Что изображено синим цветом на топографической карте. Условные обозначения плана местности. Топографические знаки. Смотреть что такое "условные знаки" в других словарях

Рамки карты и координатные линии. Листы топографических карт имеют три рамки: внутреннюю, минутную и внешнюю. Внутреннюю рамку образуют отрезки параллелей, ограничивающих площадь карты с севера и юга, и отрезки меридианов, ограничивающих её с запада и востока. Значения широт и долгот на линиях внутренней рамки связаны с номенклатурой карты и написаны в каждом её углу.

Между внутренней и внешней рамками помещена минутная рамка, на которой нанесены деления, соответствующие одной минуте широты (слева и справа) и долготы (наверху и внизу). Точками на рамке отмечены десятки секунд.

Система прямоугольных координат на карте представлена километровой сеткой, образованной проведенными через 1 км координатными линиями x и y . Значения x и y , выраженные в километрах, надписаны на выходах линий за внутреннюю рамку карты.

Планы масштабов 1:5000-1:500 с прямоугольной разграфкой имеют только сетку прямоугольных координат. Ее линии проведены через 10 см.

Условные знаки. На планах и картах объекты местности изображают условными знаками.

Условные знаки различают контурные, внемасштабные и линейные.

Контурными условными знаками изображают объекты, форма и размеры которых могут быть переданы в масштабе плана (карты). К ним относятся земельные угодья (леса, сады, пашни, луга), водоёмы, а для более крупных масштабов - здания, сооружения. Очертания объектов (контуры) на плане показывают точечным пунктиром или линиями определённой толщины и цвета. Внутри контура помещают знаки, указывающие характер объекта.

Внемасштабными условными знаками изображают объекты, которые необходимо нанести на план, но невозможно изобразить в масштабе (бензоколонки, колодцы, пункты геодезической сети и др.).

Линейными условными знаками изображают объекты, длина которых выражается в масштабе плана, а ширина не выражается (линии электропередач и связи, трубопроводы, ограды, тропы).

Для отражения характеристик изображаемых объектов многие условные знаки сопровождаются пояснительными подписями. Так, при изображении железной дороги указывают высоту насыпи и глубину выемки, ширину колеи на узкоколейной дороге. При изображении шоссе указывают его ширину и материал покрытия; при изображении линий связи – число проводов и их назначение; при изображении лесов – породу деревьев, среднюю высоту, толщину стволов и расстояние между деревьями.

Изображение рельефа. На картах и планах рельеф изображают с помощью горизонталей, высотных отметок и условных знаков.

Горизонтали - линии сечения земной поверхности равноотстоящими уровенными поверхностями. Иными словами, горизонтали - это линии равных высот. Горизонтали, подобно другим точкам местности, проецируют на уровенную поверхность Q и наносят на план (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Горизонтали: h – высота сечения рельефа; d – заложение

Разность h высот смежных горизонталей, равная расстоянию между секущими поверхностями, называется высотой сечения рельефа . Значение высоты сечения подписывают у нижней рамки плана.

Горизонтальное расстояние между соседними горизонталями называется заложением . Минимальным в данном месте является заложение, перпендикулярное к горизонталям, – заложение ската . Чем меньше заложение ската, тем круче скат.

Направление ската указывают бергштрихами - короткими штрихами у некоторых горизонталей, направленными в сторону спуска. На отдельных горизонталях в их разрывах пишут их высоту так, чтобы верх цифр указывал в сторону подъёма.

Горизонтали с круглыми значениями высот делают утолщёнными, а для отражения деталей рельефа используют полугоризонтали – штриховые линии, соответствующие половине высоты сечения рельефа, а также вспомогательные горизонтали с короткими штрихами, проводимые на произвольной высоте.

Изображение рельефа горизонталями дополняется вписыванием на план отметок высот около характерных точек рельефа и специальными условными знаками, изображающими обрывы, скалы, овраги и т. п.

Основными формами рельефа являются гора, котловина, хребет, лощина и седловина (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Основные формы рельефа: а – гора; б – котловина; в – хребет; г – лощина; д – седловина; 1 – водораздельная линия; 2 – водосливная линия.

Гора (возвышенность, холм, курган, сопка) изображается замкнутыми горизонталями с бергштрихами, обращёнными наружу (рис. 4.4, а ). Характерными точками горы являются её вершина и точки у подошвы.

Котловина (впадина) тоже изображается замкнутыми горизонталями, но с бергштрихами, обращёнными внутрь (рис. 4.4, б ). Характерными точками котловины являются точки на её дне и вдоль бровки.

Хребет - вытянутая возвышенность. Изображается огибающими гребень хребта и идущими по его скатам вытянутыми горизонталями (рис. 4.4, в ). Бергштрихи, как и у горы, обращены наружу. Характерной линией хребта является проходящая вдоль его гребня водораздельная линия .

Лощина (долина, ущелье, овраг, балка) – вытянутое в одном направлении углубление. Изображается вытянутыми, горизонталями с бергшрихами, обращёнными внутрь (рис. 4.4, г ). Характерной линией лощины является водосливная линия (тальвег) - линия, по которой сбегает вода.

Седловина (перевал) – понижение между двумя возвышенностями (рис. 4.4, д ). По обе стороны к седловине примыкают лощины. Седловина – это место пересечения водораздельной и водосливной линий.

Условные знаки бывают контурные, линейные и внемасштабные.

  • Контурными (площадными) знаками показаны, например, озера;
  • Линейными знаками - реки, дороги, каналы.
  • Внемасштабными знаками на планах отмечают, например, колодцы, родники, а на географических картах — населенные пункты, вулканы, водопады.

Рис. 1. Примеры внемасштабных, линейных и площадных условных знаков

Рис. Основные условные знаки

Рис. Условные знаки местности

Изолинии

Есть отдельная категория условных знаков — изолинии, т. е. линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями изображаемых явлений (рис.2). Линии равного атмосферного давления называются изобарами , линии равной температуры воздуха - изотермами , линии равных высот земной поверхности — изогипсами ил и горизонталями.

Рис. 2. Примеры изолиний

Способы картографирования

Для изображения географических явлений на картах применяют различные способы . Способом ареалов показывают районы распространения природных или социальных явлений, например животных, растений, некоторых полезных ископаемых. Знаки движения используют для показа морских течений, ветров, транспортных потоков. Качественным фоном показывают, например, государства на политической карте, а количественным фоном - подразделение территории по какому-либо количественному показателю (рис. 3).

Рис. 3. Картографические способы: а — способ ареалов; б — знаки движения; в — способ качественного фона; г — количественный фон — точечные знаки

Для показа средней величины явления на какой-либо территории наиболее целесообразно использовать принцип равных интервалов. Один из путей получения интервала — деление разности между самым большим и самым маленьким показателем на пять. Например, если самый большой показатель — 100, самый маленький — 25, разность между ними — 75, ее 1/5 -15, то интервалы будут: 25-40, 40-55, 55-70, 70-85 и 85-100. При показе этих интервалов на карте более светлый фон или редкая штриховка изображают меньшую интенсивность явления, более темные тона и густая штриховка — большую. Такой способ картографического изображения называется картограммой (рис. 4).

Рис. 4. Примеры картограммы и картодиаграммы

К способу картодиаграммы прибегают, чтобы показать суммарную величину явления на какой-либо территории, например производство электроэнергии, численность учащихся школ, запасы пресной воды, степень распаханности земли и т. д. Картосхемой называют упрошенную карту, не имеющую градусной сети.

Изображение рельефа на планах и картах

На картах и планах рельеф показывают при помощи горизонталей и отметок высот.

Горизонтали, как вы уже знаете, — это линии на плане или карте, соединяющие точки земной поверхности, которые имеют одинаковую высоту над уровнем океана (абсолютную высоту) или над уровнем, принятым за точку отсчета (относительную высоту).

Рис. 5. Изображение рельефа горизонталями

Для того чтобы на плане изобразить холм, нужно определить его относительную высоту, которая показывает, на какое расстояние по вертикали одна точка земной поверхности выше другой (рис. 7).

Рис. 6. Изображение холма на плоскости

Рис. 7. Определение относительной высоты

Относительную высоту можно определить с помощью нивелира. Нивелир (от фр.niveau - уровень, нивелир) — прибор для определения разности высот между несколькими точками. Прибор, устанавливаемый обычно на треножник (штатив), оборудован зрительной трубой, приспособленной к вращению в горизонтальной плоскости, и чувствительным уровнем.

Провести нивелирование холма - это значит произвести замеры западного, южного, восточного и северного его склонов от подошвы до вершины с помощью нивелира и вбить колышки в тех местах, где был установлен нивелир (рис. 8). Таким образом, четыре колышка будут вбиты у подошвы холма, четыре — на высоте 1 м от земли, если высота нивелира равна 1 м, и т. д. Последний колышек вбивается на вершине холма. После этого положение всех колышков наносят на план местности и плавной линией соединяют сначала все точки, имеющие относительную высоту 1 м, затем — 2 м и т. д.

Рис. 8. Невелирование холма

Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий — далеко друг от друга.

Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям, — это бергштрихи. Они показывают, в каком направлении склон понижается.

Горизонталями на планах изображают не только возвышенности, но и впадины. При этом бергштрихи обращены во внутреннюю сторону (рис. 9).

Рис. 9. Изображение горизонталями различных форм рельефа

Крутые склоны обрывов или оврагов на картах обозначают мелкими зубцами.

Высота точки над средним уровнем океана называется абсолютной высотой. В России все абсолютные высоты исчисляют от уровня Балтийского моря. Так, территория Санкт-Петербурга находится выше уровня воды в Балтийском море в среднем на 3 м, территория Москвы — на 120 м, а город Астрахань ниже этого уровня на 26 м. Отметки высот на географических картах указывают абсолютную высоту точек.

На физической карте рельеф изображают с помощью послойной окраски, т. е. цветом разной интенсивности. Например, участки, имеющие высоту от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет. Внизу карты помещена таблица, из которой видно, какой цвет какой высоте соответствует. Эта таблица называется шкалой высот.

Картографические (топографические) условные знаки представляют собой символические фоновые и штриховые условные обозначения различных объектов местности, которые применяются на топографических картах и планах. Данные знаки характеризуются общностью обозначения однородных групп объектов. Она наблюдается как по цвету, так и по начертанию. При этом главные знаки, использующиеся при составлении топографических карт различных государств, между собой сильно не различаются. Как правило, условные знаки передают размеры и форму, местоположение, а также некоторые количественные и качественные характеристики предметов, элементов и контуров рельефа, воспроизводимых на картах. Все они делятся на площадные (масштабные), внемасштабные, пояснительные и линейные. Вкратце охарактеризуем каждый из этих типов.

Масштабные знаки

Площадные, или масштабные, условные знаки используются для изображения тех топографических объектов, которые занимают существенную площадь. Размеры этих объектов могут выражаться в масштабе плана или карты. Площадной условный знак имеет две составные части. Первая из них - это знак границы объекта. Второй - условная окраска или заполняющие его знаки. изображается контур объекта (болота, луга, леса). Сплошной линией показывается контур населенного пункта, водоема. Кроме того, контур объекта может быть изображен с помощью условного знака той или иной границы (изгороди, канавы).

Заполняющие знаки

Условные обозначения плана местности многообразны. Один из их видов - это заполняющие знаки, которые представлены в определенном порядке внутри контура. Порядок может быть произвольным, шахматным. Заполняющие знаки также могут располагаться вертикальными или горизонтальными рядами. Масштабные знаки позволяют не просто отыскать место, где находится объект. Благодаря им можно также оценить его очертания, площадь, линейные размеры.

Внемасштабные знаки

Данный тип предназначен для изображения объектов, характеризующихся протяженностью на местности. К примеру, это обозначение реки, автомобильных или железных дорог, линий электропередачи, просек, границ, ручьев и др.

Линейные знаки

Они занимают промежуточное положение, находясь между внемасштабными и масштабными знаками. Длина соответствующих объектов оценивается исходя из масштаба карты, однако ширина - вне его. Обычно она больше ширины объекта местности, представленного на карте, положению которого соответствует продольная ось того или иного условного знака. Горизонтали также изображаются линейными знаками.

Мы перечислили еще не все условные обозначения плана местности. Переходим к пояснительным знакам.

Пояснительные знаки

Они используются для того, чтобы дополнительно охарактеризовать предметы, показываемые на карте. К примеру, ими обозначается ширина, длина и грузоподъемность моста, характер и ширина покрытия дорог, характер и глубина грунта брода, средняя высота и толщина деревьев в лесу. Пояснительными являются и собственные названия объектов, а также различные надписи на картах. Каждая из этих надписей выполняется буквами, имеющими определенный размер, и установленным шрифтом.

Обобщенный знак

По мере уменьшения масштаба топографических карт однородные условные обозначения плана местности для удобства объединяются в группы, которые, в свою очередь, складываются в один обобщенный знак. Систему обозначений в целом можно представить как усеченную пирамиду. В ее основании - знаки, используемые для планов, имеющих масштаб 1:500. Те, которые применяются для карт с масштабом 1:1 000 000 (их называют обзорно-топографическими), располагаются на вершине этой пирамиды.

Цветовые обозначения

Для всех карт цвета, которые имеют условные обозначения плана местности, одинаковы. При этом неважно, какой у них масштаб. Штриховые знаки сооружений, строений, угодий и их контуров, опорных пунктов, местных предметов, границ выполняются черным цветом. Коричневым обозначаются элементы рельефа. Ледники, водотоки, водоемы и болота на карте имеют синий цвет (светло-синий - зеркало вод). Зеленый цвет используется, когда представлено условное обозначение леса. Точнее сказать, его применяют для древесно-кустарниковой растительности в целом. Светло-зеленый служит для обозначения виноградников, кустарников, стлаников, карликовых лесов. Оранжевым отмечаются шоссе, а также кварталы, характеризующиеся огнестойкими строениями. Желтый цвет используется для обозначения улучшенных а также кварталов, в составе которых - неогнестойкие строения.

Сокращения названий

Для топографических карт имеются кроме условных знаков условные сокращения названий различных политико-административных единиц. К примеру, Московская область обозначается как Моск. Также установлены сокращения для пояснительных терминов. Условное обозначение болота - бол., электростанции - эл.-ст., юго-западного направления - ЮЗ. Использование стандартизированных шрифтов позволяет давать важные сведения в дополнение к условным знакам. К примеру, в шрифтах, которые используются для названий населенных пунктов, отображено их политико-административное значение, тип, населенность. Что касается рек, можно получить информацию о возможности судоходства и их величине. Шрифты, которые используются для характеристик колодцев и перевалов, отметок высот позволяют понять, какие из них следует считать главными.

Рельеф местности

На топографических картах и планах рельеф местности изображается с помощью следующих методов: цветной пластики, отмывки, штрихов, горизонталей и отметок. На картах крупного масштаба он отмечен обычно методом горизонталей, который имеет существенные преимущества по сравнению с другими способами.

Относительная и абсолютная высота

Для того чтобы верно изобразить рельеф поверхности земли на плане, нужно знать, какие высоты имеют точки на нем. На земле есть низменности, возвышенности, горы. Как же можно узнать, насколько они низки или высоки? Для этого нужно сравнить высоты этих объектов относительно какого-либо одинакового уровня. За первоначальный уровень принимают поверхность моря или океана.

Абсолютная высота - точка земной поверхности, которая отсчитывается от уровня океана или моря. Если точки расположены выше этого уровня, то их высота считается положительной (к примеру, обозначение вершины горы - положительное число). В противном случае она будет отрицательной. Относительная высота - это разность высот от некоторой точки поверхности земли до другой.

Как устанавливаются условные знаки

Все условные топографические обозначения обязательно должны обладать выразительностью, наглядностью. Они должны, кроме того, легко вычерчиваться. Условные обозначения на карте, используемые для всех масштабов, устанавливаются инструктивными и нормативными документами. Они обязательны для всех ведомств и организаций, которые осуществляют съемочные работы.

Землеустроительные организации принимают во внимание все многообразие сельскохозяйственных объектов и угодий. Оно зачастую выходит за рамки принятых обязательных условных знаков. Поэтому землеустроительные организации время от времени издают дополнительные знаки, которые отражают специфику сельского хозяйства. Так появляются новые условные обозначения на карте.

Генерализация карт

Местные предметы в зависимости от масштаба планов или карт показываются с разной подробностью. К примеру, в населенном пункте на плане, имеющем масштаб 1:2000, не будут изображены лишь отдельные однотипные дома, а будет показана также и их форма. А вот на карте с масштабом 1:50 000 есть возможность представить лишь кварталы. Что же будет, если увеличить его до 1:1 000 000? В этом случае весь город будет изображен небольшим кружком. Генерализацией карт называется такое обобщение элементов рельефа, которое наблюдается при переходе от масштабов более крупных к более мелким.

Топографические обозначения, как вы видите, многообразны. Они помогают нам получить информацию об объектах, представленных на карте. Обозначения городов, сел, рек и лесов и др. значительно отличаются друг от друга. Неудивительно, ведь это совершенно разные объекты.

В заключение расскажем о таком понятии, как план местности. Оно несколько раз встретилось в этой статье и может быть непонятно читателю.

План местности

Для того чтобы вести хозяйство и изучать природу, необходимы изображения участков поверхности земли. Местность, имеющую небольшую площадь, можно сфотографировать или нарисовать. Обычно фотографию делают с земной поверхности. Поэтому ближние предметы, изображенные на ней, заслоняют дальние. И фотография, и рисунок дают нам определенное представление о местности. Однако на них нельзя увидеть, какими формами и размерами обладает участок в целом. Объекты, которые размещены на поверхности, будут лучше видны, если фотографию участка сделать сверху, допустим с самолета. Изображение, полученное таким способом, называется аэрофотоснимком. Объекты, представленные на нем, похожи на то, как они выглядят на местности. Их взаимное расположение и размеры будут видны на этом изображении.

План местности также передает вид сверху. Однако есть множество различий между ним и фотоснимком. План местности представляет собой чертеж, выполненный на бумаге. На нем изображен в уменьшенном виде небольшой участок поверхности земли. Планы отличаются от других изображений тем, что все объекты, представленные на них, показаны условными знаками. Их разновидностей существует очень много. Самые простые из них, где изображены лишь отдельные объекты, именуются схемами. План местности является разновидностью топографической карты.

Топографические (картографические) условные знаки – символические штриховые и фоновые условные обозначения объектов местности, применяемые для их изображения на топографических картах .

Для топографических условных знаков предусмотрена общность обозначений (по начертанию и цвету) однородных групп объектов, при этом основные знаки для топографических карт разных стран не имеют между собой особых различий. Как правило, топографические условные знаки передают форму и размеры, местоположение и некоторые качественные и количественные характеристики воспроизводимых на картах предметов, контуров и элементов рельефа.

Топографические условные знаки принято разделять на масштабные (или площадные ), внемасштабные , линейные ипояснительные .

Масштабные, или площадные условные знаки служат для изображения таких топографических объектов, занимающих значительную площадь и размеры которых в плане могут быть выражены в масштабе данной карты или плана. Площадной условный знак состоит из знака границы объекта и заполняющих его знаков или условной окраски. Контур объекта показывается точечным пунктиром (контур леса, луга, болота), сплошной линией (контур водоема, населенного пункта) или условным знаком соответствующей границы (канавы, изгороди). Заполняющие знаки располагаются внутри контура в определенном порядке (произвольно, в шахматном порядке, горизонтальными и вертикальными рядами). Площадные условные знаки позволяют не только найти расположение объекта, но и оценить его линейные размеры, площадь и очертания.

Внемасштабные условные знаки используются для передачи объектов, не выражающихся в масштабе карты. Эти знаки не позволяют судить о размерах изображаемых местных предметов. Положению предмета на местности соответствует определенная точка знака. Например, для знака правильной формы (например, треугольника, обозначающего пункт геодезической сети, круга – цистерну, скважину) – центр фигуры; для знака в виде перспективного рисунка объекта (фабричная труба, монумент) – середина основания фигуры; для знака с прямым углом в основании (ветряной двигатель, бензоколонка) – вершина этого угла; для знака, сочетающего несколько фигур (радиомачта, нефтяная вышка), – центр нижней из них. Следует учесть, что одни и те же местные предметы на картах или планах крупных масштабов могут быть выражены площадными (масштабными) условными знаками, а на картах мелких масштабов – внемасштабными условными знаками.

Линейные условные знаки предназначены для изображения протяженных объектов на местности, например железные и автомобильные дороги, просеки, линии электропередач, ручьи, границы и другие. Они занимают промежуточное положение между масштабными и внемасштабными условными знаками. Длина таких объектов выражается в масштабе карты, а ширина на карте – вне масштаба. Обычно она получается больше ширины изображаемого объекта местности, а его положению соответствует продольная ось условного знака. Линейными топографическими условными знаками изображаются также горизонтали.

Пояснительные условные знаки применяются в целях дополнительной характеристики показываемых на карте местных предметов. Например, длина, ширина и грузоподъемность моста, ширина и характер покрытия дорог, средняя толщина и высота деревьев в лесу, глубина и характер грунта брода и т. д. Различные надписи и собственные названия объектов на картах также носят пояснительный характер; каждая из них выполняется установленным шрифтом и буквами определенного размера.

На топографических картах, по мере умельчения их масштаба, однородные условные знаки объединяются в группы, последние – в один обобщенный знак и т.д., в целом систему данных обозначений можно представить в виде усеченной пирамиды, в основании которой лежат знаки для топографических планов масштаба 1: 500, а на вершине – для обзорно-топографических карт масштаба 1: 1 000 000.

Цвета топографических условных знаков едины для карт всех масштабов. Штриховые знаки угодий и их контуров, строений, сооружений, местных предметов, опорных пунктов и границ печатаются при издании черным цветом; элементов рельефа – коричневым; водоемы, водотоки, болота и ледники – синим (зеркало вод – светло-синим); площади древесно-кустарниковой растительности – зелёным (карликовые леса, стланики, кустарники, виноградники – светло-зелёным); кварталы с огнестойкими строениями и шоссе – оранжевым; кварталы с неогнестойкими строениями и улучшенные грунтовые дороги – желтым.

Наряду с условными знаками для топографических карт установлены условные сокращения собственных названий политико-административных единиц (например, Московская область – Моск.) и пояснительных терминов (например, электростанция – эл.-ст., болото - бол., юго-западный – ЮЗ). Стандартизованные шрифты для надписей на топографических картах позволяют дополнительно к условным знакам давать существенные сведения. Например, шрифты для наименований населенных пунктов отображают их тип, политико-административное значение и населенность, для рек – величину и возможность судоходства; шрифты для отметок высот, характеристик перевалов и колодцев дают возможность выделить главные из них и т.д.

Рельеф местности на топографических планах и картах изображается следующими методами: методами штрихов, отмывки, цветной пластики, отметок и горизонталей. На картах крупного масштаба и планах рельеф изображается, как правило, методом горизонталей, имеющим значительные преимущества перед всеми остальными методами.

Все условные знаки карт и планов должны обладать наглядностью, выразительностью и легко вычерчиваться. Условные знаки для всех масштабов карт и планов устанавливаются нормативными и инструктивными документами и являются обязательными для всех организаций и ведомств, выполняющих съемочные работы.

Учитывая многообразие сельскохозяйственных угодий и объектов, которое не укладывается в рамки обязательных условных знаков, землеустроительные организации издают дополнительные условные знаки, отражающие специфику сельскохозяйственного производства.

В зависимости от масштаба карт или плана местные предметы показываются с различной подробностью. Так, например, если на плане масштаба 1: 2000 в населенном пункте будут показаны не только отдельные дома, но и их форма, то на карте масштаба 1: 50 000 – только кварталы, а на карте масштаба 1: 1 000 000 весь город обозначится небольшим кружком. Подобное обобщение элементов ситуации и рельефа при переходе от более крупных масштабов к более мелким называется генерализацией карт .


Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографических знаков, которые необходимо знать каждому туристу.

Туристы-пешеходы очень часто пользуются дорогами для движения по своим маршрутам, но даже тогда, когда туристы идут без дорог и троп, они могут служить им как ориентиры.

Все дороги можно разделить на три основных вида: железные дороги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грунтовые автомобильные дороги (раньше все эти дороги назывались гужевыми; гужевой транспорт — это перевозка грузов в телегах, санях, арбах, в которые с помощью гужи (ременной петли) запрягались лошади.

. Шоссейные и грунтовые дороги

Шоссейными называются дороги, имеющие специально сделанное твердое искусственное покрытие — каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бетонное. Кое-где еще можно встретить и деревянное шоссе: на севере нашей страны на заболоченной местности под Архангельском можно еще встретить дощатые дороги, а в Германии в прошлом веке были сделаны кое-где дороги из деревянных чурбачков, укрепленных в фунте торчком. Встречаются и плиточные покрытия дорог наподобие паркета из природного тесаного камня.

В прошлом веке очень распространено было булыжное покрытие мостовых (мостовая — это проезжая часть улиц и переулков) и даже дорог между городами. Нередко дороги покрывались щебнем — мелко битым камнем. Но с появлением в XX веке автомобиля возникла необходимость делать скоростные дороги с твердым гладким покрытием. Так с 20-х годов прошлого столетия люди стали строить шоссейные дороги с асфальтовым, а затем бетонным покрытием.

Всякая шоссейная дорога с твердым искусственным покрытием делается всегда немного выпуклой, чтобы дождевая вода скатывалась с нее на стороны. По бокам оставляют часть насыпи, не покрытую асфальтом, но посыпанную песком, гравием или щебнем (гравий или галька — мелкий речной камень). Это так называемые обочины. А за обочинами прорываются с обеих сторон канавы (или — кюветы), куда стекает вода.

Условный топографический знак шоссе представляет собой две тонкие, черного цвета; параллельные друг другу линии, промежуток между которыми шириной и 0,8 или 1 мм заполняется красной (оранжевой) краской.

Как уже говорилось, знак шоссе является немасштабным по ширине, то есть нельзя по ширине знака на карте (например, 1 мм) определить точно ширину шоссе на местности (длина знака, конечно, соответствует действительной длине шоссе с очень небольшим отклонением).

Но всем, кто пользуется шоссейными дорогами для проезда по ним (как гражданским, так и особенно военным людям), очень важно знать заранее ширину каждого шоссе — ведь от этого многое зависит. Поэтому у каждого знака шоссейной дороги на карте дается дополнительный знак — буквенно-цифровая характеристика этого шоссе. Эта характери-

стика состоит из трех элементов: цифры, еще одной цифры в скобках и буквы. Буквой обозначается материал, которым покрыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон — буква «Б», а если шоссе покрыто булыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К». Первая цифра обозначает ширину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забетонированной или покрытой камнем части полотна шоссе ), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах, то есть вместе с обочинами от внутреннего края одного кювета до внутреннего края другого кювета (рис. 4).

Этот знак характеристики ставится поперек самого знака шоссе в удобном месте; при вычерчивании знака шоссе делается разрыв в черных параллельных линиях, но красный цвет в промежутке между ними не прерывается.

Мы, туристы-пешеходы, редко ходим по шоссе. Это, во-первых, небезопасно, а, главное, — неинтересно. Лучше уж идти по тропинкам и дорогам, которые часто проложены рядом с шоссе параллельно ему. Но так или иначе наши маршруты пересекаются с шоссейными дорогами, и поэтому нам надо знать знак шоссе.

Следующий тип автомобильных дорог — грунтовые дороги. Грунт — это почва, земля. Следовательно, грунтовые дороги, это дороги земляные, ничем искусственным не покрытые. Они могут быть частично или целиком усыпаны песком, гравием, щебнем, шлаком (щАж — перегоревший каменный уголь), битым кирпичом, но это не является твердым покрытием.

Все фунтовые дороги подразделяются на три вида: простые грунтовые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами), проселочные дороги и так называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно — УГД).

Простая грунтовая дорога обозначается на картах штриховой (прерывистой) черной тонкой линией, длина штрихов должна быть 3-4 мм, а длина промежутка между штрихами — около одного миллиметра (рис. 5).

Проселочная дорога — это тоже дорога фунтовая, но она имеет более важное значение, она более наезжена и существует, как правило, многие десятки и даже сотни лет. Проселочная дорога соединяет село с селом, деревню с городом, поселком, железнодорожной станцией, с шоссе. Если простая фунтовая дорога, идущая через лес к вырубке или через поле к стогу сена, может вдруг кончиться где-то в лесу или в поле, то проселок не оборвется неожиданно, а обязательно выведет вас к какому-либо населенному пункту или к другой крупной дороге. Проселочная дорога обозначается на топофафических картах сплошной тонкой черной линией (рис. 6).

Из самого названия видно, что улучшенная грунтовая дорога — это тоже дорога земляная, не имеющая твердого искусственного покрытия. Улучшенной она называется потому, что ей придают слегка выпуклую форму (профилируют) для лучшего стока воды, посыпают фавием или щебнем, утрамбовывают катком и вырывают по бокам кюветы. Топографический знак УГД, как и шоссейной дороги, состоит из двух тонких черных параллельных друг другу линий, но промежуток между ними имеет ширину 0,6-0,8 мм и заполняется не оранжевым, а желтым цветом (рис. 7).

Чаще всего туристы пользуются в походах пешеходными тропами. Пешеходная тропа — это тоже дорога, по ней можно проехать на велосипеде, на мотоцикле, на лошади. Но она, как правило, слишком узка для машины и телеги.

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами собой от постоянной ходьбы людей в одном и том же направлении. Тропинки имеют коварное свойство: они могут неожиданно исчезать, а где-то в другом месте вновь возникать. Подумайте, в силу каких причин это может происходить?

В густонаселенной местности нередко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Особенно часто это встречается в тех местах, где постоянно гоняют стада коров, коз, овец. Такое множество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направлении.

Кроме того, бывают очень короткие тропки от дома к колодцу, к пруду, к проселку; встречаются временные тропинки-одногодки. Все такие тропы на картах не показывают. Это необходимо учитывать путешественникам. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие (их называют иногда «вековыми») тропы наносятся на карты крупных масштабов.

Условный знак тропы почти такой же, как и простой грунтовой дороги — тонкая черная прерывистая (штриховая, а не пунктирная, как ее неправильно иногда называют) линия, но каждый штрих имеет уже меньшую длину равную 2 мм, а промежуток между штрихами — чуть меньше миллиметра (рис. 5).

На шоссейных и некоторых других крупных дорогах ставятся километровые столбы, которые тоже обозначаются на топографических картах. На старых топокартах знак километрового столба изображался фигурой в виде маленького квадратика на ножке (рис. 8 а), теперь он изображается простым черным коротким штрихом, который располагается перпендикулярно знаку шоссе от его осевой линии в ту сторону за пределы знака шоссе, на обочине которой стоят столбы с километровыми обозначениями (рис. 8 б).

. Железные дороги

Топографический знак железной дороги в последние 25 лет тоже претерпел изменения.

Железные дороги бывают в одну или несколько колей. Одна колея — это две рельсы, уложенные на шпалы, по которым идет поезд. Если железная дорога имеет две колеи, это значит, что на участке уложено два пути — 4 рельса, по которым одновременно могут двигаться в разных направлениях два состава. Не следует путать двухколейную железную дорогу с так называемыми разъездами на одноколейных дорогах. Такие разъезды показывают только на очень крупномасштабных картах.

Могут быть, конечно, не только двухпутные, но и трех-, четырехпут-ные железные дороги. Кроме того, надо знать, что железнодорожные пути бывают узкоколейные и широкой колеи, по которой ходят обычные пассажирские и товарные поезда. А узкая колея предназначается для небольших вагончиков и платформ, на которых перевозят небольшие грузы — лес, торф, фунты (песок, гравий, щебень) и др.

Раньше знак железной дороги изображался двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся попеременно черными и белыми «шашечками» по 4 мм длиной каждая (рис. 9 а). Теперь знак представляет собой сплошную толстую черную линию (рис. 9 б). Ее толщина достигает 0,6 мм.

Но читателям топофафической карты бывает необходимо знать, сколько путей имеет железная дорога на каждом данном участке, а кроме того, необходимо знать — электрифицирована или неэлектрифицирована та или другая железная дорога. Эту информацию тоже дает топографическая карта (рис. 9).

Два коротких шфиха поперек знака железной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Три штриха обозначают, что эта железная дорога многоколейная. Если у поперечного штриха имеется еще короткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это значит, что дорога электрифицирована. На старых знаках железных дорог вся эта информация содержалась в белых просветах знака.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек внутри белого прямоугольника ставится с той стороны, с какой от полотна железной дороги расположено здание вокзала (пристанционное строение).

. Мосты

На простых грунтовых дорогах, как правило, строят деревянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные), но иногда и деревянные. На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бывают металлическими, а через маленькие речки — бетонными. Топографические знаки мостов — это знаки фигурные и немасштабные.


Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки разрываются (рис. 10). Пояснительным знаком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста.

Здесь буква «Д» обозначает материал, из которого построен мост, — дерево (если мост бетонный, ставится буква «К»). Коэффициент 3 — это высота моста над; поверхностью воды в реке. В числителе дроби первая цифра, 24, — длина моста в метрах, вторая цифра, 5, — его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 показывает грузоподъемность моста в тоннах, то есть на какой максимальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.

Очень часто дороги пересекаются с небольшими сухими овражками, лощинками, по которым ручьи текут только весной, когда тает снег. Чтобы проложить дорогу через овраг, надо поперек оврага сделать насыпь: — ведь не могут машины всю дорогу то круто съезжать вниз, то круто подниматься вверх по склонам. Но насыпь перегородит овраг, и когда весной станет таять снег, выше от насыпи по течению образуется целое озеро. Скопившаяся вода постепенно размоет насыпь, и дорога обвалится,

разрушится. Чтобы этого не произошло, на всех дорогах в местах, где они пересекают овраги, под насыпи укладывается широкая бетонная труба для стока воды. Иногда строят даже большую кирпичную арку под дорогой. У таких труб есть свой топографический знак (рис. И). Для туристов эти трубы под дорогами могут служить хорошими ориентирами. На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень маленькие — только для пешехода. Такие мостики (жители часто называют их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на берег. Но иногда бывают и хорошо оборудованные пешеходные мостки с перилами с одной или даже двух сторон. Топографический знак пешеходного моста очень прост (рис. 12).

Loading...Loading...