Гудели черные тополя хотя море. Сложное предложение. сочетание союзов. Примерный круг проблем

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим знаки препинания.

Гудели чёрные тополя, и, хотя море ещё играло прибоем, стало заметно, как постепенно расчищалось небо.

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Ответ: 1234

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)(4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

ПОВТОРЕНИЕ.

Задание: расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений, укажите вид каждого предложения.

1.Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка карту.

2.Она была прекрасно раскрашена на ней были указаны широты и долготы обозначены заливы бухты.

3.Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона перенесли его на клочок земли затерянной в океане.

4.Стивенсон оказавшийся во власти вымысла очарованный бухточками нанесёнными им на карте написал их названия.

5.Когда он бросил задумчивый взгляд на очертания острова напоминавшего по контурам дракона то увидел среди придуманных им бухт холмов героев своей будущей книги.

6.Вначале Стивенсон и не помышлял о создании книги рассчитанной на массового читателя.

7.Рукопись предназначалась для чтения пасынку который был в восторге от затеи отчима решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ зарытых пиратами.

8.С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову рождённому фантазией Стивенсона.

СОЧЕТАНИЕ СОЮЗОВ

Союзы разделяются или не разделяются запятой в зависимости от следующих условий.

1. Запятая на стыке союзов ставится , если после первого союза следует одиночный союз в придаточной части:

Но в этом болоте невозможно было долго стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда , вода подо льдом понизилась, и так образовался лед-тощак (Пришв.);

А женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными , у Сабурова от них вдруг защемило сердце (Сим.). Собака приостановилась, и, пока она стояла, человек видел, как солнечный луч обласкал всю полянку (Пришв.).

2.Если после первого союза следует двойной союз, то запятая на стыке союзов не ставится . Это случается, когда подчинительный союз имеет в главной части предложения слово то :

Прокофьев, одеваясь на ощупь в кромешной темноте, говорил, что писательство - самое тяжелое и заманчивое занятие в мире и что если бы он не был геологом , то наверняка бы сделался писателем (Пауст.)

Думал я, что если не случится в этот час перемены , то судье уток не стрелять этим утром (Пришв.)

ПРАКТИКА

Задание: укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1.Так продолжалось до вечера (1) и (2) когда радуга растаяла (3) он даже не заметил (4) как загрустило и полиняло небо.

2.На рассвете сгущался туман (1) и (2) когда он оседал на листике берёзы (3) то листике с каплями, тяжелея, отрывались и падали на землю (4) которая уже была вся устлана влажным ковром.

3.Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.

4.Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен, но (3) когда она упала (4) многое изменилось.

1) 1,4 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4

5.В новом романе известного писателя рассказывается о трудностях (1) с которыми приходится сталкиваться людям в начале жизненного пути (2) и (3) несмотря на то что герои книги очень молоды (4) они с честью проходят через все испытания.

6.После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально дрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

1) 1,2,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 2,4

7.Маска производила сильное впечатление (1) и (2) пока не остановилась процессия (3) я смотрел (4) как дымится верхушка этого маскарадного сердца.

8.После того как человек нашёл мощные источники энергии (1) он всё меньше зависел от внешних сил (2) и всё сильнее ощущал (3) какая опасность кроется (4) не во внешнем мире, а в нём самом.

9.Уже приближалась роща на рубеже владений (1) и (2) так как сердце девушки сильно билось (3) Лиза пошла (4) чтобы успокоиться.

10Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в 19 веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобретании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран.

11.На мои восторженные фразы о ясной осени (1) рыбак возразил (2) что (3) если в тихую погоду туман поднимается кверху (4) надо ждать затяжного дождя.

12.В донесении командира говорилось о том (1) что (2) если армия простоит в нынешнем биваке ещё пятнадцать дней (3) то в ней ни одного здорового солдата не останется (4) потому что хлеба и лекарств хватит только на трое суток.

13.Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.

15.Капли дождя барабанили по стеклу (1) и (2) как Ольшанский ни старался расслышать за этим частым мерным стуком шум приближающегося автомобиля (3) чтобы выбежать и первым встретить Верочку (4) он пропустил заветный момент.

1. Так продолжалось до вечера (1) и (2) когда радуга растаяла (3) он даже не заметил (4) как загрустило и полиняло небо.___________________________________

2. На рассвете сгущался туман (1) и (2) когда он оседал на листике берёзы (3) то листике с каплями, тяжелея, отрывались и падали на землю (4) которая уже была вся устлана влажным ковром.____________

3. Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.________________________________

4. Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен, но (3) когда она упала (4) многое изменилось.___________________________________

5. В новом романе известного писателя рассказывается о трудностях (1) с которыми приходится сталкиваться людям в начале жизненного пути (2) и (3) несмотря на то, что герои книги очень молоды (4) они с честью проходят через все испытания._________________________________

6. После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально дрожали от рукоплесканий и восторженных криков.________________________________________________

7. Маска производила сильное впечатление (1) и (2) пока не остановилась процессия (3) я смотрел (4) как дымится верхушка этого маскарадного сердца._____________________________

8. После того как человек нашёл мощные источники энергии (1) он всё меньше зависел от внешних сил (2) и всё сильнее ощущал (3) какая опасность кроется (4) не во внешнем мире, а в нём самом.___________

9. Уже приближалась роща на рубеже владений (1) и (2) так как сердце девушки сильно билось (3) Лиза пошла (4) чтобы успокоиться.____________________________

10. Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в 19 веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран.

_______________________

11. На мои восторженные фразы о ясной осени (1) рыбак возразил (2) что (3) если в тихую погоду туман поднимается кверху (4) надо ждать затяжного дождя.______________________

12. В донесении командира говорилось о том (1) что (2) если армия простоит в нынешнем биваке ещё пятнадцать дней (3) то в ней ни одного здорового солдата не останется (4) потому что хлеба и лекарств хватит только на трое суток.______________________

13. Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.__________________________

15. Капли дождя барабанили по стеклу (1) и (2) как Ольшанский ни старался расслышать за этим частым мерным стуком шум приближающегося автомобиля (3) чтобы выбежать и первым встретить Верочку (4) он пропустил заветный момент.________________________

Тест «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи»

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. В лесу стало смеркаться (1) и (2) когда уже окончательно стемнело (3) мы, сидя в засаде, отчётливо услышали кабанов (4) которые направлялись через поле прямо к нашей охотничьей засидке._________

2. А бабушка всё повторяла (1) что будет каждую минуту думать о внуках (2) и (3) хотя Антипов всегда считал себя суровым человеком (4) у него вдруг защемило сердце._______________________

3. В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если тебе он кажется пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.______________________________

4. Становится как-то спокойно на душе (1) когда спустя долгие годы вновь попадаешь в знакомый с детства уголок природы (2) и (3) как ни отвык ты от тишины и медленного течения времени (4) с наслаждением слушаешь шелест старых лип.______________________

5. Звёзды померкли (1) и (2) пока солдаты чистили оружие (3) стало очень светло (4) как будто уже наступил день.______________________

6. На пятнадцатой версте лопнула шина (1) и (2) пока он чинил её на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто (5) беспокоились за него.___________________________

7. Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него родина.__________________________

8. Небо совершенно сливалось здесь с землёю (1) и (2) хотя нас окружал густой мрак (3) видно было (4) как тускло светили фонари на улицах.________________________________

9. Было довольно темно (1) и (2) когда он прикатил в дачный городок (3) Машенька уже не надеялась (4) что он приедет._____________________________

10. Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки детей стало строгим, даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и умелый выговор (2) который (3) несмотря на то, что дети полностью признали свою вину (4) им всё же пришлось выслушать._________________

11. Вышли они на рассвете (1) и (2) когда допевали третьи петухи (3) стало видно (4) как сверкнула роса на листьях манжетки._________________________

12. Почти месяц продолжалась очаровательная сказка нашей любви (1) и (2) когда я вспоминаю прекрасный облик Олеси (3) с неувядающей силой оживают в моей души (4) пылающие вечерние зори.___________________________________________

13. Сначала полетит одна чашка (1) и (2) чтобы помешать ей упасть (3) он сделает неловкое движение (4) и уронит ещё две чашки и тарелку.________________________________

14. Беликов носил тёмные очки, фуфайки, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок._________________

15. Мне пришли в голову мысли кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты приедешь (3) я охотно расскажу о том (4) что меня теперь волнует.________________________________

Loading...Loading...