Крупные промышленные центры восточной европы. Изучаем географию: центрально-восточная европа. Материалы в сети Интернет

На протяжении 1970-2018 гг. промышленность Восточной Европы в текущих ценах повысилась на 582.9 млрд. долл. (в 4.0 раз) до 776.0 млрд. долл.; изменение произошло на -21.7 млрд. долл. из-за падения численности населения на 36.9 млн., а также на 604.6 млрд. долл. благодаря росту промышленности на душу населения на 2 071.0 долларов. Среднегодовой прирост промышленности Восточной Европы составил 12.1 млрд. долл. или 2.9%. Среднегодовой прирост промышленности Восточной Европы в постоянных ценах равен 1.7%. Доля в мире уменьшилась на 14.8%. Доля в Европе сократилась на 23.7%. Минимум промышленности был в 1999 году (154.3 млрд. долл.). Максимум промышленности был в 2013 году (848.6 млрд. долл.).

На протяжении 1970-2018 гг. промышленность на душу населения в Восточной Европе выросла на 2 071.0 долларов (в 4.5 раз) до 2 658.0 долларов. Среднегодовой прирост промышленности на душу населения в текущих ценах составил 43.1 долларов или 3.2%.

Промышленность Восточной Европы, 1970-1999 (падение)

За период 1970-1999 гг. промышленность Восточной Европы в текущих ценах сократилась на 38.8 млрд. долл. (на 20.1%) до 154.3 млрд. долл.; изменение произошло на -13.9 млрд. долл. из-за падения численности населения на 23.6 млн., а также на -24.9 млрд. долл. из-за падения промышленности на душу населения на 81.7 долларов. Среднегодовой прирост промышленности Восточной Европы был на уровне -1.3 млрд. долл. или -0.77%. Среднегодовой прирост промышленности Восточной Европы в постоянных ценах равен 0.80%. Доля в мире сократилась на 16.9%. Доля в Европе снизилась на 36.0%.

На протяжении 1970-1999 гг. промышленность на душу населения в Восточной Европе выросла на 81.7 долларов (на 13.9%) до 505.4 долларов. Среднегодовой прирост промышленности на душу населения в текущих ценах составил -2.8 долларов или -0.52%.

Промышленность Восточной Европы, 1999-2018 (рост)

В течение 1999-2018 гг. промышленность Восточной Европы в текущих ценах увеличилась на 621.7 млрд. долл. (в 5.0 раз) до 776.0 млрд. долл.; изменение произошло на -6.7 млрд. долл. из-за падения численности населения на 13.3 млн., а также на 628.5 млрд. долл. благодаря росту промышленности на душу населения на 2 152.6 долларов. Среднегодовой прирост промышленности Восточной Европы составил 32.7 млрд. долл. или 8.9%. Среднегодовой прирост промышленности Восточной Европы в постоянных ценах был на уровне 3.2%. Доля в мире увеличилась на 2.1%. Доля в Европе выросла на 12.2%.

В течение 1999-2018 гг. промышленность на душу населения в Восточной Европе увеличилась на 2 152.6 долларов (в 5.3 раз) до 2 658.0 долларов. Среднегодовой прирост промышленности на душу населения в текущих ценах равен 113.3 долларов или 9.1%.

Промышленность Восточной Европы, 1970

В 1970 году была равна 193.1 млрд. долл., состояла из промышленности СССР (85.4%), промышленности Польши (5.9%), промышленности Румынии (3.1%), промышленности Чехословакии (2.8%), промышленности Болгарии (1.7%), и других (1.1%). Доля промышленности Восточной Европы в мире составляла 19.0%.

В 1970 году была равна 587.1 долларов. Промышленность на душу населения в Восточной Европе была больше, чем промышленность на душу населения в мире (274.1 долларов) на 312.9 долларов.

Промышленность Восточной Европы, 1999

Промышленность Восточной Европы в 1999 году составила 154.3 млрд. долл., состояла из промышленности России (37.4%), промышленности Польши (24.3%), промышленности Венгрии (7.4%), промышленности Украины (6.2%), промышленности Румынии (5.9%), и других (18.8%). Доля промышленности Восточной Европы в мире составила 2.1%.

Промышленность на душу населения в Восточной Европе в 1999 году составляла 505.4 долларов. Промышленность на душу населения в Восточной Европе была меньше, чем промышленность на душу населения в мире (1 185.7 долларов) на 680.3 долларов.

Промышленность Восточной Европы, 2018

Промышленность Восточной Европы в 2018 году была равна 776.0 млрд. долл., состояла из промышленности России (52.9%), промышленности Польши (16.5%), промышленности Румынии (7.3%), промышленности Венгрии (4.3%), промышленности Украины (3.5%), и других (15.5%). Доля промышленности Восточной Европы в мире составила 4.2%.

Промышленность на душу населения в Восточной Европе в 2018 году составляла 2 658.0 долларов. Промышленность на душу населения в Восточной Европе была больше, чем промышленность на душу населения в мире (2 420.7 долларов) на 237.3 долларов.

Промышленность Восточной Европы, 1970-2018
год промышленность, млрд. долл. промышленность на душу населения, долларов промышленность, млрд. долл. рост промышленности, % доля промышленности в экономике, % доля Восточной Европы, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Европе
1970 193.1 587.1 193.1 38.3 19.0 43.4
1971 205.1 618.6 204.7 6.0 38.5 18.6 42.3
1972 233.8 698.7 218.7 6.9 38.7 18.4 41.6
1973 276.1 817.9 232.4 6.3 38.2 17.6 39.7
1974 287.2 843.8 250.3 7.7 39.3 15.8 37.1
1975 314.1 915.2 271.6 8.5 38.9 16.0 36.7
1976 316.8 915.4 286.2 5.4 38.6 14.8 35.9
1977 340.7 976.2 297.2 3.8 38.2 14.2 34.9
1978 391.1 1 111.2 312.0 5.0 38.6 13.8 33.5
1979 420.4 1 184.7 319.2 2.3 38.7 12.8 30.9
1980 429.5 1 200.6 328.9 3.0 38.6 11.6 28.7
1981 414.6 1 150.0 332.6 1.1 38.1 11.1 30.8
1982 443.8 1 221.2 334.1 0.47 38.2 12.2 33.3
1983 426.2 1 163.7 351.6 5.2 35.5 11.7 33.2
1984 399.6 1 082.7 364.0 3.5 35.2 10.7 32.6
1985 389.5 1 047.3 378.0 3.8 34.9 10.3 31.2
1986 363.0 968.7 403.9 6.8 33.9 8.7 24.1
1987 351.0 929.6 425.9 5.4 34.1 7.5 20.4
1988 335.4 882.1 448.7 5.4 32.9 6.4 18.3
1989 329.3 860.8 472.6 5.3 32.1 6.2 17.9
1990 334.2 1 078.5 379.0 -19.8 39.5 5.7 15.5
1991 332.9 1 072.4 342.9 -9.5 38.9 5.5 15.4
1992 286.0 920.5 302.8 -11.7 35.4 4.6 12.9
1993 246.9 795.0 270.5 -10.7 33.4 3.9 12.7
1994 228.0 735.1 236.3 -12.7 32.9 3.5 11.3
1995 214.7 693.6 232.3 -1.7 29.9 3.0 9.4
1996 219.8 712.0 234.0 0.72 30.8 3.0 9.6
1997 222.0 721.3 236.8 1.2 30.7 3.1 10.3
1998 186.2 607.5 229.0 -3.3 29.8 2.7 8.6
1999 154.3 505.4 243.4 6.3 29.4 2.1 7.4
2000 170.8 561.8 267.5 9.9 29.4 2.3 8.7
2001 185.6 613.4 278.3 4.0 27.9 2.6 9.5
2002 200.7 666.2 287.9 3.5 26.8 2.7 9.6
2003 241.1 804.0 309.0 7.3 26.6 2.9 9.7
2004 334.7 1 120.8 336.6 9.0 29.0 3.5 11.6
2005 425.5 1 430.2 348.4 3.5 30.1 4.1 13.9
2006 516.6 1 741.6 367.8 5.6 30.0 4.5 15.5
2007 653.2 2 207.6 383.9 4.4 29.3 5.0 17.0
2008 799.7 2 707.7 391.0 1.9 28.6 5.5 19.0
2009 592.1 2 007.7 358.8 -8.2 26.8 4.6 17.3
2010 691.9 2 349.0 383.7 6.9 27.6 4.6 19.1
2011 825.4 2 805.2 404.1 5.3 26.9 4.9 20.4
2012 833.3 2 834.4 407.1 0.74 26.4 4.8 21.6
2013 848.6 2 888.7 405.3 -0.45 25.6 4.8 21.3
2014 800.0 2 725.6 405.3 0.021 25.9 4.5 20.1
2015 619.5 2 112.6 407.6 0.57 26.6 3.9 18.0
2016 600.2 2 049.3 418.2 2.6 26.3 3.8 17.5
2017 706.6 2 416.2 429.2 2.6 26.4 4.1 19.3
2018 776.0 2 658.0 442.7 3.2 26.9 4.2 19.7

1. Общая характеристика промышленности

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма, лидирующие позиции по запасам золота и валют. Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «Большую семерку» стран Запада:

  1. Германия.
  2. Франция.
  3. Великобритания.
  4. Италия.

Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к Германии, экономика которой развивается более динамично. Великобритания же, утратила многие свои прежние позиции. Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.
Особую роль в хозяйстве Европы играет машиностроение.

2. Машиностроение

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится около 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «Рено» (Франция), «Фольксваген» и «Мерседес» (Германия), ФИАТ (Италия), «Вольво» (Швеция) и др. В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы других автомобильных концернов. Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

3. Химическая промышленность

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и практически всего мира — Германия. До Второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи.

Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза, а в настоящее время из России. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.

4. ТЭК, металлургия

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились.

В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах.

Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики — особенно во Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии — оказывает сооружение АЭС.

На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады. Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия).

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, Германия, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Польше.

5. Лесная, легкая промышленности

Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии. Легкая промышленность, с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю. Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и пр.

Сельское хозяйство Зарубежной Европы

1. Общая характеристика сельского хозяйства

В целом доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве в Зарубежной Европе не велика (максимум в странах Восточной Европы). Доля сельского хозяйства в экономике стран также максимум в странах Восточной Европы.

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. Основным типом сельскохозяйственного предприятия является крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов. Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы — растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом.

2. Основные типы сельского хозяйства

Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

  1. Североевропейский
  2. Среднеевропейский
  3. Южноевропейский
  • Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве — кормовых культур и серых хлебов.
  • Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно давно стало отраслью международной специализации. Эта страна — один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Ее нередко называют «молочной фермой» Европы. Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.
  • Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря — главный «сад Европы».
    • Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют садом. Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего — апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире.
    • В Греции, Италии, Испании более 90 млн. оливковых деревьев в каждой стране. Это дерево стало для греков своего рода национальным символом. Со времен Древней Эллады оливковая ветвь — знак мира.
    • Главные страны по производству вин: Франция, Италия, Испания.
  • Во многих случаях специализация сельского хозяйства приобретает более узкий профиль. Так, Франция, Нидерланды и Швейцария славятся производством сыра, Нидерланды — цветов, Германия и Чехия — выращиванием ячменя и хмеля и пивоварением. А по производству и потреблению виноградных вин Франция, Испания, Италия, Португалия выделяются не только в Европе, но и во всем мире. Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

Видеоурок «Промышленность, ведущие отрасли Зарубежной Европы» раскрывает типичные черты хозяйства развитых стран Европы. Урок познакомит вас со структурой хозяйства, основными промышленными районами региона. Преподаватель расскажет вам об основных особенностях географического размещения основных отраслей промышленного производства в Европе.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Промышленность, ведущие отрасли хозяйства Зарубежной Европы

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой "химизированной" стране не только этого региона, но и практически всего мира - Германия. До Второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась "к нефти". В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг "к нефти" привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов. Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода "Дружба" и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза, а в настоящее время из России. В Болгарии по той же причине нефтехимия "сдвинута" к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии - оказывает сооружение АЭС. На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады. Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы. Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, Германия, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Польше.

Лесная промышленность , ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии. Легкая промышленность , с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную "швейную фабрику" региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю. Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и пр.

Рис. 4. Цех по производству кубиков «Лего» ()

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. Назовите основные отрасли промышленности Зарубежной Европы?

2. Используя пройденный материал, карты атласа, приведите примеры центров машиностроения Зарубежной Европы.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Ведущей отраслью экономики стран региона является промышленность, преимущественно обрабатывающая (машиностроение, металлургический комплекс, химическая, легкая и пищевая т.п.).

Топливно-экономический комплекс. На сегодня только Польша и Украина используют для энергетических нужд значительное количество угля. Все остальные страны ориентируются на импортируемые из России нефть и газ. Нефтеперерабатывающие заводы в большинстве стран расположенные у нефтепроводов: Полоцк (Польша), Новополоцк, Мозырь (Беларусь), Кременчуг, Лисичанск, Дрогобыч (Украина), Братислава (Словакия), Мажейкяй (Литва).

Производство электроэнергии составляет 1384,8 млрд. кВт * ч, ее производят преимущественно на ТЭС, работающих на каменном и буром угле, мазуте. Каскады ГЭС построено на Днепре, Волге - Каме, г. Ваг (Словакия). В России действует старейшая в мире АЭС - Обнинская, построена в 1954 г., мощностью 5 МВт. АЭС функционируют в Литве (1 реактор мощностью 2,4 млн. кВт производит 70% электроэнергии в стране, что является вторым показателем после Франции), Словакии (6 реакторов дают 56% электроэнергии), Венгрии (на 4 реакторы приходится 37% электроэнергии), Украина (15 реакторов мощностью 13,7 млн. кВт вырабатывают около 50% электроэнергии), Чехии (6 реакторов, 30% электроэнергии), России (31 атомный реактор, 15% электроэнергии). В России с 1968 г. действует Кислогубская приливная электростанция (вблизи Мурманска) мощностью 400 кВт.

Черная металлургия. Используется как местные, так и привозного сырья (железная руда из Украины). Крупнейшими металлургическими районами и центрами региона являются Центральный район (Курская магнитная аномалия) и Череп овец (Россия), Донбасс, Приднепровье (Украина), Катовице (Верхняя Силезия в Польше), Острава, Кладно, Мост (Чехия), Кошице (Словакия), Мишкольц, Дунауйварош (Венгрия). Мощное трубопрокатное производство сформировалось в Украине (Луганск, Днепропетровск, Никополь, Новомосковск, Харцызск).

Цветная металлургия. Прослеживается ее ориентированность на производство алюминия (Секешфехервар, Айка в Венгрии; Хибины, Карелия, Урал в России), меди (Нижняя Силезия в Польше, Урал в России), свинца и цинка (Польша, Чехия, Словакия, Украина, Россия), никеля (Россия, Украина). За производством и потреблением алюминиевых изделий на душу населения Венгрия занимает одно из первых мест в мире.

Машиностроение. Тяжелое машиностроение развито в России, Украине, Польше. Ведущей отраслью специализации становится энергетическое машиностроение. Его традиционным направлением является производство мощных паровых котлов (Волгодонск - Россия, всемирно известный комбинат "Аттомаш") и оборудования для атомных электростанций (Харьков - Украина).

Автомобилестроение сосредоточено во всех странах, наиболее развитое в России, выпускает ежегодно более 1,3 млн. автомобилей и занимает 13-е место в мире (ЗИЛ - Москва, ГАЗ - Нижний Новгород, КамАЗ - Набережные Челны, ВАЗ - Тольятти, ПАЗ - Павлов, ЛиАЗ - Ликино-Дульво), Украина - 215,7 тыс. автомобилей (Авто-ЗАЗ - Запорожье, КрАЗ - Кременчуг, ЛуАЗ - Луцк, ЛАЗ - Львов), Беларуси - 23,1 тыс. автомобилей (МАЗ - Минск, БелАЗа - Жодино), Чехии - 604,9 тыс. автомобилей ("Шкода" - Пльзень, "Татра" - Копршивнице), Польши - 625,4 тыс. автомобилей (САН (автобусы) - Варшава), Венгрии - 152 тыс. автомобилей ("Икара" - Будапешт). Троллейбусные заводы в Энгельсе (Россия) и Днепропетровске (Украина) являются ведущими предприятиями этого профиля. Десятки предприятий изготавливают детали, узлы и оборудование для автомобилей.

Железнодорожное машиностроение представлено в России (Калининград, Коломна, Рязань, Тверь, Мытищи), в Украине (Харьков, Луганск, Днепропетровск, Днепродзержинск, Мариуполь, Кременчуг), в Чехии ("Шкода" - Пльзень, трамваи - "ЧКД" - Прага) , в Латвии (в Риге производят электропоезда), в Польше (Верхняя Силезия).

Судостроительные заводы и верфи построено в России (Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск - морское судостроение, Нижний Новгород - речное), Украина (Николаев, Херсон - морской, Киев - речное), Польше (Гданьск, Гдыня, Щецин), Словакии (Комарно - речное). В Польше, России, Украине выпускают крупнотоннажные суда (танкеры, рефрижераторы, траулеры, сухогрузы), а также малотоннажные баржи, лихтеровозы и катера. Во всех портах осуществляется ремонт судов. В России в Нижнем Новгороде впервые в мире освоен выпуск судов на подводных крыльях. Атомные ледоколы изготавливают в Санкт-Петербурге и Выборге (Россия).

Авиационная промышленность развита в России, Украине и Польше. Электронная и электротехническая промышленность значительного развития приобрела в Польше (производство телевизоров, радио, средств связи), Венгрии (аппаратные телефоны, электрооборудование), Латвии (VEF - радио-и телефонная аппаратура - Рига). Большое значение этой отрасли также в России, Украине, Беларуси, Чехии.

Некоторые отрасли в Беларуси, России и Украины обеспечивают машинами сельскохозяйственное производство.

Химическая промышленность. Доминирующими в ней есть нефте-, газо-и углехимии. Минеральные удобрения (азотные, фосфатные, калийные) выпускают в России, Украине, Беларуси, Венгрии, Эстония. Производство кино-и фотоматериалов развито в Польше, Украине ("Свема"), России ("Тасма"). Отходы сельскохозяйственного производства в России и Беларуси перерабатывают на многочисленных гидролизных заводах на спирт, кормовые дрожжи, глюкозу, фурфурол. Мощное развита химическая промышленность в Польше, Чехии, Словакии, Украины, России.

Фармацевтика является традиционной отраслью для Словакии, Польши (POLFA), Венгрия ("Хиноин", "Гедеон Рихтер") и другие.

Строительная индустрия. Она перерабатывает местное сырье и представлена производством цемента, шифера, железобетонных конструкций, стеновых блоков, быстро растет производство стекла, панелей, легких заполнителей (перлит, керамзит).

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Это древнейшая отрасль хозяйства в России (северные территории - Архангельск, Котлас), Польши (производство мебели), Словакии (мебельная и лесопильная промышленность), Чехии (фанерное и производство древесно-стружечных плит), Беларуси (спичечная промышленность - Борисов, Гомель, Пинск), Украина (Полесье, Карпаты). В странах Балтии производят фанеру, мебель, музыкальные инструменты, сборные дома, спортивный инвентарь. Заготовка дров составляет 41,2 млн м3.

Легкая промышленность. Она имеет давнюю историю. В регионе сформировались текстильные районы: в России - Москва и Иваново, в Польше - Лодзь. Развитые шерстяная промышленность (Чехия, Польша, Россия), хлопчатобумажная (Россия, Эстония, Польша), льняная (Польша, Литва, Беларусь, Украина).

Кожевенно-обувная промышленность является специфической отраслью для Чехии (г. Злин - предприятие "Томаш Батя"), Польши (Варшава, Люблин), Венгрия (Будапешт), России (Москва, Санкт-Петербург), Беларуси (Витебск).

Пищевая промышленность. Отрасль является важной во всех странах региона. На севере преобладает переработка продукции животноводства, на юге - растениеводства. Ведущими отраслями являются:

В Польше - рыбная, сахарная, производство свежемороженых овощей, фруктов, полуфабрикатов, мясоперерабатывающая;

В Чехии - пивоварение (Пльзеньское пиво), сахарная, кондитерская;

В Словакии - сахарная, винодельческая;

В Венгрии - масляная, плодоовощеконсервная, мясоперерабатывающая, винодельческая (токайские вина в местности Токай), производство свежемороженой птицы;

В Латвии и Эстонии - молочная, мясоперерабатывающая, рыбная;

В Литве - молочная, мясоперерабатывающая;

В Украине - мукомольно-крупяная, масложировая, сахарная, плодоовощеконсервная, мясоперерабатывающая, винодельческая;

В Беларуси - молочная, мясоперерабатывающая.

Всемирно известные карандашная фабрика ("Кох-и-Нор" в Ческе-Будеевице производит 1 млн. карандашей ежесуточно), изделия из янтаря (Юрмала в Латвии и Калининград в России), игрушечная промышленность (г. Жодино в Беларуси, где производят мягкие игрушки). В Богемии (Чехия) еще в средние века зародилось стеклодувные искусство. Богемский хрусталь славится во всем мире почти 500 лет ему нет равных. В некоторых странах региона развиты художественные промыслы: роспись деревянных изделий (Хохлома в России, Петриковка в Украине), изготовлению игрушек из глины (г. Дымково в России), изделий из хрусталя (г. Гусь-Хрустальный, Дятьково в России).

Одной из важных проблем развития промышленности в регионе являются устаревшая материально-техническая база в некоторых отраслях, работающих преимущественно на оборудовании послевоенных, а иногда и довоенных годов выпуска (особенно на большинстве металлургических заводов старых промышленных районов). Поэтому модернизация оборудования - одна из первоочередных задач промышленных предприятий.

Сейчас мало кто уже помнит, но в восьмидесятые годы существовали болгарские компьютеры, латвийские микроавтобусы, чехословацкие тяжелые грузовики, румынские внедорожники и венгерские автобусы. Но ничего этого больше нет, разве что за малым исключением.

Причем вот что странно – деиндустрилизация Восточной Европы преподносится как благо. Уничтожение целых отраслей, с сотнями тысяч выброшенных на улицу людей, почему-то считается неизбежным историческим процессом, той самой «рукой рынка», которая всё сама отрегулирует. Но так ли это? Или это было всего лишь обыкновенным уничтожением и поглощением конкурентов?

В конце восьмидесятых стало очень модно и хлебно ругать промышленность соцстран. Дескать, социализм и передовая экономика – вещи несовместимые. Когда же делались попытки привести контрдоводы, например, введенные в строй в годы первых пятилеток тысяч заводов и фабрик, такие доводы моментально высмеивались. Ну какая эффективная экономика может быть в тоталитарном Мордоре, вопрошали разного рода «эксперты» обильно расплодившиеся в горбачевско-ельцинский период? И поясняли для особо тупых – все промышленные достижения убогого «совка» – это рабский труд миллионов заключенных или полурабов . Ведь в странах соцлагеря других категорий граждан попросту не было.

Тем не менее, все, кто жил в советское время, прекрасно помнят, что рассказы о тоталитарном экономически убогом Мордоре – не более чем басни. Причем донельзя примитивные. Это сейчас мы прищепки и трусы из Китая завозим, но тридцать лет назад ситуация была кардинально противоположная.

Например, эпоху Л. Брежнева – когда были построены Атоммаш, ВАЗ, КАМАЗ – доходы населения выросли в полтора раза, а само население увеличилось на 12 млн человек, один хорошо известный умник взял да и обозвал словом «застой». И это словцо прилипло теперь к той эпохе навечно.

Но если тогда был «застой», то как назвать то, что было в эпоху беломраморного царя-теннисиста? Неужели взрывным экономическим ростом? Или все-таки взрывным ростом личных состояний отдельных граждан, по которым до сих пор мордовские лагеря обливаются горючими слезами?

Но коль уж речь зашла об экономике Восточной Европы, то имеет смысл привести конкретные примеры. Вернее, посмотреть на факты, ибо только им и можно доверять. А факты говорят о том, что экономика Восточной Европы пострадала едва ли не сильнее, чем во время войны . Причем этот колоссальный погром стоит рассматривать как плату за вхождение в европейский «общий дом».

Восточноевропейцы должны были вливаться в семью свободных европейских народов «налегке». И не тащить с собой свою промышленность, которую новые «братья» под боком у себя видеть не желали. Ну, кроме некоторых особо лакомых кусков, которые они быстро и проглотили впоследствии.

Начнем с наших прибалтийских соседей . Помнится, в 1991 году в одном перестроечном издании, некий прибалтийский журналист восторженно писал, как в самое ближайшее время Латвия станет передовой европейской автомобильной державой. Для этого надо всего-то ничего – купить у фирмы Citroen лицензию и всё - дело в шляпе. Завалим, дескать, дешевыми и современными малолитражками не только соседний Мордор, но и всю Европу.

Правда, восторженный прибалтийский креакл, как и его нынешние цеевропейские коллеги, не понимал одной простой вещи – лохи всегда платят больше всех. Это скупой платит дважды, дурак трижды, а лох – больше всех.

Так получила ли Латвия в итоге вожделенный лицензионный Citroen? Конечно, нет, такой вариант для лохов не предусматривался изначально. Реальность же такова, что Латвия осталась вообще без автопрома. Завод RAF, выпускавший хорошо известные в СССР маршрутки и машины «скорой помощи», в 1998 был объявлен банкротом и на этом его история завершилась.

Десятки тысяч автозаводцев оказались на улице, перспективные модели «Роксана» и «Стилс» изготовили в единственном экземпляре и в серию, разумеется, их не запустили. Но при этом, многие как ни в чем не бывало рассуждают о том, как хорошо живет свободная Латвия без русских «оккупантов». И без автопрома впридачу. Да, фактически, и без промышленности тоже.

Посмотрим на других представителей соцлагеря – ГДР . Нобелевский лауреат Горбачев в своё время приложил серьезные усилия для упразднения восточногерманского государства. Члена ООН, между прочим. Увешанный разнообразными наградами за свои феерические «достижения», генсек-президент фактически затолкал ГДР в братские объятия ФРГ, после чего начался форменный погром восточногерманской экономики.

Уж на что немцы рациональные и бережливые люди, но такие предприятия, как IFA, Trabant, Wartburg, Barkas, Robur плюс судостроение, плюс бытовая электроника – всё попало под сокрушительный каток пресловутого «исторического процесса».

Лес рубят – щепки летят, любят говорить про эпоху Сталина. Но почему – то ни один правозащитник с самыми честными на свете глазами не напишет, как оказывались на улице целые рабочие коллективы. А уж если, не дай бог, состоял ты в правящей партии ГДР, то проблемы от новых хозяев были гарантированы. И не только трудоустройством, но даже с пенсией и учетом трудового стажа.

И многие немцы уходили в смерть от жуткой безысходности, не понимая, как жить дальше в этом прекрасном обществе демократии и изобилия. Но что-то никто не спешит привести статистику суицида в Восточной Германии после её поглощения ФРГ. Вместо этого будут и дальше нам рассказывать, как людоед Сталин перед войной перестрелял всю Красную Армию и загнал 120% населения страны в ГУЛАГ, а развратник Берия гонялся по Садовому кольцу за школьницами.

А кто помнит чехословацкие самосвалы Tatra, тысячи которых эксплуатировались в Советском Союзе и трамваи ЧКД? Хотя чего их помнить, они до сих пор ежедневно выходят на маршруты многих российских городов, ведь в свое время их купили немало. Отлично сделанные, надежные, чехословацкие трамваи и сейчас ещё держатся бодрячком, несмотря на свой возраст.

Но производителя трамваев ЧКД больше нет – в 1998 году он обанкротился. Да и самосвалы Tatra фактически стали достоянием истории. Если хорошо известные в СССР Tatra 138 и 148 были выпущены более чем стотысячным тиражом, то сейчас чешская компания не выпускает и тысячи грузовиков за год, а отделение легковых автомобилей вообще ликвидировано.

Можно, конечно, восторженно говорить о свободе, демократии и прочих ценностях, вот только свобода вряд ли заменит зарплату, еду и одежду тем рабочим Tatra, которые оказались на улице. Кстати, те же самые самосвалы и трамваи наглядно доказали, что и в странах соцлагеря умели делать качественные вещи, выдерживающие без особых проблем многолетнюю эксплуатацию. Да не где нибудь в Греции или Испании, а в Сибири.

Посмотрим на ещё одну чешскую компанию – авиационную фирму Aero Vodochody. Если во времена советского тоталитарного Мордора это предприятие выпустило 2868 штук одних только учебно-тренировочных самолетов L-39, что для военного самолета является весьма неплохим показателем, то последняя разработка чешской компании – L-159, выпущена в количестве менее сорока экземпляров. И не за один год, а за последние семнадцать лет. Понятно, что с такими объемами выпуска работникам компании остается только стоять с протянутой рукой на паперти.

Интересно, согревает ли их мысль о том, что Чехия теперь член НАТО и Евросоюза? Или кушать хочется всё же больше? Сюда ещё можно добавить такие предприятия как Avia, Praga и LIAZ. Как говорил классик – иных уж нет, а те далече.

Также очень поучительна история венгерских предприятий Ikarus и Csepel. Представлять автобусы Ikarus смысла нет, так как ещё совсем недавно их знали почти все. В год их выпускалось более 14 тысяч, и это не считая троллейбусов. Но с 2003 года всеразрушающая волна «свободы» накрыла и Ikarus, и теперь этот завод находится в коматозном состоянии. Впрочем, как и Csepel, который свернул производство грузовиков и переквалифицировался в производителя автокомпонентов, которые и пытается сбывать с немалыми трудностями.

Да, формально они не умерли, вот только до прежних объемов выпуска им не подняться уже никогда. И ведь это не единственные венгерские предприятия, пострадавшие в процессе евроинтеграции.

Можно было бы вспомнить и про польские автокомпании – FSO, FSC, FSM, FSR и Nysa. И о них тоже придется говорить, разумеется, в прошедшем времени. Процесс евроинтеграции оставил от них только воспоминания, и теперь со стопроцентной уверенностью можно сказать, что национального польского автопрома не существует. Производители штучных спорткаров и автобусов, выпускаемых в кооперации с европейскими компаниями – не в счет. Да, в Польше продолжается сборка автомобилей, но только не польских марок, которых попросту больше нет. И, наверное, уже никогда не будет. Но ругают поляки не своих евробратьев, изящно «разведших» их как последних лохов, а СССР.

Про румынские предприятия ARO и Oltsit даже и вспоминать не стоит – они умерли почти одновременно, в 2006 и 2009 годах. Еще раньше умерло производство болгарских компьютеров «Правец» из одноименного городка. А ведь в конце 90-х завод «Правец» выпускал 60 000 компьютеров в год, а оборот превышал 13 млрд долларов. Зато теперь в Правце есть гольф-клуб. Куда ж без него, ведь это всяко нужнее и полезнее для страны, чем какие-то там компьютеры.

За рамками этой статьи остался достаточно развитый ВПК соцлагеря, и если посмотреть на статистику его потерь, то масштаб погрома будет ещё более впечатляющим.

Поэтому когда нам пытаются рассказывать, как ужасно всё было в странах народной демократии и некоторых советских республиках, просто давайте вспомним RAF, Avia, Ikarus, ЧКД и далее по списку. Причем приведенный выше список – это только малая часть того, что было уничтожено в процессе евроинтеграции . Которую справедливее было бы называть евродеструкцией.

Можно сколь угодно долго рассуждать о том, что, к примеру, Csepel выпускал не самые передовые грузовики, а Trabant не мог конкурировать с BMW или Lexus. Так и английский Morgan не в состоянии с ними конкурировать, как и почти все китайские автомобили местных производителей. И что, кому-то придет в голову упразднить китайский автопром и прикрыть старейшего британского автопроизводителя?

В общем, Восточная Европа дорого заплатила за неравный брак с сытым и богатым Западом. Если посмотреть на руины заводов и фабрик, а то и на пустыри, где когда-то стояли производственные корпуса, то вывод один – восточноевропейцев «развели» точно так же, как и всех других лохов. Кто когда-то хотел пятьдесят сортов колбасы, голливудских фильмов и поп-корна.

И так происходило и будет происходить всегда , когда развесив уши начинают слушать чужого дядю из Брюсселя или Вашингтона, который решает, кому и как отныне жить и работать.

Loading...Loading...