Дополнительная эмиссия акций приводит к увеличению. Дополнительная эмиссия акций: цели, способы, параметры. Стоимость услуг и сроки исполнения при регистрации дополнительного выпуска акций вместе с ЦБ Регистр

Уставной капитал акционерного общества в определённых случаях может быть изменён. Он может быть уменьшен в результате или, наоборот, увеличен посредством дополнительной их эмиссии. В этой статье я расскажу вам о том, что такое дополнительная эмиссия акций, как она проводится, каким образом регламентируется и каковы её основные цели и задачи.

Для начала простое определение:

Допэмиссией акций принято называть дополнительный их выпуск приводящий к увеличению уставного капитала компании за счёт уменьшения долей текущих её акционеров.

Поясняю на простом примере:

Был у компании уставной капитал в 100000 рублей за счёт первичного выпуска 100 акций по 1000 рублей каждая. При этом каждая акция давала своему владельцу на 1/100 часть в бизнесе компании (в том числе и на её прибыли в виде дивидендов). А после того, как она выпустила дополнительные 100 акций, её уставной капитал удвоился, а вот доля приходящаяся на каждую акцию, наоборот, снизилась в 2 раза (теперь она составляет 1/200).

Этапы допэмиcсии акций

Дополнительный выпуск акций представляет собой строго регламентированную процедуру, которая включает в себя ряд следующих основных этапов:

  1. Принятие решения (инициаторами обычно выступают совет директоров компании или один или несколько мажоритарных акционеров);
  2. Утверждение решения. Обычно решение о выпуске дополнительных акций компании утверждается на общем собрании её акционеров, однако иногда устав акционерного общества предоставляет эту прерогативу напрямую совету директоров (в этом случае мнением большинства акционеров никто не интересуется);
  3. Регистрация допэмиссии в соответствующих государственных инстанциях;
  4. Размещение вновь выпущенных акций. Первоначально они размещаются среди существующих акционеров компании изъявивших желание увеличить свою долю в ней, а после этого, оставшиеся акции может приобрести каждый желающий;
  5. Регистрация отчёта о проведённой допэмиссии во всё тех же государственных инстанциях;
  6. Внесение изменений в устав компании.

Этапы допэмиссии

Рассмотрим эти этапы более подробно.

Этап первый: Принятие решение о дополнительном выпуске акций

Данное решение обычно принимается советом директоров на основе подробного анализа текущего состояния компании и оценки перспектив её дальнейшего развития. К нему могут подтолкнуть такие причины как, например:

  • Острая нехватка денежных средств для текущего функционирования компании;
  • Необходимость расширения производства или его модернизации, с целью не отстать от конкурентов и удержаться таким образом «на плаву»;
  • Невозможность взять кредит в банке;
  • Консолидация уставного капитала компании.

Подробнее о целях допэмиссии написано в одном из следующих разделов.

Этап второй: Утверждение принятого решения

В том случае, если в уставе акционерного общества напрямую не сказано о том, что совет директоров вправе самостоятельно принимать и утверждать решение о дополнительном выпуске акций, данный вопрос выносится на общее собрание акционеров.

При этом перед собранием высказываются основные причины подтолкнувшие к принятию данного решения, приводятся аналитические данные касательно текущего состояния дел. После этого проводится голосование на котором каждый акционер имеет голос пропорциональный той доли акций которой он владеет.

Основной вес, на таких собраниях, имеют голоса мажоритарных акционеров (владеющих относительно большими долями акций). Это происходит не только из-за того, что их доля (и количество голосов) больше, но также и по той простой причине, что далеко не все мелкие владельцы акций принимают участие в собраниях**.

** Собрание будет иметь кворум в том случае, если в нём примут участие более 50% (ст.58 Закона «Об акционерных обществах») голосов. То есть, если за принятие решения проголосуют два крупных акционера владеющих пакетами акций по 20% каждый, а кроме этого в голосовании примут участие хотя-бы 11% миноритарных акционеров, решение будет принято (даже в том случае если все миноритарии проголосуют против).

Этап третий: Регистрация решения

В течение трёх месяцев со дня утверждения решения (не позднее) его необходимо зарегистрировать в Банке России (либо в департаменте допуска на финансовый рынок, либо в соответствующем территориальном учреждении ЦБ РФ).

Для проведения процедуры регистрации эмитент должен предоставить документы согласно следующему перечню:

Этап четвёртый: Размещение вновь выпущенных акций

Вновь выпущенные акции должны быть размещены среди акционеров (как существующих так и новых). Размещение может быть произведено следующими основными способами:

  1. Среди существующих акционеров. В данном случае акции распространяются исключительно среди существующих акционеров компании. Каждый из них вправе приобрести акции в количестве соответствующем той доле, которой он обладает в данный момент;
  2. Посредством закрытой подписки. В этом случае предложения о покупке акций направляются строго ограниченному кругу лиц;
  3. Посредством открытой подписки. При этом правом на покупку акций обладает любой желающий, но приоритет всё равно остаётся за уже существующими акционерами;
  4. Посредством конвертации. Это более сложная процедура необходимость которой может быть обусловлена изменением номинальной стоимости акций, изменением прав даваемых ими, консолидацией или дроблением акций.

Этап пятый: Регистрация отчёта о проведённом дополнительном выпуске акций

После того как была произведена эмиссия и акции были распространены между акционерами, эмитент должен, в обязательном порядке, составить и зарегистрировать отчёт обо всех проделанных в результате допэмиссии процедурах. Этот отчёт должен быть предоставлен в соответствующий департамент ЦБ РФ не позднее тридцати дней с момента размещения всех дополнительно выпущенных акций.

Вместе с отчётом необходимо представить следующий пакет документов:

По предоставленному отчёту проводится доскональная проверка в результате которой могут быть выявлены все нарушения и несоответствия с нормативными законодательными нормами и правилами (если они были допущены в ходе эмиссии). Эти нарушения могут караться различного рода санкциями налагаемыми на эмитента. Степень ответственности может разниться в зависимости от серьёзности допущенных нарушений, вплоть до того, что результаты дополнительной эмиссии могут быть признаны недействительными.

Этап шестой: Внесение изменений в устав компании-эмитента и их регистрация

Закон №129-ФЗ обязывает сообщать обо всех изменениях данных содержащихся в ЕГРЮЛ (государственном реестре юрлиц) не позднее чем через три дня после того как они произошли. В результате допэмиссии, помимо прочего, изменяется размер уставного капитала акционерного общества, а этот факт требует обязательной регистрации.

Для этого после внесения соответствующих изменений в устав, следует незамедлительно подавать заявление в регистрирующие органы по месту нахождения компании-эмитента. Регистрирующий орган, в свою очередь, обязан выдать эмитенту уведомление о регистрации в трёхдневный срок с момента подачи заявления.

Документы необходимые для регистрации изменений в уставе АО:

С какими целями проводят допэмиссию акций

Самая очевидная цель проведения дополнительного выпуска акций - получение «бесплатных» денег для дальнейшего развития бизнеса. Что значит «бесплатных»? Это означает то, что деньги вырученные при реализации дополнительно выпущенных акций не надо впоследствии никому возвращать и не надо платить по ним никаких процентов (как, например при выпуске облигаций или при взятии кредита).

Иногда возникает острая необходимость в деньгах (для модернизации производства, расширения деятельности и т.п.). При этом банки не всегда готовы предоставить кредит или согласны сделать это, но на достаточно невыгодных условиях. В этом случае, для того чтобы оставаться на плаву, зачастую не остаётся никакого другого выхода, кроме как выпуск дополнительного количества акций.

Часто дополнительную эмиссию проводят на фоне переоценки акций компании (когда рыночная стоимость компании превышает балансовую). Такую переоценку довольно быстро можно диагностировать взглянув на такие основные мультипликаторы как например P/B, P/E.

Бывают и такие случаи, когда допэмиссия проводится в соответствии с требованиями закона. Например, банки вынуждены прибегать к ней в тех случаях, когда законодательно повышается размер минимально допустимого размера уставного капитала для них.

Ну и наконец, данная процедура зачастую проводится с целью консолидировать уставной капитал и сосредоточить управление компанией в руках группы мажоритариев. Согласно букве закона каждый акционер имеет преимущественное право на выкуп вновь выпущенных акций согласно той доле, которой он владеет в данный момент. Большая часть акционерного капитала размыта между огромным числом мелких акционеров и далеко не каждый из них воспользуется своим правом на приобретение дополнительных акций. Именно это и даёт мажоритариям возможность выкупить их, увеличив тем самым свои доли в компании.

Негативные последствия допэмиссии

Больше всего дополнительная эмиссия вредит интересам держателям относительно небольших долей акций компании - миноритарным акционерам. Простые держатели незначительных пакетов акций зачастую не имеют реальной возможности предотвратить этот процесс. Хотя решение и принимается на общем собрании акционеров (если иное не прописано в уставе общества), но из-за размытости долей и несогласованных действий миноритариев, основной вес здесь имеют именно голоса мажоритарных акционеров. А мажоритарии, как уже говорилось выше, зачастую действуют не столько в интересах компании, сколько блюдут собственные корыстные интересы (и не всегда интересы компании совпадают с интересами отдельно взятых мажоритарных акционеров).

Что происходит с уже существующими акциями компании при проведении их дополнительной эмиссии? Всё просто. Допустим вы владеете десятью акциями стоимостью по 1500 рублей каждая. При этом вы являетесь собственником определённой доли в бизнесе компании-эмитента (при общем количестве акций в 100000 штук, ваша доля в компании будет составлять (10/100000)х100%=0,01%) и, соответственно, вы можете рассчитывать на соответствующую долю в прибыли (в виде дивидендов).

А после того как будет осуществлена дополнительная эмиссия акций (пускай будет выпущено ещё 20000 акций), произойдут следующие изменения:

  1. Снизится доля в бизнесе приходящаяся на каждую акцию. Если ранее она составляла 0,001% ((1/100000)х100%), то теперь она будет равняться 0,0008% ((1/120000)х100%);
  2. Соответственно уменьшится и размер дивидендов выплачиваемых на каждую акцию;
  3. Всё это закономерно приведёт к снижению рыночной стоимости акций, она уменьшится пропорционально тому количеству, которое было вновь выпущено. То есть, в нашем случае, если количество акций увеличилось в 1,2 раза, то их цена снизится тоже примерно в 1,2 раза и будет составлять величину в районе 1250 рублей**.

Как видите, для обычных акционеров компании, владеющих небольшими долями в ней, дополнительная эмиссия - процедура весьма малоприятная так как она может значительно снизить стоимость их доли и размер получаемых дивидендов.

Поэтому, для того чтобы по возможности снизить негативные последствия дополнительной эмиссии акций и защитить права миноритарных акционеров, российское законодательство вводит целый ряд правил и ограничений применяемых по отношению к данной процедуре.

** Здесь следует понимать, что рыночная стоимость акций зависит от многих факторов, а потому её значение как правило всегда отличается от рассчитанного подобным образом.

Законодательное регулирование

Дополнительная эмиссия акций в РФ должна осуществляться в строгом соответствии с положениями изложенными в следующих законодательных актах:

  1. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. От 04.11.2019) “Об акционерных обществах”;
  2. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. От 26.07.2019) “О рынке ценных бумаг”.

Вот выдержка из статьи 28 федерального закона №208-ФЗ:

А вот что говорится в статье 40 того же закона:

Пример дополнительной эмиссии акций

Хорошо известная во всех городах России сеть продуктовых магазинов «Магнит» провела допэмиссию акций в конце 2017 года. В это время компания сильно нуждалась в деньгах для выплаты долговых обязательств, организации собственного производства и дальнейшего развития сети магазинов.

Руководство компании выбрало достаточно удачное время для допэмиссии. Ведь на момент её проведения акции компании были сильно переоценены (о чём говорили значения мультипликаторов , P/CF, ). Снижение цен было в любом случае неизбежным, ведь по итогам текущего года компания впервые не планировало выплату дивидендов. Кроме этого показатели роста компании и её прибыль начали заметно снижаться, а долговая нагрузка – возрастать.

Дополнительно выпущенные акции удалось разместить по достаточно выгодной цене получив таким образом необходимое количество «бесплатных» денег. Курс акций конечно снизился, но как уже говорилось выше - это и так было неизбежно, а в данном случае удалось извлечь из этого существенный профит. Правда следует отметить тот факт, что профит этот был получен во многом за счёт средств рядовых акционеров, доли участия которых в результате всего этого были значительно уменьшены.

При регистрации акционерного общества учредители, как правило, формируют уставный капитал создаваемого акционерного общества в размере, не превышающем минимальный размер уставного капитала. На сегодняшний день минимальный размер уставного капитала для непубличных акционерных обществ составляет 10 т.р., для публичных акционерных обществ 100 т.р. Однако в дальнейшем нередко возникает необходимость увеличения уставного капитала.

Акционерное общество развивается и необходимы дополнительные денежные вливания на расширение производства. Увеличение уставного капитала акционерного общества возможно двумя путями: увеличение номинальной стоимости акций или размещение дополнительных акций (п. 1 ст. 28 Закона об акционерных обществах). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 39 указанного Закона размещение дополнительных акций может осуществляться одним из трех способов:

— подписка (открытая или закрытая);

— конвертация;

— распределение среди акционеров.

Рассмотрим содержание корпоративных мероприятий, осуществляемых в ходе дополнительной эмиссии акций, размещаемых по закрытой подписке, причем в случае, когда дополнительный выпуск акций не сопровождается государственной регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг.

Регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг требуется, если акции размещаются по открытой подписке либо по закрытой подписке среди круга лиц, число которых превышает 500. При этом предусматриваются более жесткие требования к раскрытию информации для того, чтобы гарантировать возможным инвесторам на рынке ценных бумаг получение необходимых сведений.

Оплата акций дополнительного выпуска может осуществляться как денежными средствами, так и различным имуществом (по договору мены), которое должно быть предварительно оценено независимым оценщиком. В статье будет рассмотрен первый вариант оплаты акций.

Процесс дополнительной эмиссии акций включает 5 этапов:

1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

2. Утверждение решения о дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг;

3. Государственная регистрация дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг;

4. Размещение эмиссионных ценных бумаг;

5. Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Каждый этап включает в себя корпоративные мероприятия, которые необходимо осуществлять последовательно и с соблюдением установленных сроков.

1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг

На этом этапе проводится заседание Совета директоров, которое определяет стоимость одной акции и Общее собрание акционеров, которое принимает решение об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций общества.

В случае, если устав общества не содержит положения об объявленных акциях (то есть не предусматривает возможности осуществления дополнительной эмиссии), необходимо, чтобы на этом этапе акционеры приняли решение о внесении соответствующих изменений в устав (о количестве объявленных акций и правах акционеров, предоставляемых этими акциями после их размещения) (п. 3 ст. 28 Закона об акционерных обществах). Если на Общем собрании акционеров такое решение было принято, Акционерное общество обязано зарегистрировать данные изменения в ФНС.

2. Утверждение решения о дополнительном выпуске ценных бумаг

Совет директоров утверждает решение о дополнительном выпуске акций. В случае если в организации Совет директоров не предусмотрен, решение утверждает орган управления, осуществляющий функции совета директоров. Обычно этим органом является общее собрание акционеров. Документы на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг должны быть представлены не позднее трех месяцев от даты утверждения решения об их выпуске.

3. Государственная регистрация дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг

Согласно Указу Президента РФ от 25.07.2013 N 645 ФСФР России упразднена. Ее функции переданы Банку России.

Таким образом, Служба Банка России по финансовым рынкам осуществляет функции упраздненной ФСФР России, в том числе производит регистрацию дополнительных выпусков акций.

Для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные Стандартами эмиссии ценных бумаг (утверждены Банком России 11.08.2014 N 428-П) (далее Стандарты).

1) заявление на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг;

2) анкета эмитента;

3) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента;

4) решение о дополнительном выпуске ценных бумаг;

5) Протокол Совета директоров об определении цены размещения акций;

6) Протокол общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала;

7) Протокол заседания Совета директоров об утверждении решения о дополнительном выпуске ценных бумаг;

8) копия устава (учредительных документов) эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями;

9) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных;

11) иные документы предусмотренные Стандартами.

Эмитент должен предоставить в регистрирующий орган комплект документов на бумажном и на электронном носителе. Решение о дополнительном выпуске и анкета эмитента, должны быть заполнены в соответствии со Стандартами и составлены с помощью специальной программы – электронной анкеты, которая находится в свободном доступе на официальных сайтах СБР и записаны на электронный носитель в формате анкеты. Так как в настоящий момент электронная анкета не содержит некоторых положений новых Стандартов, на электронный носитель также необходимо поместить Решение о дополнительном выпуске и анкету эмитента в формате.doc или.rtf с изменениями с учетом новых положений.

В течение 20 дней от даты получения регистрирующим органом документов и электронного носителя он обязан осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации

В процессе рассмотрения документов у СБР могут возникать замечания к документам. В этом случае в процессе регистрации решения о дополнительном выпуске ценных бумаг может быть назначена проверка достоверности сведений, содержащихся в предоставленных документах, или осуществлена приостановка государственной регистрации решения о дополнительном выпуске. Срок приостановки не может быть больше 30 дней.

4. Размещение эмиссионных ценных бумаг

Размещение ценных бумаг эмитентом начинается со сделок (заключение договоров), направленных на отчуждение (продажу) ценных бумаг дополнительного выпуска их первым владельцам, в соответствии с условиями зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг. Эмитент должен направить реестродержателю передаточное распоряжение для внесения соответствующих записей в реестр акционеров.

Размещение осуществляется в сроки, предусмотренные зарегистрированным решением о дополнительном выпуске акций. Этот срок не может превышать одного года с даты государственной регистрации дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Также, в процессе размещения могут вноситься изменения в зарегистрированный текст решения о дополнительном выпуске акций. Такие изменения подлежат обязательной регистрации в СБР.

5. Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг

Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в Банк России отчет об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг (п. 1 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).

Для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные Стандартами эмиссии:

1) заявление на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;

2) отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;

3) копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;

5) справка эмитента о соблюдении им требований по раскрытию информации на этапах государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг;

6) документ, подтверждающий наличие решения о предварительном согласовании сделок по размещению ценных бумаг эмитента, являющегося хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в случае если совершение таких сделок допускается при наличии указанного решения об их предварительном согласовании;

8) в случае отказа эмитента от размещения ценных бумаг и представления отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), содержащего информацию о том, что ни одна ценная бумага не размещена, дополнительно представляется копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об отказе от размещения ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;

9) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;

10) опись представленных документов;

11) иные документы, предусмотренные настоящими Стандартами.

Эмитент представляет в регистрирующий орган документы, необходимые в соответствии со Стандартами для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, в одном экземпляре, за исключением отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска), представляемого в трех экземплярах.

Текст отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг представляется в регистрирующий орган также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Если в процессе размещения ценных бумаг в итоге ни одной ценной бумаги дополнительного выпуска не размещено, либо решением о дополнительном выпуске ценных бумаг, размещаемых путем подписки, установлена доля ценных бумаг, при неразмещении которой дополнительный выпуск считается несостоявшимся, такой дополнительный выпуск ценных бумаг признается регистрирующим органом несостоявшимся, и его государственная регистрация аннулируется.

Регистрация отчета о дополнительном выпуске ценных бумаг осуществляется в течение 14 дней с момента подачи документов в СБР.

В процессе рассмотрения документов у СБР могут возникать замечания к документам. В этом случае в процессе регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг может быть назначена проверка достоверности сведений, содержащихся в предоставленных документах, или осуществлена приостановка государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг. Срок приостановки не может быть больше 30 дней.

После регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмитент должен внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в части увеличения размера уставного капитала общества.

ВНИМАНИЕ : не забудьте выполнить требования о раскрытии информации при дополнительном выпуске ценных бумаг. За невыполнение требований о раскрытии информации штраф на сегодня составляет от 700000 до 1000000 руб.

Наша компания поможет Вам зарегистрировать дополнительный выпуск ценных бумаг. В услуги по регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг входит консультирование на этапах эмиссии, подготовка пакета документов, подача пакета документов в регистрирующий орган и получение документов о регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.

Дополнительная эмиссия акций является составной частью модели управления акционерным капиталом и предназначена для привлечения долевого (бездолгового) финансирования деятельности общества. Как уже было отмечено выше, такой способ привлечения средств целесообразен в строго определенных вариантах, общим моментом которых является превышение фактической цены акции над балансовой ценой. Цели допэмиссии также должны быть подвергнуты строгой ревизии: как правило, она проводится для пополнения внеоборотных средств компании, связанных с реализацией новых, экономически эффективных проектов. Для пополнения оборотных средств более предпочтительными выглядят заемные источники капитала.

С точки зрения вида допэмиссии законодательство допускает два варианта подписки на эмиссионные ценные бумаги : открытую и закрытую . Вопрос об ограничении круга лиц - потенциальных приобретателей эмиссионных ценных бумаг общества - является дискуссионным. Само по себе наличие ограничений на круг приобретателей не говорит о немедленном ухудшении корпоративного управления компании. Скорее, это повод задуматься об адекватности текущих или будущих параметров дополнительной эмиссии, и, прежде всего, цены размещения. Считается, что получить должную оценку справедливости параметров допэмиссии лучше всего в условиях публичности при неограниченном круге покупателей. В то же время, закрытая подписка может говорить о стремлении общества что-либо скрыть или утаить от своих акционеров, а также чрезмерном желании видеть среди акционеров какое-либо определенное лицо (в случае закрытой подписки в пользу данного лица). Сам по себе принцип функционирования открытого акционерного общества подразумевает равенство акционеров для общества, то есть обществу не важно, кто именно станет его акционером. Важен сам факт внесения средств в уставный (складочный) капитал. В этой связи наилучшим видом допэмиссии в открытом акционерном обществе, функционирующем как публичная компания, будет открытая подписка. При этом все основные параметры допэмиссии, в том числе, цена размещения, должны быть известны заранее, до проведения Общего собрания акционеров, на котором предполагается вынести вопрос о проведении допэмиссии акций.

Еще одной особенностью, на которую стоит обратить внимание, является способ оплаты выпускаемых акций. По общему правилу оплата проводится деньгами, но может проводиться и иным имуществом. На наш взгляд, денежная форма оплаты предпочтительнее, так как снимает риски неадекватной оценки имущества, вносимого в оплату акций. Если же общество заинтересовано в конкретном имуществе, оно может, проведя допэмиссию, выкупить его впоследствии за наличные средства.

В условиях меняющегося законодательства необходимо следить и за сроками реализации преимущественного права. Сроки должны быть достаточными, чтобы текущие акционеры, в том числе миноритарные, могли принять решение о выкупе акций и осуществить необходимые технические операции по переводу средств. Нельзя устанавливать серьезных ограничений относительно счетов, с которых можно оплачивать акции, равно как и иными способами усложнять реализацию преимущественного права (например, требовать предоставления избыточного комплекта документов). Иными словами, ключевым принципом при реализации акционерами преимущественного права является принцип простоты.

Также стоит обратить внимание на норму, содержащуюся в стандартах эмиссии, согласно которой после реализации преимущественного права на оставшиеся акции покупатели выбираются по воле эмитента. По сути дела, речь идет о предпочтительности для эмитента одних покупателей акций перед другими. Данное обстоятельство полностью дискредитирует принцип равенства акционеров для общества и «де-факто» превращает открытую подписку на акции в закрытую.

Самым важным при проведении допэмиссии является цена размещения . Согласно статье 77 закона «Об акционерных обществах» в случае, когда цена размещения эмиссионных ценных бумаг определяется решением совета директоров, она должна определяться исходя из рыночной стоимости. Совет директоров для целей проведения допэмиссии может (но не обязан!) привлечь независимого оценщика. И здесь же говорится, что для регулярно публикуемых в печати цен они должны быть «приняты во внимание». Таким образом, при определении цены допэмиссии совет директоров компании (как люди, которые в силу своих позиций в обществе должны обладать максимальными компетенциями в части особенностей управления акционерным капиталом) получает карт-бланш. Именно его мнение относительно рыночности цены станет определяющим при определении цены размещения акций. Однако необходимо помнить, что критериями определения рыночной цены «снизу» являются номинал акции (в силу требований закона «Об акционерных обществах»), балансовая цена акции и цена акции на вторичном рынке. Цена допэмиссии должна превышать балансовую цену акции и находиться не сильно ниже цен акций вторичного рынка. Это позволит не допустить размытия балансовой цены одной акции и минимизировать влияние дополнительного предложения акций на вторичный рынок.

государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) ценных бумаг идентификационного номера;

размещение ценных бумаг;

государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

1.2. Ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, не могут быть размещены, за исключением следующих случаев:

размещения акций при учреждении акционерного общества;

размещения ценных бумаг при реорганизации акционерных обществ в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, при которых размещение ценных бумаг акционерных обществ, созданных в результате разделения или выделения, осуществляется без государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

размещения путем открытой подписки облигаций без залогового обеспечения, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные пунктом 1 статьи 27.5-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - биржевые облигации);

размещения путем закрытой подписки облигаций без залогового обеспечения, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные подпунктами 3 - 5 пункта 1 статьи 27.5-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - коммерческие облигации);

размещения российских депозитарных расписок, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные пунктом 5.1 статьи 27.5-3

1.3. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, а в случае размещения ценных бумаг путем подписки - должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг за исключением случаев, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются лицам, являющимся квалифицированными инвесторами, при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, они размещаются лицам, которые на определенную дату являлись или являются акционерами акционерного общества - эмитента, при условии, что число таких лиц без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они предлагаются лицам, число которых не превышает 150, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, а также без учета лиц, которые на определенную дату являлись или являются участниками (акционерами) эмитента, при условии, что число таких участников (акционеров), не являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются путем закрытой подписки среди лиц, число которых без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения ценных бумаг одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает 200 млн. рублей;

сумма привлекаемых эмитентом, являющимся кредитной организацией, денежных средств путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает четырех млрд. рублей;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее четырех млн. рублей при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в случае государственной регистрации отдельного выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, размещаемых в рамках программы облигаций, если проспект облигаций зарегистрирован одновременно с государственной регистрацией программы облигаций.

1.4. В случае если государственная регистрация двух или более выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг одного эмитента осуществляется одновременно, в отношении ценных бумаг таких выпусков (дополнительных выпусков) может быть подготовлен один проспект ценных бумаг.

1.5. В случае если ценные бумаги размещаются путем открытой подписки или процедура эмиссии ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан раскрывать информацию о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

1.6. В случае когда в соответствии с настоящим Положением эмитент представляет в Банк России (далее - регистрирующий орган), какой-либо документ (документы), такой документ представляется (такие документы предоставляются) в регистрирующий орган на бумажном носителе. Если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента. Подчистки и помарки в тексте документов, представляемых на бумажных носителях, не допускаются.

(см. текст в предыдущей редакции)

Верность копий документов, представляемых в соответствии с настоящим Положением в регистрирующий орган на бумажном носителе, должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Положением, тексты документов представляются в регистрирующий орган также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям регистрирующего органа.

1.7. В случаях когда в соответствии с настоящим Положением эмитент представляет в регистрирующий орган копию какого-либо документа, он вправе вместо копии представить в регистрирующий орган оригинал такого документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.9. Документы, предусмотренные настоящим Положением, могут быть представлены в регистрирующий орган в электронной форме (в форме электронных документов), подписанные (подписанных) электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3390). Указанные документы в электронной форме (электронные документы) признаются равнозначными документам, подписанным собственноручной подписью и представленным на бумажном носителе.

1.10. Сроки, установленные настоящим Положением, исчисляются со дня, следующего за днем поступления в регистрирующий орган соответствующих документов, а если указанные сроки установлены настоящим Положением для выдачи (направления) уведомлений по результатам рассмотрения поступивших в регистрирующий орган документов - со дня, следующего за днем принятия регистрирующим органом соответствующего решения по результатам рассмотрения таких документов. В случае если последний день срока, установленного настоящим Положением, приходится на нерабочий день, днем окончания указанного срока является ближайший следующий за ним рабочий день.

1.11. В случае когда в соответствии с настоящим Положением требуется представление документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за совершение регистрирующим органом юридически значимого действия, и у регистрирующего органа отсутствуют достоверные сведения об уплате заявителем (эмитентом) указанной государственной пошлины в установленном порядке, представленные заявителем (эмитентом) документы оставляются без рассмотрения. В этом случае регистрирующий орган обязан в течение семи рабочих дней с даты получения представленных заявителем (эмитентом) документов направить ему уведомление с указанием на необходимость представления документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины, а течение сроков, установленных настоящим Положением для рассмотрения представленных заявителем (эмитентом) документов, приостанавливается до даты получения регистрирующим органом достоверных сведений об уплате государственной пошлины в установленном порядке.

1.12. Использование печати на документах, представляемых в соответствии с настоящим Положением в регистрирующий орган на бумажном носителе, является обязательным в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также в случае, если сведения о наличии печати содержатся в уставе (учредительном документе) соответствующего юридического лица.

1.13. В случае если в соответствии с настоящим Положением требуется представление копии протокола (выписки из протокола) общего собрания участников хозяйственного общества, и указанный документ не содержит сведений о соблюдении установленного пунктом 3 статьи 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) порядка подтверждения решения (решений), принятого (принятых) общим собранием участников хозяйственного общества, и состава лиц, присутствовавших при его (их) принятии, вместе с таким документом должна представляться справка, содержащая сведения о соблюдении указанного порядка (иной документ, содержащий сведения о соблюдении указанного порядка). При этом сведения о соблюдении указанного порядка должны включать в себя наименование регистратора, осуществлявшего функции счетной комиссии, или фамилию, имя, отчество (при наличии последнего) и наименование должности нотариуса, удостоверившего принятое решение (принятые решения), а если решения, принятые общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью, подтверждены другим способом - указание такого способа.

1.14. В случае если в соответствии с настоящим Положением требуется представление документа (в том числе копии протокола (выписки из протокола) общего собрания владельцев облигаций), подтверждающего получение в установленном порядке согласия владельцев облигаций, и указанное согласие владельцев облигаций не может быть получено в связи с тем, что ни один владелец облигаций не обладает правом голоса по соответствующему вопросу, вместо указанного документа должна представляться справка, содержащая соответствующие объяснения.

Loading...Loading...