникновение нового симфонического жанра – лирико-психологического .

Одна из главных особенностей h-moll–ной симфонии касается ее цикла , состоящего всего из двух частей. Многие исследователи пытались проникнуть в «загадку» этого сочинения: действительно ли гениальная симфония осталась незавершенной? С одной стороны, нет сомнений, что симфония была задумана как 4-х частный цикл: ее первоначальный фортепианный эскиз содержал большой фрагмент 3 части – скерцо. Отсутствие тонального равновесия между частями (h-moll в I-й и E-dur во II-й) тоже является веским аргументом в пользу того, что симфония не мыслилась заранее как 2х-частная. С другой стороны – у Шуберта было достаточно времени при желании дописать симфонию: вслед за «Неоконченной» он создал большое количество произведений, в т.ч. 4х-частную 9-ю симфонию. Есть и другие доводы «за» и «против». Между тем, «Неоконченная» стала одной из самых репертуарных симфоний, абсолютно не вызывая впечатления недос­казанности. Ее замысел в двух частях оказался полностью реализованным.

Идейная концепция симфонии отразила трагический разлад передового человека XIX века со всей окружающей действительностью. Чувства одиночества и обездоленности впервые выступили в ней не как тонус отдельного эмоционального состояния, а как основной «смысл жизни», какмироощущение . Характерна главная тональность произведения – h-moll, редкий в музыке венских классиков.

Герой «Неоконченной» способен на яркие вспышки протеста, но этот протест не приводит к победе жизнеутверждающего начала. По напряженности конфликта эта симфония не уступает драматическим произведениям Бетховена, но этот конфликт иного плана, он перенесен в лирико-психологическую сферу. Это драматизм переживания, а не действия. Основа его – не борьба двух противоположных начал, а борьба внутри самой личности . Такова важнейшая особенность романтического симфонизма, первым образцом которого стала симфония Шуберта.

Часть

Первый же образ симфонии, данный в ее вступлении , совершенно необычен: в унисоне виолончелей и контрабасов тихо возникает сумрачная тема, вопросительно замирающая на D основной тональности (от этого же звука возьмет начало главная тема). Это эпиграф ко всей симфонии и главная, руководящая мысль I части, охватывающая ее замкнутым кругом. Она зву­чит не только в начале, но и в центре, и в заключении I части, кал постоянная, неотступная идея. Причем интонации безрадост­ного раздумья постепенно перерастают в трагический пафос отчаяния.

При введении главнойтемы Шуберт использует характерный прием песенной техники – изложение фонового материала до вступления мелодии. Этот рвущийся впе­ред единообразный аккомпанемент струнных звучит вплоть до вступления побочной, объединяя всю тематическую линию (тоже песенный прием). Аккомпанемент создает ощущение тревожного беспокойства, сама же тема имеет характер трогательно-печальный и воспринимается как жалоба. Композитор нашел выразительную инструментовку – сочетание гобоя с кла­рнетом, который смягчает некоторую резкость основного тембра.

Характерной чертой экспозиции «Неоконченной» симфонии является непосредственное сопостав­ление главной и побочной тем, без развитой связующей партии. Это – характерная особенность песенного симфонизма, в корне противоположная бетховенской логике последовательных переходов. Главная и побочная темы контраст­ны, но не конфликтны , они сопоставляются как разные сферы песенной лирики.

С побочной партией связана первая драматическая ситуация в симфонии: светлая и чудесная, как мечта, тема (G-dur, виолончели) внезапно обрывается, и после генеральной паузы на фоне громовых тремолирующих минорных ак­кордов скорбно звучит начальная квинтовая интонация главной темы. Этот тра­гический акцент поражает резкой неожиданностью и ассоциируется с круше­нием мечты при ее столкновении с реальностью (типично романтический прием). В конце экспозиции в сосредоточенной тишине вновь звучит тема вступления.

Вся разработка строится исключительно на материале вступления. Шуберт выступает здесь создателем монологического типа разработки, столь характерного для романтической симфонии. Обращение к нему вызвано особым дра­матургическим замыслом: композитор не стремился запечатлеть борьбу про­тивоположных начал, преодоление препятствий. Его цель – передать безна­дежность сопротивления, состояние обреченности.

Сквозное развитие темы вступления проходит в разработке 2 этапа. Первый из них связан с обострением лирико-драматической экспрессии. Мелодическая линия темы не спускается вниз, а в сильном crescendo вздымается вверх. Нарастание эмоционального напряжения приводит к I кульминации – конфликтному диалогу грозного мотива вступления и тоскливо звучащих синкоп из побочной партии (он проводится трижды). Завершается первая фаза разработки громоподобным проведением темы вступления в tutti оркестра в e-moll.

Второй этап разработки подчинен показу неотвратимо­го натиска роковых сил. Интонации темы становятся всё более жесткими, резкими, властными. Но, подойдя к концу разработки к предельному кульминационному взрыву, трагический накал внезапно иссякает. Подобный прием «рассеивания» кульминации перед репризой весьма характерен для Шуберта.

В репризе существенных изменений нет, лишь побочная партия рас­ширяется в объеме и становится более печальной (переход в h-moll). Отсутствие изменений после мучительных порывов, тревог и борьбы разра­ботки приобретает глубокий смысл: «все напрасно». Приходит осознание не­разрешимости конфликта, смирение перед трагической неизбежностью. Этот вывод дает кода , где вновь возвращается тема вступления, приобретая еще более скорбный оттенок.

Часть

Во II части выступает другая характерная сторона романтизма – умиротворение в мечте. Созерцательный покой и мечтательная грусть Andante воспринима­ются не как преодоление конфликта, а как примирение с неизбежным (подобно «Прекрасной мельничихе»). Композиция Andante близка сонатной форме без разработки. Вместе с тем, в ней многое восходит к 2х-частным песенным формам:

· песенно-лирический тематизм,

· замена тематической разработки вариантным мелодическим развитием,

· замкнутость изложения главной темы.

Песенная, широкая, полная тихого созерцательного покоя и умиротворения, главная тема звучит у скрипок и альтов после краткой вводной фразы (нисходящая гамма контрабасов рizzicato на фоне мягких аккордов валторн и фаготов).

Подобно I части, новая музыкальная мысль – побочная тема – вводится не как противоборствующая, сила, а как переключение в иную эмоциональную сферу – элегическую. Трогательная и кроткая, детски наивная и одновременно серьезная, она заставляет вспомнить п.п. I части: синкопированный аккомпанемент (скрипки и альты), подготавливающий вступление мелодии, внезапный омрачающий сдвиг в область драматических переживаний. Но смысл этих тем совершенно разный. Если в I части побочная тема открывала доступ в мир светлой мечты, то в Andante она характеризует состояние надломленности, беззащитности. Врепризе обе темы излагаются почти без изменений (тональность побочной – a-moll). Кода, построенная на отдельных мотивах главной темы, возвращает в русло умиротворенного созерцания.

У Шуберта h-moll как основная тональность произведения не встречается больше ни в одном инструмент. сочинении (кроме танцев). В песенном же творчес­тве он,напротив, нередко использует h-moll, связывая его, как прави­ло, с воплощением трагической, неразрешимой ситуации («Двойник» на слова Гейне).

Вокальный цикл «Зимний путь » (Winterreise ; Op. 90, D 911) - второй песенный цикл Шуберта, классический образец этого музыкального жанра.

· Состоит из двух частей, каждая по 12 песен на слова В. Мюллера, которые были сочинены в феврале и октябре 1827 года, соответственно. По сравнению с предыдущим циклом «Прекрасная мельничиха» (1823) тон более мрачный, проникнутый пессимизмом. Это одно из последних произведений композитора. Изначально цикл предназначался длятенора, причём в создании музыкального образа впервые на равных с вокалистом участвует пианист.

· Лирический герой «венка жутких песен» (так называл своё произведение сам Шуберт ) предстаёт перед слушателем с разных сторон. Каждая песня, решённая как монолог влюблённого, открывает новые эмоциональные нюансы и углубляет его психологическую характеристику:

· Любовная драма оказывается лишь предпосылкой бесцельных странствий героя, тщетной попытки его бежать от самого себя, от своих страданий. Поскольку определённого сюжета здесь нет, большое значение приобретают чисто музыкальные средства объединения (интонационные связи, тональный план) .

· Цикл «Зимний путь» играет сюжетообразующую роль в фильмах «Пианистка» (где его исполняет пианистка Эрика) и «Зимний путь» (где его исполняет певец Эрик).

Созданный в 1827 году, то есть спустя 4 года после «Прекрасной мельничихи», второй песенный цикл Шуберта стал одной из вершин мировой вокальной лирики. То обстоятельство, что «Зимний путь» завершен всего за год до смерти композитора, позволяет рассматривать его как итог работы Шуберта в песенных жанрах (хотя его деятельность в области песни продолжалась и в последний год жизни).

Главная мысль «Зимнего пути» отчетливо акцентируется в первой же песне цикла, даже в первой ее фразе: «Чужим пришел сюда я, чужим покинул край». Эта песня – «Спокойно спи» – выполняет функцию вступления, поясняя слушателю обстоятельства происходящего. Драма героя уже свершилась, его судьба предопределена с самого начала. Он больше не видит своей неверной возлюбленной и обращается к ней лишь в мыслях или в воспоминаниях. Внимание композитора сконцентрировано на характеристике постепенно возрастающего психологического конфликта, который, в отличие от «Прекрасной мельничихи», существует с самого начала.

Новый замысел, естественно, требовал иного раскрытия, инойдраматургии . В «Зимнем пути» нет выделения завязки, кульминации, переломных моментов, отделяющих «восходящее» действие от «нисходящего», как это имело место в первом цикле. Вместо этого возникает как бы сплошное нисходящее действие, неотвратимо ведущее к трагическому итогу в последней песне – «Шарманщик». Вывод, к которому приходит Шуберт (вслед за поэтом), лишен просвета. Вот почему преобладают песни скорбного характера. Известно, что сам композитор назвал этот цикл «ужасными песнями».

Вместе с тем, музыка «Зимнего пути» отнюдь не однопланова: образы, передающие различные грани страданий героя, отличаются разнообразием. Их диапазон простирается от выражения предельной душевной усталости («Шарманщик», «Одиночество»,

Вместе с тем, музыка «Зимнего пути» отнюдь не однопланова: образы, передающие различные грани страданий героя, отличаются разнообразием. Их диапазон простирается от выражения предельной душевной усталости («Шарманщик», «Одиночество», «Ворон») до отчаянного протеста («Бурное утро»). Шуберт сумел придать каждой песне индивидуализированный облик.

Кроме того, поскольку главный драматургический конфликт цикла составляет противопоставление безрадостной действительности и светлой мечты, многие песни окрашены в теплые тона (например, «Липа», «Воспоминание», «Весенний сон»). Правда, при этом композитор подчеркивает иллюзорность, «обманчивость» многих светлых образов. Все они лежат вне реальности, это всего лишь сновидения, грезы (то есть обобщенное олицетворение романтического идеала). Не случайно подобные образы возникают, как правило, в условиях прозрачной хрупкой фактуры, тихой динамики, нередко обнаруживают сходство с жанром колыбельной.

Часто противопоставление мечты и реальности предстает как внутренний контраст в рамках одной песни. Можно сказать, что музыкальные контрасты того или иного рода содержатся во всех песнях «Зимнего пути», кроме «Шарманщика». Это – очень важная деталь второго шубертовского цикла.

Существенно, что в «Зимнем пути» совершенно отсутствуют примеры простой куплетности. Даже в тех песнях, для которых композитор избирает строгую строфичность, сохраняя основной образ на всем протяжении («Спокойно спи», «Постоялый двор», «Шарманщик»), содержатся контрасты минорных и мажорных вариантов основных тем.

Композитор сталкивает глубоко различные образы с предельной остротой. Наиболее яркий пример – «Весенний сон».

«Весенний сон» (Frühlingstraum)

Песня начинается с изложения образа весеннего цветения природы и любовного счастья. Вальсообразное движение в высоком регистре, A-dur, прозрачная фактура, тихая звучность – все это придает музыке характер очень легкий, мечтательный и, вместе с тем, призрачный. Морденты в фортепианной партии подобны птичьим голосам.

Внезапно развитие этого образа обрывается, уступив место новому, исполненному глубокой душевной боли и отчаяния. Он передает внезапное пробуждение героя и возвращение его к реальности. Мажору противопоставляется минор, неспешному развертыванию – ускоренный темп, плавной песенности – короткие речитативные реплики, прозрачным арпеджио – резкие, сухие, «стучащие» аккорды. Драматическое напряжение нарастает в восходящих секвенциях до кульминационного ff .

Заключительный 3-й эпизод носит характер сдержанной, полной смирения грусти. Таким образом, возникает открытая контрастно-составная форма типа АВС. Далее вся цепь музыкальных образов повторяется, создавая сходство с куплетностью. Подобного сочетания контрастного развертывания с куплетной формой в «Прекрасной мельничихе» не было.

«Липа» (Der Lindenbaum)

В ином соотношении находятся контрастные образы в «Липе». Песня изложена в контрастной 3хчастной форме, полной эмоциональных «переключений» от одного состояния к другому. Однако в отличие от песни «Спокойно спи», контрастные образы находятся в вариантной зависимости друг от друга.

В фортепианном вступлении возникает триольное кружение 16-х на pp , которое ассоциируется с шелестом листвы и дуновением ветерка. Тематизм этого вступления самостоятелен и в дальнейшем подвергается активному развитию.

Ведущий мажорный образ «Липы» – это воспоминание героя о счастливом прошлом. Музыка передает настроение тихой светлой грусти по чему-то невозвратно ушедшему (сходство с «Колыбельной ручья» из «Прекрасной мельничихи» в той же тональности E-dur). В целом первый раздел песни состоит из двух строф. Вторая строфа представляет собой минорный вариант первоначальной темы. К концу I-го раздела вновь восстанавливается мажор. Подобные «колебания» мажора и минора являются очень характерной стилевой особенностью музыки Шуберта.

Во втором разделе вокальная партия насыщается речитативными элементами, а фортепианное сопровождение становится более иллюстративным. Хроматизация гармонии, гармоническая неустойчивость, колебания динамики передают бушевание зимней непогоды. Тематический материал этого фортепианного сопровождения не новый, это вариант вступления к песни.

Реприза песни варьирована.

Сравнение с «Прекрасной мельничихой»

Драматизация песен сказалась и на музыкальном языке цикла «Зимний путь». По сравнению с «Прекрасной мельничихой» здесь:

· Усложняется, становится более характеристичным фонизм гармоний. Используются альтерированные септаккорды («Весенний сон»), увеличенное трезвучие («Ворон», «Блуждающий огонек»), усиливается роль переменных функций. Растет значение терцовых и секундовых тональных сдвигов, мажоро-минорных сопоставлений.

· Возрастает значение фортепианной партии. Шуберт развивает здесь принцип «разделения функций» между партиями голоса и фортепиано, найденный еще в «Гретхен за прялкой». Очень часто фортепиано выполняет «сковывающую», «сдерживающую» роль.

· Более разнообразной становится мелодико-интонационная сфера, однако при этом одновременно усиливаются и связи между отдельными песнями:

o интонационные – многократно встречаются секундовые интонации вздохов (bVI – V или V – bVI – V), а также мотив V – III – II – #VII – I в миноре;

o ритмические. Во многих песнях присутствует скрытая маршевость, ритм шага, ассоциирующийся с образом странника («Спокойно спи», «Одиночество», «Путевой столб», «Бодрость»);

o тональные. В цикле имеется 2 тональных центра – «ля» и «до». Тональное развитие совершается вокруг одного или другого из них.

Психологизация образов никогда не приводит у Шуберта к «полному отключению» от внешнего мира (в отличие, например, от Шумана). Если в «Прекрасной мельничихе» преобладающим фоном было журчание ручейка, то в «Зимнем пути» есть и наигрыш почтового рожка, и скрип флюгера, и шелест листвы и пр. Разнообразие ситуаций выгодно оттеняет единство психологического образа.

Шарманщик» – это подлинное «царство статики», как мелодической, так и гармонической. На всем протяжении песни выдерживается одна и та же «волыночная квинта», вокальная партия пронизана монотонией повторов, равнодольностью.

Эпизодически встречаются и светлые образы, лишенные оттенка призрачности – «Бодрость», «Почта».

Из всей музыки «Зимнего пути» именно эта начальная тема «Липы» приобрела значение народной песни.

Два песенных цикла, написанные композитором в последние годы жизни («Прекрасная мельничиха» в 1823, «Зимний путь» – в 1827), составляют одну из кульминаций еготворчества. Оба созданы на слова немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера. Их многое связывает – «Зимний путь» является как бы продолжением «Прекрасной мельничихи». Общими являются :

· тема одиночества, несбыточности надежд простого человека на счастье;

· связанный с этой темой мотив странствия, характерный для романтического искус­ства. В обоих циклах возникает образ одинокого странствующего мечтателя;

· много общего в характере героев – робость, застенчивость, легкая душевная ранимость. Оба – «однолюбы», поэтому крушение любви воспринимается как крушение жизни;

· оба цикла имеют монологический характер. Все песни – это высказывание одного героя;

· в обоих циклах многогранно раскрываются образы природы.

· в первом цикле есть ясно очерченный сюжет. Хотя непосредственный показ действия отсутствует, о нем легко можно судить по реакции главного героя. Здесь отчетливо выделяются узловые моменты, связанные с развитием конф­ликта (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог). В «Зимнем пути» сюжетного действия нет. Любовная драма разыгралась до первой песни. Психологический конфликт не возникает в процессе развития, а существует изначально . Чем ближе к концу цикла, тем яснее неизбежность трагической развязки;

· цикл «Прекрасной мельничихи» ясно делится на две контрастные половины. В более развернутой первой доминируют радостные эмоции. Входящие сюда песни рассказывают о пробуждении любви, о светлых надеждах. Во второй половине усиливаются скорбные, горестные настроения, появляется драматическое напряжение (начиная с 14-й песни – «Охотник» – драматизм становится явным). Кратковременному счастью мельника приходит конец. Однако, скорбь «Прекрасной мельничихи» далека от острого трагизма. Эпилог цикла закрепляет состояние светлой умиротворенной грусти. В «Зимнем пути» драматизм резко усилен, появляются трагические акценты. Песни скорбного характера явно преобладают, причем, чем ближе конец произведения, тем беспросветней становится эмоциональный колорит. Чувства одиночества и тоски заполняют всё сознание героя, достигая кульминации в самой последней песне и «Шарманщике»;

· разная трактовка образов природы. В «Зимнем пути» природа больше не сочувствует человеку, она безразлична к его страданиям. В «Прекрасной мельничихе» жизнь ручья нерастор­жима с жизнью юноши как проявление единства человека и природы (подобная трактовка образов природы характерна для народной поэзии). Кроме того, ручей олицетворяет мечту о родственной душе, которую так напряженно ищет роман­тик среди окружающего его равнодушия;

· в «Прекрасной мельничихе» наряду с главным героем косвенно очерчиваются и другие персонажи. В «Зимнем пути» вплоть до последней песни никаких реальных действующих персонажей, по­мимо героя, нет. Он глубоко одинок и в этом одна из основных мыслей произведе­ния. Идея трагического одиночества человека во враждебном ему мире – узловая проблема всего романтического искусства. Именно к ней так «тянуло» всех роман­тиков, и Шуберт был первым художником, так блестяще раскрывшим эту тему в музыке.

· «Зимнем пути» гораздо сложнее строение песен, по сравнению с песнями первого цикла. Половина песен «Прекрасной мельничихи» написана в куплетной форме (1,7,8,9,13,14,16,20). Большинство из них раскрывает какое-то одно настроение, без внутренних контрастов.

В «Зимнем пути», наоборот, все песни, кроме "Шарманщика", содержат внутренние контрасты.

Появление старика-шарманщика в последней песне "З.П." не означает конец одиночества. Это как бы двойник главного героя, намек на то, что может ожидать его в дальнейшем, такой же отверженный обществом несчастный скиталец

Шуберт, цикл«Лебединая песня»

После смерти Шуберта среди его рукописей были найдены замечательные песни, созданные в последние полтора годы жизни композитора. Издатели произвольно объединили их в один сборник, названный «Лебединой песней». Сюда вошли 7 песен на слова Л. Рельштаба, 6 песен на слова Г. Гейне и «Голубиная почта» на текст И.Г. Зейдля (самая последняя из сочиненных Шубертом песен).

Среди песен на стихи Рельштаба выделяются «Приют» и «Серенада».

В песне «Приют» через образ бури передается конфликт мятежной личности с окружающей действительностью. Остинатная ритмическая пульсация сопровождения заставляет вспомнить балладу «Лесной царь». Кульминационный возглас в заключительной строфе песни выделен «шубертовской субдоминантой» (минорным трезвучием VI ступени в миноре, имеющим мрачную и суровую окраску).


Франц Петер Шуберт
Симфония № 8, си минор, D 759, «Неоконченная»
Symphony № 8 in B minor, D 759, «Unvollendete»


Состав оркестра : 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, струнные.

История создания

В 1865 году венский придворный капельмейстер Иоганн Хербек, составляя программу концерта старой венской музыки, начал рыться в кипах забытых рукописей. В неразобранном архиве председателя Штирийского любительского музыкального общества А. Хюттенбреннера он обнаружил неизвестную ранее партитуру Шуберта. Это была си-минорная симфония. Под управлением Хербека она и прозвучала впервые 17 декабря 1865 года в концерте венского Общества любителей музыки.

Композитор создавал ее на протяжении последних месяцев 1822 года. Он был в эти годы уже широко известен в Вене как автор многих прекрасных песен и популярных фортепианных пьес, однако ни одна из его предшествовавших симфоний не была публично исполнена, и как симфониста его никто, кроме самых близких друзей, не знал. Новая симфония создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже - в партитуре. В фортепианной редакции сохранились наброски трех частей симфонии, однако в партитуре композитор записал лишь две. Больше он к этой симфонии не возвращался. Потому она и получила в последствии название Неоконченной.

До сих пор продолжаются споры о том, является ли эта симфония действительно незавершенной, или Шуберт полностью воплотил свой замысел в двух частях вместо общепринятых четырех. Две ее части оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности. Это позволило некоторым исследователям утверждать, что композитор и не предполагал продолжения, так как воплотил свой замысел в двух частях. Однако сохранились наброски партитуры третьей части, по каким-то причинам оставленные в эскизе. Более того, среди музыки к пьесе «Розамунда», написанной в тот же период, существует антракт, написанный также в си миноре - тональности крайне редко употреблявшейся, - и по характеру имеющий сходство с традиционным симфоническим финалом. Некоторые исследователи творчества Шуберта склонны считать, что этот антракт вкупе с набросками скерцо и составляет обычный четырехчастный цикл.

Тематических связей с Неоконченной в этом антракте нет, поэтому нельзя утверждать с уверенностью, что он должен был стать финалом симфонии. В то же время в эскизах третьей части такие связи просматриваются. Пожалуй, наиболее вероятным кажется мнение, также высказанное на страницах посвященных Шуберту книг: он собирался писать обычную четырехчастную симфонию, но, в отличие от песни, в которой был полновластным, уверенным в себе мастером, в симфоническом жанре уверенным себя не чувствовал. Ведь ему до сих пор не удалось услышать ни одной из своих симфоний в профессиональном оркестровом звучании. И быть новатором он вовсе не стремился: его идеалом, к которому он мечтал приблизиться, был Бетховен, что и доказала следующая, Большая симфония до мажор. А написав эти две части, он мог просто испугаться - настолько они не были похожи на все, написанное в этом жанре до него.

Кстати, это была не первая его симфония, оказавшаяся недописанной: до того, в августе 1821 года, он писал симфонию ми мажор (условно считающуюся Седьмой), партитура которой была написана эскизно. В ней уже видны подступы к двум следующим симфоническим циклам - в составе оркестра, масштабах, отчетливом романтическом колорите. Возможно, композитор не стал ее дописывать, так как не нашел еще нового пути, по которому думал двигаться. Также - об этом можно лишь гадать - не казался ему плодотворным и путь Неоконченной: не поняв, что созданное им - шедевр, открывающий совершенно новые пути в симфонии, Шуберт счел ее неудачей и оставил работу. Считать ее законченным двухчастным циклом тем более нет оснований, что не только у Шуберта, но и у более поздних композиторов, вплоть до XX века, обычно выдерживаются тональные соотношения частей: заключать симфонию должна та же (или одноименная) тональность, в которой она начиналась. Единственным смелым новаторством было создание Малером финала Девятой, ре-мажорной симфонии, в ре-бемоль мажоре, впрочем, совершенно оправданное самим замыслом. Во времена же Шуберта создать произведение, которое начиналось бы в си миноре, а заканчивалось в ми мажоре, было совершенно немыслимо, зато тональность субдоминанты вполне могла появиться в одной из средних частей цикла.

Неоконченная - одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. С ней в симфоническую музыку входит новая тема - внутренний мир человека, остро чувствующего свой разлад с окружающей действительностью. Это - первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре. К сожалению, ее появление на эстраде задержалось почти на полвека, и симфония, ставшая потрясением для открывших ее музыкантов, не оказала на развитие музыки своевременно того влияния, которое могла бы оказать. Она прозвучала тогда, когда уже были написаны романтические симфонии Мендельсона, Берлиоза, Листа.

Музыка

Первая часть. Откуда-то из глубины в унисоне виолончелей и контрабасов возникает настороженная вступительная тема, играющая роль своеобразного лейтмотива симфонии. Она застывает, словно неразрешенный вопрос. А дальше - трепетный шелест у скрипок и на его фоне - распев главной темы. Мелодия простая и выразительная, словно молящая о чем-то, интонируется гобоем и кларнетом. Взволнованный, трепетный фон и внешне спокойная, но наполненная внутренней напряженностью кантилена создают ярчайший по выразительности, типично романтический образ. Постепенно разворачивается лента мелодии. Музыка приобретает все более напряженный характер, доходит до фортиссимо. Без связующей, обязательной у венских классиков, отделенная только лаконичным переходом (тянущийся звук валторн) от главной, начинается побочная партия. Мягкую вальсовую мелодию непринужденно запевают виолончели. Возникает островок безмятежного покоя, светлая идиллия. Мерно покачивается, словно убаюкивает, аккомпанемент. Еще более светлый характер приобретает эта тема, когда ее подхватывают и переводят в более высокий регистр скрипки. Внезапно обрывается свободный, непринужденный напев-танец. После полной тишины (генеральная пауза) - взрыв оркестрового tutti. Снова пауза - и снова взрыв громового тремоло. Идиллия прервана, драма вступает в свои права. Бурно вздымаются сокрушительные аккорды, жалобными стонами отвечают обрывки аккомпанемента побочной темы. Она словно пытается пробиться на поверхность, но когда, наконец, возвращается, облик ее изменен: она надломлена, окрашена скорбью. В конце экспозиции все застывает. Возвращается, подобно неотвратимому року, таинственный и зловещий мотив вступления. Разработка построена на вступительном мотиве и интонациях аккомпанемента побочной партии. Драматизм усиливается, перерастая в трагический пафос. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. Внезапно наступает полная прострация. Обессиленные обрывки мотивов рассеиваются, остается звучать лишь одинокая тоскливая нота. И снова из глубины вползает вступительная тема. Начинается реприза. Кода, в традициях Бетховена, создана как вторая разработка. В ней - то же мучительное напряжение, пафос отчаяния. Но борьба окончена, сил больше нет. Последние такты звучат как трагический эпилог.

Вторая часть симфонии - мир иных образов. Здесь - примиренность, поиски иных, светлых сторон жизни, созерцательность. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет забвения. Мерно звучат шаги басов (контрабасы пиццикато), на них накладывается простой, но удивительно красивый напев скрипок, мечтательный и задушевный. Неоднократно повторяясь, он варьируется, обрастает выразительными попевками. Кратковременный динамический взлет tutti - и вновь спокойное движение. После небольшой связки появляется новый образ: мелодия наивная и, вместе с тем, глубокая, более индивидуальная, чем первая тема, печальная, в теплых, напоминающий человеческий голос тембрах кларнета и сменяющего его гобоя, наполненная живой трепетностью. Это побочная партия лаконичной сонатной формы. Она тоже варьируется, приобретая временами взволнованный характер. Внезапно в ее плавном течении наступает перелом - она звучит драматично в мощном изложении всего оркестра. Но недолгий всплеск сменяется экспрессивным, насыщенным имитациями развитием: это краткая разработка, заканчивающаяся долгими аккордами струнных, таинственными зовами валторн и отдельных деревянных. Тонкая оркестровая звукопись подводит к репризе. В коде происходит постепенное затухание, растворение начальной темы. Возвращается тишина...


Л. Михеева

Symphonie Nr. 8 h-moll (Unvollendete), D. 759
I. Allegro moderato
II. Andante con moto

Герберт фон Караян и Берлинский филармонический оркестр
Гюнтер Ванд

Карл Бём и Берлинский филармонический оркестр

Если тебе нечего сказать, значит, и нечего спеть. (Франц Шуберт)

Франц Шуберт, 1797-1828, австрийский композитор, создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И.В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.

Особого внимания, как одно из истинных шедевров музыки, заслуживает лирико-драматическая «Неоконченная симфония» си-минор, №8. Личная лирическая тема никогда ранее не стояла в основе в симфонии. В ней проявляется песенность в изложении тем - мелодия и аккомпанемент (как в песне), форма законченная (как куплет), в развитии - оно вариационное, симфонию пронизывает приближённость звучания мелодии к голосу. Голосом поёт каждая отдельная тема.

Образ вступления - сумрачный, затаённый, звучит унисоном у виолончелей и контрабасов в нижнем регистре как тревожное предчувствие. Главная партия у гобоя с кларнетом - задушевная, элегичная, протяжная, трогательная. Побочная партия - светлая, приветливая, песенно-танцевальная с терцовым соотношением тональностей с главной партией. То же наблюдаем и во второй части.

Разработка основана на теме вступления. Звучит насыщенно, плотно, напряженно, драматично. Слышим неплохие полифонические приемы.

Вторая часть полна той же трогательной задумчивости: в природе и грёзах герой находит прибежище от мира зла и несчастий, переносится в мир завораживающих волшебных сновидений. Здесь преодолеваются тревога и грусть первой части. От душевного смятения остается только воспоминание.

Изумительной красотой отличаются обе темы: и широкая певучая главная, и проникнутая тонкими оттенками побочная. Замечательный эффект угасания найден композитором в самом конце произведения.

Огромное сожаление вызывает то, что произведение так и не было исполнено при жизни композитора. Рукопись была найдена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в том же году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона), а первое исполнение «Неоконченной симфонии» -- в 1865 (через 37 лет).

Большой интерес на протяжении многих лет «Неоконченная симфония» вызывает из-за того, что, вопреки правилам, имеет только 2 части вместо 4. Есть мнения, что симфония не окончена, но, на мой взгляд, «звучащая биография простого человека», глубоко чувствующего жизнь, стремящегося передать полноту внутренней жизни своей личности, вплоть до тончайших, неуловимых переживаний отражена в ней довольно полно.

лирический неоконченный симфония шуберт

Вывод

Симфония №8 идейно завершённое произведение. Шуберт намерено не сделал финала по той причине, что, не может быть финала у страданий и любви к миру.

Используемая литература

1. История и теория музыки. Учебное пособие под редакцией кандидата искусствоведения Хвоиной О.Б. - М.: ГИТР, 2009.

2. Познавательный журнал «Школа жизни». Статья Г. Константиновой «Шуберт и его маленький человек».

3. К. Кузнецов «Венок Шуберту».

4. Материалы международного форума искусств «Романтизм: истоки и горизонты» МГК им. П.И. Чайковского.




«Неоконченная симфония» си минор — одно из самых знаменитых произведений австрийского композитора Франца Петера Шуберта, посвященное любительскому музыкальному обществу в Граце. В 1824 были представлены две первые части.

В 1865 венский придворный капельмейстер Иоганн Хербек, составляя программу концерта старой венской музыки, рылся в кипах забытых рукописей. В неразобранном архиве председателя Штирийского любительского музыкального общества А. Хюттенбреннера он обнаружил неизвестную ранее партитуру Шуберта. Это была си-минорная симфония. Под управлением Хербека она и прозвучала впервые 17 декабря 1865 в концерте венского Общества любителей музыки.

Франц Шуберт создавал Неоконченная симфонию на протяжении последних месяцев 1822. В эти годы Шуберт был уже широко известен в Вене как автор многих прекрасных песен и популярных фортепианных пьес, но как симфониста его никто, кроме самых близких друзей, не знал и ни одна из его симфоний не была публично исполнена . Новая симфония создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже — в партитуре. В фортепианной редакции сохранились наброски трех частей симфонии, а в партитуре композитор записал лишь две. Больше Шуберт к ней не возвращался, потому симфонию назвали : "Неоконченная"


Густав Климт "Шуберт за фортепиано" 1899

До сих пор продолжаются споры о том, является ли эта симфония действительно незавершенной, или Франц Шуберт полностью воплотил свой замысел в двух частях вместо общепринятых четырех. Две ее части оставляют впечатление удивительной целостности, исчерпанности, что позволяет некоторым исследователям утверждать, что композитор и не предполагал продолжения, так как воплотил свой замысел в двух частях. Однако сохранились наброски партитуры третьей части, по каким-то причинам оставленные в эскизе. Более того, среди музыки к пьесе «Розамунда», написанной в тот же период, существует антракт, написанный также в си миноре — тональности крайне редко употреблявшейся, — и по характеру имеющий сходство с традиционным симфоническим финалом. Некоторые исследователи творчества Шуберта склонны считать, что этот антракт вкупе с набросками скерцо и составляет обычный четырехчастный цикл.


Это была не первая его симфония, оказавшаяся недописанной: до того, в августе 1821, он писал симфонию ми мажор, её считают Седьмой, партитура которой была написана эскизно. Вообще же создавать произведение, начинающееся в си миноре, а заканчивающееся в ми мажоре, во времена Шуберта было совершенно немыслимо.

О жизни и творчестве выдающегося австрийского композитора Франца Шуберта в 1968 выпущен старый добрый советский телеспектакль "Неоконченная симфония".


Шуберт Калягина очень органичен и обаятелен. И Ведерников проникновеннейшим образом поет за кадром


Несмотря на некоторую наивность и вполне естественную для своего времени и выбранного жанра дидактичность, фильм интересен. Впечатляет добросовестность авторов в передаче портретного сходства персонажей и их игра.

Вокальные партии: А.Ведерников, Е.Шумская, Г.Кузнецова, С.Яковенко.

Мелодия первой части простая и выразительная, словно молящая о чем-то, интонируется гобоем и кларнетом. Взволнованный, трепетный фон и внешне спокойная, но наполненная внутренней напряженностью кантилена создают ярчайший по выразительности, типично романтический образ. Постепенно разворачивается лента мелодии. Музыка приобретает все более напряженный характер, доходит до фортиссимо. Без связующей, обязательной у венских классиков, отделенная только лаконичным переходом (тянущийся звук валторн) от главной, начинается побочная партия. Мягкую вальсовую мелодию непринужденно запевают виолончели. Возникает островок безмятежного покоя, светлая идиллия. Мерно покачивается, словно убаюкивает, аккомпанемент. Еще более светлый характер приобретает эта тема, когда ее подхватывают и переводят в более высокий регистр скрипки. Внезапно обрывается свободный, непринужденный напев-танец. После полной тишины (генеральная пауза) — взрыв оркестрового tutti. Снова пауза — и снова взрыв громового тремоло. Идиллия прервана, драма вступает в свои права. Бурно вздымаются сокрушительные аккорды, жалобными стонами отвечают обрывки аккомпанемента побочной темы. Она словно пытается пробиться на поверхность, но когда, наконец, возвращается, облик ее изменен: она надломлена, окрашена скорбью. В конце экспозиции все застывает. Возвращается, подобно неотвратимому року, таинственный и зловещий мотив вступления. Разработка построена на вступительном мотиве и интонациях аккомпанемента побочной партии. Драматизм усиливается, перерастая в трагический пафос. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. Внезапно наступает полная прострация. Обессиленные обрывки мотивов рассеиваются, остается звучать лишь одинокая тоскливая нота. И снова из глубины вползает вступительная тема. Начинается реприза. Кода, в традициях Бетховена, создана как вторая разработка. В ней — то же мучительное напряжение, пафос отчаяния. Но борьба окончена, сил больше нет. Последние такты звучат как трагический эпилог.



Вторая часть симфонии — мир иных образов. Здесь — примирение, поиски иных, светлых сторон жизни, созерцательность. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет забвения. Мерно звучат шаги басов (контрабасы пиццикато), на них накладывается простой, но удивительно красивый напев скрипок, мечтательный и задушевный. Неоднократно повторяясь, он варьируется, обрастает выразительными попевками. Кратковременный динамический взлет tutti — и вновь спокойное движение. После небольшой связки появляется новый образ: мелодия наивная и, вместе с тем, глубокая, более индивидуальная, чем первая тема, печальная, в теплых, напоминающий человеческий голос тембрах кларнета и сменяющего его гобоя, наполненная живой трепетностью. Это побочная партия лаконичной сонатной формы. Она тоже варьируется, приобретая временами взволнованный характер. Внезапно в ее плавном течении наступает перелом — она звучит драматично в мощном изложении всего оркестра. Но недолгий всплеск сменяется экспрессивным, насыщенным имитациями развитием: это краткая разработка, заканчивающаяся долгими аккордами струнных, таинственными зовами валторн и отдельных деревянных. Тонкая оркестровая звукопись подводит к репризе. В коде происходит затухание, растворение начальной темы. Возвращается тишина...

Л. Михеева

belcanto.ru ›s_schubert_8.html



Loading...Loading...