Философия Ибн Рушда. Учение о двойственной истине. Двойственная теория истины Концепция двойственности истины

Й уровень

5. Мировоззрение -совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности

5. Мифология - (от греческого mythos - предание, сказание и...логия), 1) совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.). Наиболее известны мифологические образы Древней Греции, Древней Индии и др. 2) Наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение)

Мудрость – знание первопричин мира

5. Философия -любовь к мудрости, совокупность субъектно-объектных отношений. СВОИМИ СЛОВАМИ попытка получения знаний о началах бытия и первопричинах мира с помощью интеллектуальных возможностей

Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)..

СВОИМИ СЛОВАМИ вера в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм, типов поведения, ритуалов и обрядов.

5. Онтология -учение о бытие

Гносеология - наука, изучающая сам процесс познания.

Эпистемология – теория познания, отвечающая на вопросы как возможно знание? Как оно устроено?

Логика – наука о формах, методах и законах правильного мышления (интеллектуальной познавательной деятельности), формализуемых с помощью логического языка

5. Антропология - наука о человеке, как о биосоциальном существе

Этика -учение о морали и нравственности, принцип внутреннего самоконтроля, индивидуальные ценности.

Эстетика -учение о прекрасном.

Аксиология -учение о ценностях (система социальных ценностей)


Й уровень

1. Субстанция – философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и составляющих, она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе

Атрибут субстанции;

Модус субстанции.

2. Атрибут – неотъемлемое свойство, без которого предмета не существует.

Акциденция – вторичное свойство предмета (цвет стула)

3. Монизм - (греч. один, единственный) - философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало (материалисты, начало – материя, идеалисты, начало – идея, дух). идеалистического М. является философия Гегеля.

Дуализм - философское учение, считающее, материальную и духовную субстанции равноправными началами. попытка примирения материализма и идеализма.

Плюрализм - концепция, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу.

4. Материализм - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием).

Идеализм (виды)- термин обозначает много философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи

Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона.

Выделяется две основные ветви идеализма:

объективный идеализм - совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.

Основные признаки:

отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия.

Первоосновой мира - некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (Иудаизм, Христианство, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).

субъективный идеализм – направление, отрицающее существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм , в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании

5. Метафизика – то, что над физикой. Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Диалектика - (греч. διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - искусство спора, искусство достижения истины, научно-философский метод выявления общих законов.

6. Теизм - мировоззрение, основывающиеся на том, что мир под контролем Бога;

Деизм – мировоззрение, Бог создал мир, который существует саомстоятельно;

Пантеизм - учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или бога-творца. Всё- есть Бог.

Атеизм - (от др.-греч. ἄθεος, безбожный) - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного - богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

7. Космология - учение об упорядоченности Вселенной, обусловленное причинно-следственными связями

Космогония - учение о происхождение Космоса

8. Теогония - совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов.

Теодицея -оправдание Бога

9. Декалог - (греческое десятословие), десять заповедей Моисея, написанных на скрижалях; легли в основу религиозно-этических норм иудаизма и были восприняты затем христианством.

Правило талиона - правило, которое гласит: "душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб" (Книга Исхода). В общем виде его можно изложить так: "В ответ на нанесенный ущерб следует поступать по отношению к окружающим (чужим) ровно так, как они поступают по отношению к тебе и твоим сородичам". Таким образом действие по правилу талиона должно быть обращенным на того, кто нанес ущерб, или на его близких; его результаты должны быть соразмерны нанесенному ущербу. Правило талиона регулировало действия, ответные на совершенное зло.

10.Гедонизм – (hedon) -наслаждение, этическое учение, согласно которому наслаждение является главным благом, критерием нравственности. Субъективное наслаждение, так, например, у Эпикура: наслаждение – отсутствие страдания

Эвдемонизм –(греч. - процветание, блаженство, счастье) - этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Утойчивое удовольствие. Например, у Аристотеля: счастье - продолжительное, устойчивое наслаждение.

Утилитаризм - (от лат. - польза, выгода) - направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью, значимостью.

11. Деонтология - (от греч. - должное) - учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.

12. Императив – требование, приказ, закон. Кант «Критика практического разума» императив - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме)

Заповедь – религиозно-нравственное предписание

Максима – оригинальная лаконичная мысль, изреченная или записанная в лаконичной текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

Оценочное суждение – умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли

13. Апатия - (греч. бесстрастие, невозмутимость) - философское понятие, обозначающее отрешение от всех страстей, освобождение от чувства страха и проблем окружающей действительности, или схожее состояние. Наряду с другими схожими этическими категориями получило развитие в философии стоиков и скептиков.

Аскетизм - принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала.

Агрессия - (лат. - нападение) - поведение или форма отношений, наносящее ущерб объектам нападения.

Атараксия – невозмутимое, безмятежное состояние

14. Морализм - стремление при осмыслении каких-либо вопросов ставить на первое место нравственные оценки как решающие, превращать мораль во что-то самодовлеющее

Имморализм - отрицание обязательности принципов и предписаний морали. Относительный имморализм отрицает законы и предписания морали как имеющие значение доброго и злого в настоящее время, в определенный период и в определенном культурном круге. Отрицание текущей общественной культуры, религии, ценностей

Аморализм - отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным нормам и принципам. На практике А. может быть связан с нравственной неразвитостью того или иного индивида или порождаться социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности.

15. Моральный индифферентизм - безразличное отношение к кому-либо, чему-либо

Нигилизм - мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.

16. Свобода воли – со времен Сократа это спорный философский вопрос: обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками?

Автономия воли

17. Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида

Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

Сверхсознание - разновидность неосознаваемого, активность по разрешению сложных эмоциональных задач, попытка выхода из трудных ситуаций. К проявлениям сверхсознанию можно отнести преодоление возникших мировоззренческих противоречий, первые этапы творческого процесса (догадки, озарение, гипотезы, замыслы и др.).

18. Эгоизм - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других. Противоположность эгоизма - альтруизм

Разумный эгоизм – умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.

19. Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. (др.греч. фил-я)

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основная и главная форма достоверного познания.

Эмпиризм .- направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

20. Агностицизм - философская позиция, существующая в научной философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание метафизических истин, отрицает возможность познания объективной действительности иначе как через её объективные проявления. Возник в конце 19 в., как антитеза идеям метафизики.

Скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

21. Антропоцентризм – учение, согласно которому, человек – центр Вселенной

Антропоморфизм - наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

Антропософия - религиозное учение. Согласно антропософии, предметы физического мира представляют собой лишь более уплотнённые образования духа и души. Человек - это тело, душа и дух или система тонких тел. Духом управляет закон перевоплощения. Телом управляет закон наследования, душой - созданная ею самой судьба. После смерти связь духа и души сохраняется до тех пор, пока душа не расстанется со своей привязанностью к физическому бытию.

22. Калокагатия – способность избирать наилучшее и быть прекрасным во всех отношениях

23. Патристика - философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

Схоластика – (sholasticos – школьный) - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Схоласты пытались обосновать характеристики истины и систематизировать учение.

24. Экзегеза – толкование священных текстов,

Герменевтика – истолкование любого текста

25. Естественное состояние – изначальное природное состояние жизни на Земле

Общественный договор – теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права, как результат соглашения между ними.

26.Первичные; вторичные качества - понятия, получившие распространение после работ Дж. Локка. Первичные качества - объективные свойства материальных тел. Вторичные качества - субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами внешних объектов самих по себе. Согласно Дж. Локку, первичные, или объективные, качества - протяженность, величина, объем, фигура и др.; вторичные, или субъективные, - цвет, звук, вкус, запах.

Врождённые идеи – представления и знания, которые нельзя приобрести, так как они не имеют отношения к чувственному миру.

26. Трансцендентальный – определяющий априорные условия возможного опыта;

Трансцендентный – переступающий границы возможного опыта;

априорная форма. Субъект, познавая, изначально обладает априорными формами познания, которые придают его знанию характер необходимости и всеобщности.

Верификация – проверка, способ подтверждения, проверяемость

Фальсификация – подделка, изменения, обычно с корыстными целями, вида или свойства предметов


Й уровень

1. Апории - (от греч. aporia - затруднение, недоумение, от а - отрицательная частица и poros - выход) термин, которым древнегреческие философы обозначали трудноразрешимые или неразрешимые проблемы (чаще всего связанные с противоречиями между данными наблюдения и опыта и попытками их мысленного анализа). Наиболее известны А., исходящие от Зенона Элейского (См. Зенон Элейский) (5 в. до н. э.) (излагаемые в различных позднейших редакциях, зачастую противоречащих одна другой, т.к. подлинные аргументы самого Зенона не сохранились).

2. Маевтика – 1этап: высмеивание убеждений человека, ставит их под сомнения
2 этап: диалектика – вопрос – ответ - подведение собеседника к истине
Научно-философский метод объяснения и описания наиболее общих законов развития общества, природы и человеческого мышления

(греч. maieutike - повивальное искусство ) - метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину , если только она ею "не беременна ". Развернутое описание "метода" М. осуществил Платон. М. базируется на отождествлении философа с носителем чистого сознания, функция которого - лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе "знаю, что не знаю ничего". Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах

Метемпсихоз.Реинкарнация

Метемпсихоз и реинкарнация - родственные понятия , поскольку говорят о "переселении душ". Однако разница между ними есть.

Во-первых, первый термин - греческого происхождения, второй - латинского.

Во-вторых, метемпсихоз - термин, который возник в древнегреческой философии (Пифагор, орфики, Платон) и был связан с некой мировой идеей . Особенно отчетливо это продемонстрировал Платон, у которого мировая душа и есть часть мира идей . Поскольку, по Платону, мир вещей есть подобие мира идей, то, в сущности, мировая душа, как носительница идей (эйдосов), делает возможным само это воплощение идей в вещах . Таким образом, метампсихоз - это воплощение этих идей в самых разных объектах окружающей нас действительности. Причем эти объекты не обязательно имеют материальную оболочку. Например, между двумя людьми существует отношение дружбы или любви. И само это отношение, не имея материального субстрата (в отличие от стола или стула), обладает идеей, то есть одухотворено.

Что касается реинкарнации - понятие говорит также о "воплощении души", но завязано именно на материальном субстрате . То есть душа может вселяться в разные материальные объекты. В некоторых религиях в основе этой реинкарнации лежит греховность человека, то есть его душа вселится в будущей своей жизни в то тело, которое заслужило её предыдущее тело.

В буддизме, к примеру, есть третье родственное реинкарнации и метампсихозу понятие - сансара. Согласно легенде, тот же Будда перерождался более 500 раз, но отличие "сансары" от "реинкарнации" и "метампсихоза" состоит в том, что сансара имеет своей целью "вырвать" душу человека-буддиста из бесконечной цепи перерождений, ибо каждое новое тело заставляет её страдать . А основной мотив буддизма - избавиться от страданий с помощью, так называемого, "восьмеричного пути".

Катарсис - "очищение", в греческом религиозном врачевании - освобождение тела от какой-нибудь вредной материи, а "души" от "скверны" и болезненных аффектов. Аристотель не объясняет, как он понимает это "очищение", а греческое выражение "катарсис аффектов" имеет двоякий смысл и может обозначать: 1. очищение аффектов от какой-либо скверны, 2. очищение души от аффектов, временное освобождение от них. Однако систематическое обследование применения термина "К." у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что К. следует понимать не в этическом смысле как нравственное очищение аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс): все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к К., т. е. к разряжению, в результате к-рого аффекты на время оказываются как бы удаленными из души. Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения

Анамнесис – мнимая память, припоминание, как основное свойство души. Индивидуальная душа тоже разумна. У кого-то превалируют инстинкты, кто-то человек, а кто-то животное. Вопрос в том, насколько в состояние совладать с двумя конями (1- белый - стремление, страсть, воля; 2 – черный – аффекты, инстинкты). Она может припомнить то, что знала, когда была в мире идей .

Миф о пещере - знаменитая аллегория, использованная Платоном в трактате «Государство» для пояснения своего учения об идеях. Считается краеугольным камнем платонизма и объективного идеализма в целом. Изложена в форме диалога между Сократом и Платоновым братом Главконом:

Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию... посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная – глянь-ка – невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

– Это я себе представляю.

– Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.

– Странный ты рисуешь образ и странных узников!

– Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?

– Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?

– А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними?

– То есть?

– Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?

– Непременно так.

Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь - всего лишь иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться разделить полученное знание с толпой, которая не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия. Посему Платон продолжает:

Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх – в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?

– Конечно, он так подумает.

– А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?

– Да, это так.

Излагая данную притчу, Платон демонстрирует своим слушателям, что познание требует известного труда - беспрестанных усилий, направленных на изучение и понимание тех или иных предметов. Поэтому его идеальным городом могут править только философы - те люди, которые проникли в сущность идей, и в особенности идеи блага.

Сопоставление аллегории с другими платоновскими диалогами, в частности с «Федоном», позволяет заключить, что это не просто притча, а сердце платонической мифологемы. В «Федоне» Платон устами Сократа клеймит чувственный мир как тюрьму души. Единственной подлинной реальностью для него является мир вечных идей, к постижению которого душа может приблизиться посредством философии.

4. Миф о колеснице – Мировая душа вселяется в человеческую душу и становится к ней привязана. Часть ее возвращается в мировую душу, но часть остается в человеке, она пытается подняться вверх. Однако поднимается вверх тот, у кого разум сильнее эмоций, кто может совладать с ними. Только такая душа и может припоминать.

Индивидуальная человеческая душа самобытна, индивидуальна, т.к. ее возничий с 2 конями(1 – воля страсть,2 – страсть духовная, связанная с аффектами)

Как чувство, любовь человек познает только с интересом, влечение => любовь для философа необходима; любовь - всякое стремление, интерес, не только между мужчиной и женщиной. Знание ради знания. Когда человек увлечен объектом, он облагораживается изнутри.

Миф об андрогинет

В древнегреческой мысли почти нет попыток понять, что же такое любовь. Исключение составляет миф об андрогинах, рассказанный одним из персонажей диалога Платона "Пир".

Согласно этому мифу, были когда-то на земле "двойные" люди, имевшие четыре руки, ноги, две "срамные части", два лица, глядевшие в разные стороны. Андрогины были трех полов: мужского – от Солнца, женского – от Земли, а также "обоеполого" – от Луны, поскольку Луна совмещает оба начала.

Имея огромную силу и великие замыслы, они намеревались взойти на небо и напасть на богов. Обеспокоенные боги стали совещаться, и Зевсу пришла идея: разделить каждого андрогина пополам, чтобы уменьшить их силу и буйство.

Так люди стали "камбалоподобными", и с тех пор каждый ищет соответствующую ему половину. Однако найти именно свою половину нелегко, поэтому люди находят утешение хотя бы во временном соединении не со своей половиной подходящего пола. То есть если мужчина был раньше частью двуполого андрогина, его влечет к женщине, и соответственно женщину, отделенную от мужской половины, – к мужчине.

"Женщины же, представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому..."

Когда же двоим удается повстречать друг в друге именно свою половину, обоих охватывает "удивительное чувство привязанности, близости и любви". Они проводят вместе всю жизнь, не понимая даже, чего, собственно, хотят друг от друга: отнюдь не только ради похоти они ревностно стремятся быть месте.

таким образом, миф об андрогинах объясняет любовь как жажду целостности и стремление к ней.

5. Четыре причины - Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия , в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина) ; материя и подлежащее (субстрат ) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина ); движущая причина, начало движения ; целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется . ВОЗМОЖНО, ДАЛЕЕ НАПИСАННОЕ, ОТНОСИТСЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ ПУНКТУ, НО БОГ ЗНАЕТ!

Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия – форме – приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало – бога. Бог Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о «форме» есть учение объективного идеализма. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. Аристотель различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное – увеличение и уменьшение; перемещение – пространственное движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам . По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причём «форма» – присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как «материя», и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, таким образом, последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи».

Гилеморфизм - (от др.-греч. ὕλη - вещество, материя и μορφή - форма) - новоевропейский термин, обозначающий концепцию космогенеза как оформления исходного пассивного субстрата активной субстанцией. В общем смысле - метафизическая точка зрения, согласно которой любой объект состоит из двух основных начал, потенциального (первичной материи) и актуального (субстанциальной формы).

Ранняя греческая натурфилософия представляет идею первоначала (архэ , ἀρχή), которое трансформируется в серию миров, каждый из которых проходит в своей эволюции стадию становления (космизации как оформления) и стадию деструкции (хаотизации как утраты формы).

Например, в пифагореизме выраженный числом «предел» (эсхатон, ἔσχᾰτον) ограничивает и тем самым оформляет беспредельность объекта в процессе его становления; у Анаксимандра «беспредельное» (апейрон, ἄπειρον, семантически изоморфный пифагорейской беспредельности) оформляется посредством дифференциации и затем комбинации пар противоположностей, обретая «вид» (эйдос, εἶδος).

Возникновение мыслится как формирование, формирование - как собственно внесение формы извне, таким образом существование мыслится как результат воздействия активной формы на пассивный субстрат; при этом форма является собственно структурирующей моделью, носителем структурного образа - эйдоса.

Оформляющее («отцовское») начало трактуется как демиург - субъект-создатель, несущий идею будущего объекта, творимого «по образу» (эйдосу). То есть, форма выступает одновременно и как носитель собственно эйдоса, и как носитель креативного импульса становления.

Становление мыслится как деятельность демиурга-ремесленника, который созидает объект, трансформируя исходный материал объекта и придавая объекту нужную форму. Соотношение «мужского» и «женского» космических начал конфигурируется, таким образом, как противостояние пассивной материи и активной формы. Такое понимание предполагает аксиологический примат духовного, то есть к конечном итоге идеализм.

Гилозоизм - (от греч. hyle - вещество, zoe - жизнь). Идея об одушевленности всей материи. Душа-принцип движения.

перводвигатель – смотри в 4 причинах

6. Полития - Форма общественного управления, в которой, по мнению Аристотеля, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма управления соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков.

Утопия - Утопия - это понятие, которое Томас Мор, введший его в научный оборот, определил как "место, которого нет", иначе говоря, утопия - это некое идеальное представление о государстве, черты которого во всей их совокупности реализовать невозможно. Платоновское "Государство" в этом смысле является вариантом утопии.

7. Академия - Платоновская Академия - религиозно-философский союз, основанный Платоном приблизительно в 387 году до н. э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: «Негеометр да не войдет!»

Ликей (перипатетика) - лицей (греч. Lýkeion), древнегреческая философская школа близ Афин, основанная Аристотелем и существовавшая около 8 столетий (см. Перипатетическая школа). Своё название школа получила от храма Аполлона Ликейского, вблизи которого находилась гимназия, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни (335-323 до н. э.).

Аристотель не был афинским гражданином, он не имел юридического права приобрести в Афинах дом и землю, а потому основал свою школу за пределами города при общественном гимиасии, который находился неподалеку от храма Аполлона Ликейского, а потому назывался Ликеем. Со временем так стала называться и школа Аристотеля. При гимнасии находились строения и сад, а при строении была крытая галерея для прогулок. Поэтому школа Аристотеля стала называться Перипатос, а ученики Аристотеля - перипатетиками

Сад - в 316 году Эпикур переехал с острова Лесбос в город Афины, где вел философскую школу, известную как "Сад Эпикура", до самой смерти в 271 г. до н.э. Школа находилась в саду, где на воротах стояла надпись: “Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие - высшее благо”. Отсюда возникло впоследствии само название школы “Сад Эпикура” и прозвище эпикурейцев - философы “из садов” (oi apo twn kjpwn).


Уровень

1. Апофатическая(отрицательная) - описание Бога при попомщи человеческих терминов лишает его совершенности;

катафатическая (положительная) теология .- положительное описание Бога через высшую степень присущих ему благих качеств

2. Борьба двух градов .(1-земной град, град грешников;2- град божественных изгнанников, который возобладает и восстанавливает христианство)

3. Томизм - (от лат. Thomas - Фома) - учение в схоластической философии и теологии католицизма, основанное Фомой Аквинским.

Теория двойственной истины

5. 4 доказательства бытия Бога:

1) кинетическое – от движения: все движимо чем-то другим, но должен быть и неподвижный «перводвигатель»

2) от производящей причины: ничто не может быть причиной самого себя, а потому надо признать первую действующую причину, которой и является Бог; Бог – творец

3) от необходимости и случайности: случайное определяется необходимостью – Богом; мир случаен, но чтобы он был нужна причина – Бог

4) онтологическое! от совершенства: все имеет степени совершенства, а эталоном, наивысшей степенью совершенства является Бог;

5) от цели (телеологическое доказательство): все движется к некоей цели, имеет смысл, полезность; существует разумное существо, руководящее и направляющее все вещи к цели; высшей целью является сам бог.

Бог – цель всего, как высшее совершенство

Бог – создает цель.

Фома остаивает классическую теорию истины – соответствие представлений о вещах к самим вещам. Человек способен познать вещь до конца

6. Спор об универсалиях :

3 способа существования универсалий (по Альберту Великому):

1)Универсалия существует до самих вещей в Боге, т.е. универсалия существует в Боге как идея, взирая на которую, Бог творит мир.

2)В вещах, как единое целое во многом. Все объекты объединены единством свойств - универсалией. Объекты существует,- значит существует универсалия

3)После вещей. В виде отвлеченного понятия от универсалий в познании человека

7. Великое восстановление наук .- "Деятельность же и усилия, способствующие развитию науки,- пишет Бэкон в Посвящении королю ко Второй книге «Великого восстановления наук», - касаются трех объектов: научных учреждений, книг и самих ученых". Во всех этих областях Бэкону принадлежат огромные заслуги. Он составил подробный и хорошо продуманный план изменения системы образования (включая мероприятия по ее финансированию, утверждению уставов и положений). Одним из первых в Европе политиков и философов он писал: "...вообще же следует твердо помнить, что едва ли возможен значительныйпрогресс

В раскрытии глубоких тайн природы, если не будут предоставлены средства на эксперименты...". Нужны пересмотр программ преподавания и университетских традиций, кооперация европейских университетов. Тот, кто сейчас знакомится с размышлениями Ф. Бэкона на все эти и подобные темы, не может не подивиться глубокой прозорливости философа, ученого, государственного мужа: его программа «Великого восстановления наук» не устарела и в наши дни. Можно представить себе, какой необычной, смелой и даже дерзкой выглядела она в XVII в. Несомненно, в немалой степени благодаря великим, опережающим свое время идеям Бэкона XVII в., особенно в Англии, стал веком науки и великих ученых. И не случайно к Бэкону как родоначальнику возводят свои истоки такие современные дисциплины, как науковедение, социология и экономика науки. Однако свой главный вклад философа в теорию и практику науки Бэкон видел в том, чтобы подвести под науку обновленное философско-методологическое обоснование. Он мыслил науки как связанные в единую систему, каждая часть которой в свою очередь должна быть тонко дифференцирована.

Идолы разума (призраки).- Бэкон также перечислил то, что он называл Идолами Разума. Он описал их как то, что стоит на пути корректного научного рассуждения.

8. Идолы Рода - это человеческая тенденция воспринимать больший порядок и регулярность в системах больше, чем это существует на самом деле, и это происходит по причине того, что люди следуют своим предвзятым идеям относительно вещей.

1 Идолы Пещеры - это является персональной слабостью индивида в рассуждении по причине собственных предпочтений и антипатий.

2 Идолы Площади - это происходит по причине трудностей в использовании языка и использовании некоторых слов в науке, которые имеют различные значения, нежели в их обычном значении.

3 Идолы Театра - это происходит из-за использования философских систем, которые включают в себя ошибочные методы. Здесь Бэкон ссылается на влияние основных философов (Аристотель) и основных религий на науку.

4 Идолы Театра - это происходит из-за использования философских систем, которые включают в себя ошибочные методы. Здесь Бэкон ссылается на влияние основных философов (Аристотель) и основных религий на науку.

1. 9.Картезиа́нство - (от Картезий (лат. Cartesius ) - латинизированного имени Декарта) направление в истории философии, идеи которого восходят к Декарту.

Для картезианства характерны скептицизм, рационализм, критика предшествующей схоластической философской традиции. Помимо этого картезианство характеризуется последовательным дуализмом - предельно чётким разделением мира на две самостоятельные (независимые) субстанции - протяжённую (лат. res extensa ) и мыслящую (лат. res cogitans ), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе неразрешимой.

Для картезианства характерно также развитие рационалистического математического (геометрического) метода. Самодостоверность сознания (декартовское «мыслю, следовательно, существую»; «Cogito, ergo sum»), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии.

методическое сомнение-Истоки и задачи методического сомнения, обоснованного Декартом, вкратце таковы. Подлежат проверке сомнением все знания, в том числе и те, относительно истинности которых имеется давнее и прочное согласие (что в особенности относится к математическим истинам). Теологические суждения о Боге и религии не составляют исключения. Согласно Декарту, надо - по крайней мере временно - оставить в стороне суждения о тех предметах и целокупностях, в существовании которых хотя бы кто-то на земле может сомневаться, прибегая к тем или иным рациональным доводам и основаниям. Метод сомнения, методический скепсисне должен, однако, перерастать в скептическую философию. Напротив, Декарт мыслит положить предел философскому скептицизму, который в XVI-XVII вв. как бы обрел новое дыхание. Сомнение не должно быть самоцельным и беспредельным. Его результатом должна стать ясная и очевидная первоистина, особоевысказывание

: в нем пойдет речь о чем-то таком, в существовании чего уже никак нельзя усомниться. Сомнение, разъясняет Декарт, надо сделать решительным, последовательным и универсальным. Его цель - отнюдь не частные, второстепенные по значению знания; "я - предупреждает философ, - поведу нападение прямо на принципы, на которые опирались мои прежние мнения". В итоге сомнения и - парадоксальным образом несмотря на сомнение - должны выстроиться, причем в строго обоснованной последовательности, несомненные, всеобщезначимые принципы знаний о природе и человеке. Они и составят, по Декарту, прочный фундамент здания наук о природе и человеке. Однако сначала надо расчистить площадку для возведения здания. Это делается с помощью процедур сомнения.

2. Врождённые идеи - представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы,моральные ценности

Tabula rasa (лат. «чистая доска» ) - выражение, которое используется для обозначения эпистемологического тезиса о том, что отдельный человеческий индивид рождается без врожденного или встроенного умственного содержания, то есть чистым, его ресурс знаний полностью строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира.

Фразеологизм впервые использует Аристотель, сравнивая сознание маленького ребенка с покрытой воском дощечкой для письма, которой пользовались в Древней Греции, - табулой, отсюда слово «табло», «таблица», «табель». Разгладив на ней воск, можно было стереть написанный ранее текст, сделать её чистой и использовать снова. Так и ребенок появляется на свет с «чистым» сознанием, считал древнегреческий философ.

Джон Локка который в Трактате «Опыт о человеческом разуме» (1690 г.) возрождает данное выражение, введённое Аристотелем, сделав его популярным..

10. Свобода как осознанная необходимость- Свобода - это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы - несвободе. Спиноза определяет свободу как осознанную необходимость, т.е. как познанную человеком нужду в реализации своих житейских (в широком смысле этого слова) потребностей. Отсутствие свободы вызывает сильнейший дискомфорт, конфликтность в человеческом разуме.


Похожая информация.


Двойственной истины теория (duplex veritas) – концепция, согласно которой то, что истинно с точки зрения богословия, может быть не истинным с точки зрения философии и наоборот. В приверженности ей не без основания подозревались участники зародившегося в 1260-х гг. в Парижском университете интеллектуального движения т.н. «латинских аверроистов» (averroistae , Averrois sectatores ) философы с факультета искусств, не имевшие лицензии на преподавание теологических дисциплин: Сигер Брабантский, Боэций Датский, Бернье де Нивель и др.

В интерпретации «совета магистров теологии и других премудрых людей», подготовившего материалы для осуществленного в 1277 г. Парижским епископом Стефаном (Этьеном) Тампье осуждения аверроистских тезисов, теория двойственной истины учит об одновременном сосуществовании двух противоположных истин об одних и тех же вещах – истины разума и истины веры: «Ибо они называют их истинными согласно философии, но не согласно католической вере, как если бы это были две проивоположные истины (Dicunt enim ea esse vera secundum philosophiam sed non secundum fidem catholicam , quasi sint duae contrariae veritates ) или как если бы, в противоположность истине Священного Писания, могла быть другая истина в книгах осужденных язычников...» (« Syllabus », Prologus ).

Таким образом, – с предполагаемой точки зрения «латинских аверроистов», – наблюдаемая несовместимость данных естественного разума и данных Откровения («Если веришь Аристотелю, то ясно, что нельзя верить Августину, и наоборот»: « Si ergo credatur Aristoteli , planum est quod non est credendum Augustino ; si vero credatur Augustino , erit aequaliter ») не указывает на необходимость осуществить однозначный выбор в пользу той или иной стороны или попытаться создать гармоничную мировоззренческую систему, устраняющую данное противоречие. Можно одновременно считать истинными положения, утверждаемые «согласно истине, которая не может лгать» (т.е. явленные в Откровении сверхъестественные догматы христианской веры), и не отказывать в неопровержимой рациональной обоснованности тем выводам, к которым неизбежно приводит нас «чистый», абстрагирующийся от данных Откровения естественный интеллект, если «мы действуем как философы», – однако истины христианской веры, безусловно, выше истин рационального познания.

Теория двойственной истины подверглась критике со стороны Фомы Аквинского (с точки зрения которого ситуация, когда, «основываясь на разуме, я с необходимостью заключаю» одно, «но, опираясь на веру, решительно придерживаюсь противоположного», свидетельствует о лишении слова «истина» всякого смысла), Раймунда Луллия, – сведшего эту теорию к формуле: «Верую в то, что вера истинна, и понимаю, что она не истинна (Credo fidem esse veram , et intelligo quod non est vera )», – а также Альберта Великого, Бонавентуры, Роджера Бэкона и мн. др.

Лит .: Grabmann M. Der lateinische Averroismus des XIII. Jahrhunderts und seine Stellung zur christlichen Weltanschauung. M ü nchen, 1931; L’intelligenza alla fede: Filosofia e religion in Averroé e nell’averroismo. Bergamo, 1989; Mandonnet P. Siger de Brabant et l’averroisme latin au XIII e siècle. Vols. 1-2. Fribourg – Louvaine, 1908-11; Michaud-Quantin P. La double-v é rit é des Averroistes: Un texte nouveau de Boèce de Dacie // Theoria (1956), 167-184; Ренан Э . Аверроэс и аверроизм : Исторический очерк . М., 2010; Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972.

А.М. Шишков

В «Диалогах о двух системах мира» Г. Галилей проводит мысль о разных предметах религии и науки: религия учит тому, как взойти на небо, а наука - тому, как небо вращается. Из доктрин теизма прямо следует, что знание об Абсолюте принципиально отличается от знания о сотворенной природе и что эти знания суть две разные истины. Правда, Фома Аквинский не допускал противоречия между истиной религии, воплощенной в Библии, и истиной искренней науки. (Выше предполагалось, что осваивающее и отчуждающее познания произрастают из единого корня - опыта взаимодействия самобытия с инобытием; из этой же гипотезы вытекает, что между религиозной и научной истинами существует не только акцидентальные различия, но - в конечном счете - также субстанциальное тождество.)

Арабские теологи и ученые Абу Али Ибн Сина (Авиценна) и Ибн Рушд (Аверроэс) обосновали теорию двойственной истины, согласно которой религия ищет свою истину, а наука - истину совсем иного рода. Распространение этой теории среди мусульман и христиан предоставляло науке право добиваться независимости от религии и церкви и сосредоточиваться на изучении собственного предмета. В свою очередь, теистическая религия не учиняла науке особых препятствий и предоставляла ей искомую автономию при условии, что ученые будут признавать сотворение Богом исследуемой ими природы и не станут возражать против приоритета религиозной истины перед истинностью знания вторичных причин миропорядка.

Широко известен масонский миф, будто европейская наука складывалась на рубеже XVI-XVII вв. в острой борьбе с догматами христианской церкви. Этому мифу противостоит вполне обоснованное мнение о том, что первая научная парадигма Галилея - Ньютона (идеи математического моделирования и физического эксперимента) существенно обусловлена нуждами Реформации (XVI-XVII вв. - это вершина христианства, пик межрелигиозных войн, начало «охоты на ведьм»),

Галилей, Кеплер, Ньютон, Декарт и другие творцы первой научной революции отличались высокой личной религиозностью и страстью к теологии. Они верили в исходные аксиомы, адекватные именно духу христианства, но не язычества, буддизма или ислама. Кстати, Церковь осудила гелиоцентрические воззрения Галилея на основании соответствующих экспертных доводов авторитетных ученых того времени: подтвердить гелиоцентризм было нечем; опытные подтверждения появились только в XIX в. (1821 - расчеты годичного движения Земли по звездному параллаксу; 1860 - при помощи маятника Фуко). Рождение экспериментальной науки и появление инквизиции - тесно связанные стороны жесткой политики официальной церкви в отношении ренессансного оккультизма.

Творцы классического естествознания исходили из следующих христианских аксиом:

  • - физический мир существует объективно и не является пустым;
  • - этот мир не злой и весьма удачно устроен;
  • - земной мир не божествен, не есть Бог;
  • - мир и человек относительно независимы от Бога;
  • - Библия ничего не говорит о свойствах звезд, строении Земли, жизни после смерти;
  • - Библия умалчивает об идеале устройства общества (в виде монархии, демократии пр.);
  • - подлунный и надлунный миры единообразны, изоморфны и изохронны;
  • - природа способна самовозрастать без помощи духов.

Для эпохи Возрождения было характерно увлечение магизмом: всякое небесное и земное явление оккультисты объясняли действием духов и чудесных сил. А католическая церковь еще в XIII в. провозгласила анафему тем, кто считает звезды одушевленными и совершенными. Протестантизм стал разрушать сложившуюся католическую систему религиозной безопасности, когда принялся профанировать святое причастие, крест, крещение и пр. В Средние века с колдунами и ведьмами боролись, как правило, святыми молитвами и крестным знамением. А вот в эпоху Реформации деревенские протестанты были вынуждены защищать себя от колдовства «охотой на ведьм», народным самосудом, кострами. Для сдерживания стихии демократических расправ с представителями черной магии был создан официальный церковный институт правосудия - инквизиция. (В России казнь за колдовство впервые была введена Петром I в 1714 г.)

Реформация объявила решительную борьбу с оккультизмом, и для «обезбоживания фюзиса» потребовались ученые-аскеты с функцией «монашества в миру». Систематическое изучение природы как познание воли Бога - на основе перечисленных выше аксиом - было объявлено церковью особым и очень важным религиозным занятием. Поскольку Библия не учит астрономии, то нужно создать космогонию и физику путем заимствования, критики и перестройки античной натурфилософии, в том числе метафизики Аристотеля.

Ж. Буридан (XIV в.) сформулировал принцип инерции, говоря, что Бог придал светилам начальный «импетус» (импульс), сохра- нямый неизменным во всех частях вселенной. Г. Галилей конфликтовал не с Библией, а с физикой Стагирита, советуя исследовать мир при помощи «испанских сапог» эксперимента. Скажем, изучая свойства падения камня, бросаемого с Пизанской башни, физик вправе применять полученные выводы к расчетам движения звезд и планет, ибо универсум единообразен. Нужно было также преодолевать предубеждение платоников о несовместимости «божественно-совершенной» математики с «рукотворно-несовершенной» механикой.

Церковная инквизиция преследовала только тех ученых, которые открыто бросали вызов библейской доктрине сотворения мира и пропагандировали оккультные науки. Таких отступников среди крупных ученых тогда было немного. Жертвами инквизиции стали Н. Коперник, М. Ссрвст, Дж. Бруно, Дж. Ч. Ванини, А. Везалий, Т. Кампанелла и некоторые другие ученые и философы. Инквизиция была судебно-политическим учреждением католической церкви и существовала с XIII по XIX в. Особенно она свирепствовала в Испании, когда ее возглавлял Т. Торквемада, изгонявший из страны евреев (1492). Разумеется, число казненных инквизиторами ученых-еретиков не идет ни в какое сравнение с массовым уничтожением священнослужителей болыпевиками-атеистами в России.

Настороженность церкви к естествоиспытателям вызывалась также важным обстоятельством когнитивного плана. Ученые создавали свои теории применительно к идеализированным и абстрактным предметам - безразмерным точкам и линиям, предельно круглым и твердым шарам и т. п. Они оперировали понятием Абсолюта: абсолютно черное тело, абсолютный эфир. Говорили о реальности предельно малых и бесконечно больших величин, бесплотных по своей сути. Все это не могло нс напоминать язык духовных дисциплин. Вместе с тем ученые претендовали на то, что их теории описывают и объясняют посюсторонний мир, освещают устройство вещей. Тем самым ученые, сами того не желая, отождествляли язык религии и язык науки, представления о духе и материи. А это не могло не приводить к материалистическому пантеизму - наделению материи самодвижением и размещению Абсолюта внутри вещества.

Вышедшая из недр теизма и отчужденная от него материалистическая наука Европы не могла обойтись без специфической религиозной методологии, культивирующей идеал целостности универсума. Не оставалось ничего иного, как принять на вооружение ревизованный пантеизм. Например, Б. Спиноза, руководствуясь инспирированным Дж. Бруно вариантом пантеизма, объявил природу субстанцией, причиной самой себя. Выходило, что наука имеет своим предметом не сотворенную природу, а субстанцию и ее модусы. Позже Г. В. Плеханов высоко оценит спинозизм как предтечу диалектического материализма.

Резонная причина некоторого недоверия христианской церкви к предельно общим выводам европейского естествознания состояла и в том, что нет достаточных оснований отождествлять знание о теоретических объектах с образами фрагментов живой и конкретной действительности. Естественно-научная теория с ее абстракциями и идеализированными предметами - своего рода карикатура на эти фрагменты мира. Разве научная теория не противоречит здравому смыслу?

Напомним, что античное понятие теории обозначало хладнокровное созерцание и описание того, что происходило на самом деле; теорос - зритель, но не участник событий, его задача - пересказать без утайки и субъективных добавлений то, чему он был свидетелем, чтобы другие люди могли умозрительно представить себе случившееся. Теория излагалась общедоступным языком и была ярким образным повествованием о важнейших реальных событиях. Физические теории Нового времени, наоборот, стали рассказывать о неких ирреальных объектах, причем разговор велся на искусственном языке, малопонятном обывателю. Тем не менее ученые претендовали на освещение подлинной реальности в форме высшей истины. Научная магия походила на мистерии. Ну как тут усомниться в стремлении ученых создать свою тайную конфессию и собственный храм! Или, быть может, ученые просто занимаются надувательством простых людей?

В самом деле, среди ученых периодически разражались скандалы по поводу подтасовок, подправок и подгонки эмпирических данных под изобретенные теоретические схемы. Упреки в предвзятом отборе и манипулировании фактами раздавались, например, в адрес Галилея, Ньютона, Лавуазье и ряда других именитых ученых, не говоря уже о рядовых служителях науки. А в массовой науке XX-XXI вв. число недобросовестных ученых неимоверно возросло. Фальсификация и лакировка экспериментальных данных, плагиат, склонение к соавторству, мошенничество, преступные опыты над людьми и т. п. стали, к сожалению, теневым атрибутом науки.

В обществе из-за наивной веры в постоянный научный прогресс широко распространено так называемое научное легковерие, т. е. некритическое отношение к сенсационным сообщениям в прессе об успехах в науке и слабо доказанным итогам исследований. Наука всегда давала повод для идейного и нравственного надзора за ней со стороны церкви, и тем более церкви государственной. Правда, далеко не все священнослужители и религиозные деятели отличались высоким интеллектом и строгими нравами, а потому сами давали повод для насмешек и справедливой критики.

Итак, идеалы монотеизма, вошедшие в твердое ядро христианской культуры, во многом предопределили характер экспериментально-теоретической науки Запада и способствовали инструментальному выпытыванию у сотворенной природы ее тайн. Второй стороной генотипа христианской культуры являются фундаментальные хозяйственные идеалы, также по-своему обусловившие основные тенденции экономического развития европейских государств и облик европейской науки. Науковеды экстерналистской ориентации отмечают, что наука Нового времени унаследовала от древних культур Греции и Рима ряд особенностей своего стиля теоретизирования и открытость публике.

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА (или двойная истина) - термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и богословия, возникшее в эпоху средневековья н направленное на утверждение автономии науки, разума от религии. Отчетливое выражение оно получило в арабской философии. Так, Ибн Рушд считал, что в философии имеются истины, неприемлемые для богословия, и наоборот. Это учение развивали представители аверроизма, номинализма (Дуне Скот. Уильям Окном), в эпоху Возрождения - Пьетро Помпонацци и др.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 106.

Двойственность истины

«ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ» ТЕОРИЯ (теория «двух истин») - учение о философии и теологии как о двух аспектах единой истины или же о двух самостоятельных истинах. Возникла в западноевропейской философии 12-13 вв. и ассоциируется гл. о. с латинским аверроизмом, представители которого, отстаивая автономность философии, допускали возможность противоречия между научно-философскими выводами и богословскими догмами.

Двойственной истины теория

ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ теория - распространенное в средние века философское предположение о принципиальной возможности интеллектуальной ситуации, в границах которой научное положение (тезис) может одновременно выступать как истинное и как ложное (в зависимости от собственного мировоззренческого, концептуального, парадигмального и идейного контекстов). Двойственной истины теория сложилась в русле обоснования процедур рационального истолкования религиозных догматов. Предполагалось, что философские истины не обязательно являются таковыми с теологической точки зрения.

Абсолютная и относительная истина

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым.

Уже в первые века существования христианства в богословии начали формироваться две основные позиции: одни теологи считали, что надо просто верить и даже не пытаться понять Бога, ибо человеческий разум на это в принципе не способен, другие полагали, что главная цель любого верующего - максимально приблизиться к пониманию Бога. И поскольку мир - это творение Бога, то, постигая этот мир, мы тем самым постигаем и Творца. В своем изучении мира они опирались на античную философию, пытаясь приспособить ее к христианскому вероучению. Но использование рациональных методов познания неизбежно приводило к обнаружению ряда противоречий как внутри религиозных учений, так и между результатами научных исследований и религиозными идеями, изложенными в Библии (аналогично в Коране). Отсюда и рождается проблема знания и веры, одинаково актуальная как в мусульманском, так и в христианском мире, а именно, что выше: истины науки или истины религии? Эта проблема может быть сформулирована как вопрос о путях познания: должны ли мы обладать верой для того, чтобы с помощью разума познавать мир и Творца? Или же именно рациональное освоение мира приводит нас к вере? Положительный ответ на первый вопрос давали Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский («Верю, чтобы понимать») и др., на второй - Пьер Абеляр и его последователи («Понимаю, чтобы верить»). В учении Фомы Аквинского эти две точки зрения были синтезированы. В частности, он провозгласил тезис о гармонии разума и веры, которые не могут противоречить друг другу (а если такое противоречие обнаружено, то это значит, что мы просто ошиблись в рассуждениях). Объединяет все эти взгляды идея о том, что разум может и должен служить вере («Философия - служанка богословия»). Мусульманский философ Аверроис (Ибн-Рушд) предложил для решения проблемы знания и веры теорию «двух истин». Согласно ей истины науки выше истин религии, но истины науки способны понять немногие, для всех же остальных религиозные идеи полезны, поэтому они имеют право на существование и их не стоит публично опровергать. В XIII-XV вв. теория двух истин получила распространение в Европе: Сигер Брабантский, Дунс Скот, Уильям Оккам отстаивали точки зрения, что разум и вера не имеют ничего общего и разум ничем не может помочь вере. Особой остроты достигала полемика по вопросам: существует ли Мир вечно или же он был когда-то сотворен? Бессмертна или смертна индивидуальная человеческая душа? Существует ли свобода воли или любой человеческий поступок определяется Богом?

В своей работе «Согласие религии и философии» Ибн-Рушд выдвинул и разработал оригинальную концепцию «двух истин», или «двойственной истины», сыгравшую в дальнейшем большую роль в истории философии. Он пишет, что Откровение не только не осуждает философские рассуждения, но, по сути дела, требует их от нас, ибо мы должны изучать природу вещей для того, чтобы воспарить мыслью к Творцу всех этих вещей. Но нельзя требовать создавать философию из ничего, философия - это древняя наука, и поскольку особую роль здесь сыграли греки, следовательно, необходимо изучать греческую философию. Кроме того, Коран требует от нас наблюдать и истолковывать природу с помощью разума, чтобы постичь Творца. Но любое умозаключение есть результат размышления, следовательно, мы должны знать логику. Выводы, к которым мы приходим в процессе рассуждения, могут противоречить буквальному смыслу Корана, который в таких случаях нуждается в аллегорическом истолковании. Но если с помощью разума мы можем постичь Бога, т.е. высшую истину, то зачем нужно Откровение? Аристотель различал три типа аргументов: риторические, диалектические и необходимые (аподейктические). Ибн-Рушд делит людей на три класса в зависимости от того, какие аргументы они способны воспринять.

1. Простые люди, руководствующиеся воображением, а не разумом; их можно убедить только с помощью риторических аргументов. Так, какого-нибудь кочевника не убедишь философскими доводами (которые он не понимает), что нехорошо грабить и убивать других людей. Но, используя Коран (т.е. Божественное Откровение), такому кочевнику можно внушить, что за нехорошее поведение Аллах накажет его вечными муками в аду.

2. Люди, открытые для диалектических рассуждений; они хотят быть уверенными, что ничто из того, чему учит Откровение, не противоречит естественному разуму, и им нужны основания, почему надо верить в это, а не в то. Функция теологии в том и состоит, чтобы находить диалектические оправдания, с помощью которых картина мира и смысл человеческого бытия, данные нам в Откровении (в Коране), покажется более истинными, нежели какие-либо другие. Если бы теологии не было, эти люди остались бы и без философии (им не доступной), и без Откровения.

3. Ученые (философы), которых ничто не может удовлетворить, кроме необходимых доказательств математики и метафизики. Ученые благодаря деятельности их разума постигают высшую истину бытия. Так, они пришли к выводу: неверно, что мир сотворен Богом из ничего, мир существует вечно, и он есть результат взаимодействия Первоформы и Первоматерии. Но, зная эту истину, философы понимают, что для всех остальных людей учение о Боге есть лучшая замена философской истины. Отсюда следует учение о двух истинах: одна подлинная - философская, а другая - религиозная, являющаяся заменой философской для всех других людей. О философских истинах не философам лучше ничего не говорить.

Loading...Loading...