Роль великого князя, старшей и младшей дружины в становлении системы управления государством. Выделение княжеской дружины; старшая и младшая дружины Как в киевской руси называлась младшая дружина

на Руси младший дружинник

Альтернативные описания

В Древней Руси - член младшей дружины князя, бывший одновременно и слугой члена старшей дружины - боярина

Перемальчик-недоюноша

Мальчик до двенадцати лет

Спаситель джинна в книге «Старик Хоттабыч» по определению самого Хоттабыча

Стихотворение А. Пушкина

Сын встарь

Тинэйджер при боярах

Глупенький мальчишка

Младший княжий дружинник

Пацан из прошлого

Юнец безусый

Старорусский тинэйджер

Стихотворение российской писательницы М. Цветаевой

Младший член дружины князя на Руси

Мальчик-подросток

Старорусский тинейджер

. «вьюноша»

Подросток встарь

Юнец, подросток

Тинейджер по-старорусски

Тин встарь

Старинный юноша

Тинейджер при боярах

Подросток

Подросток, юноша

Мальчик-подросток (устар.)

Мальчик

Младший княжеский дружинник на Руси

Волька устами Хоттабыча

Уже не мальчик, но еще не мужчина

Подросток из старинной жизни

Мальчуган

Юнец купеческих времен

Подросток, юноша

Младший княжеский дружинник в Древней Руси

Мальчик-подросток

Стихотворение А. Пушкина

. "Тинэйджер" при боярах

. "вьюноша"

М. отроковица ж. отрочица ж. арх. дитя от до лет, а пора эта: отрочество, отроческий возраст; подросток. До семи лет зов. младенцем, а иногда только до трех, а далее, до семи, дитятей. Отрок, стар. церк. царская, княжеская прислуга; паж; служитель или раб вообще; урал. сорвиголова, повеса (Шейн). Отроков, -вицын, им лично принадлеж. Отрочий, -ческий, им вообще свойственый. Отрочествовать или отроковать, быть отроком, в этом возрасте, и проводить где и как эту пору. Отроча ср. отрочата мн. младенец, дитя или отрок, -ковица. Отрочатин грех вменяется отцу-матери. Отрочище ср. отрочищ м. церк. отрок на возрасте; слуга. Отроколюбивый, чадолюбивый. Отрокородный год, детородный

Спаситель джинна в книге "Старик Хоттабыч" по определению самого Хоттабыча

Юнец в лоне церкви

Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава Цветков Сергей Эдуардович

Младшая дружина

Младшая дружина

Молодшие дружинники в X в. назывались отроками. Хотя они также считались боевыми членами дружины, главная их обязанность состояла в обслуживании личных нужд князя, исполнении различных его поручений. Именно такими домашними прислужниками они являются в летописи: «Посем седоша древляне пити, и повеле Ольга отроком своим служити пред ними»; когда греческие послы «придоша» к Святославу, «поклонишася ему, положиша пред им злато и паволоки», князь сказал «отрокам своим: схороните»; «и придоша отроци Володимеровы, и поведаше ему всю речь Рогнедину» и т. д.

Отроки всегда находились при князе, готовые исполнить любую его прихоть: «И се слышавше вой, разыдошася от него, Борис же стояше с отроки своими...» Русская Правда отмечает княжого отрока в одном ряду с поваром и конюхом.

Вещи из «княжеских» и дружинных курганов

Кажется, по своему положению отроки приближались к челяди, рабам, хотя и привилегированным, освобожденным от черной работы по хозяйству. Этимология слова отрок, во всяком случае, позволяет проследить происхождение молодшей дружины из рабов. В старославянском, чешском и словацком языках «отрок» собственно и значит «раб». Княжьими отроками называли, по-видимому, малолетних чужеземных пленников, обращенных в рабов. О любимом отроке князя Бориса известно, что он был родом угрин, венгр («сын угреск»). В летописном рассказе (под 968 г.) об освобождении Киева от печенежской осады важную роль играет отрок, умевший говорить по-печенежски, - должно быть, выходец из Великой степи. Среди отроков-детей могли быть и славяне, которые попадали в Киев после «примучивания» под дань очередного восточнославянского племени.

Допуская известную условность, можно сказать, что эти подростки были при князе кем-то вроде пажей и янычар одновременно. Взрослея, они становились полноценными членами молодшей дружины, воинами. «Отроци» Свенгельда выглядят настоящими боевыми дружинниками - «изоделись суть оружием и порты». Похоже, что в количественном отношении отроки преобладали над гридями. На это как будто указывают слова патриарха Фотия по поводу нападения русов на Константинополь в 860 г.: «О город, царствующий почти над всею вселенною, какое войско, не обученное военному искусству и составленное из рабов, глумится над тобою...» Не исключено, впрочем, что византийцы относили к «рабам» и гридей, княжеских холопов. Опираясь на значение слова огнищанин как «вольноотпущенный», М.Ф. Владимирский-Буданов предполагал, что некоторые старшие дружинники могли происходить из младших, невольных слуг князя.

Из книги Лекции по истории Древнего Востока автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 3. Младшая (Восточная) Хань Период с 25 по 220 г. н. э. был завершающим в существовании империи Хань. Он отмечен нарастанием черт в жизни китайского общества, свидетельствовавших о рождении и развитии новых, средневековых отношений и конце древности.Реставрация

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Дружина Теперь бросим взгляд на состав русского общества, которым правил великий князь киевский. Высшим классом этого общества, с которым князь делил труды управления и защиты земли, была княжеская дружина. Она делилась на высшую и низшую: первая состояла из княжих мужей,

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

Юлия Младшая История дочери Юлии (которую звали Юлия Младшая) представляет собой лишь отзвуки бедствия, разразившегося в императорском доме (Веллей, ii,100). Юлию Младшую также обвинили в прелюбодеянии и сослали на пустынный островок Тример у побережья Апулии. Там она

Из книги Тамерлан. Потрясатель вселенной автора Лэмб Гарольд

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ СТАРШАЯ ГОСПОЖА И МЛАДШАЯ Самарканд строился по вкусу Тимура. В отличие от других завоевателей его расы, персидского искусства он слепо не копировал. Эмир разглядывал персидские здания, увозил с юга мастеров, но памятники Самарканда были

автора

Туллия младшая (? - около 492 года до нашей эры) Туллия была дочерью римского царя Сервия Туллия (578–534 годы до н. э.). История ее жизни ужасна, трагична, но весьма характерна для римских женщин, которые находились на расстоянии одной ступеньки от самой высокой власти. В

Из книги В плену страстей. Женщины в истории Рима автора Левицкий Геннадий Михайлович

Агриппина младшая (15–59 годы) После гибели Мессалины Клавдий совершенно разочаровался в женщинах. Император даже поклялся на сходке преторианцев, по свидетельству Светония, «что так как все его супружества были несчастливы, то отныне он пребудет безбрачным, а если не

Из книги В плену страстей. Женщины в истории Рима автора Левицкий Геннадий Михайлович

Фаустина младшая (130–176 годы) С мужем Фаустине Младшей повезло так же, как и матери с Антонином Пием. Марк Аврелий Антонин (121–180 годы) всю жизнь стремился к моральному самосовершенствованию, за что и получил уважительное добавление к своему имени - Философ. Волею судьбы

Из книги От Великой княгини до Императрицы. Женщины царствующего дома автора Молева Нина Михайловна

Из цесаревен младшая Завещания не было. Точнее - не должно было быть. Все знали - Петр думал о старшей дочери. Откладывал венчание с надоевшим Голштинским герцогом. Толковал с Анной о государственных делах. Заставлял сидеть на советах. После шумной истории с красавцем

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Дружина Княжеская власть была представлена не одной только личностью князя, но и его ближайшим окружением. Княжьи служилые люди составляли замкнутое военизированное общество, делившееся на собственно военный класс - дружину и хозяйственную прислугу.Лучшей, самой

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 2 автора Погодин Михаил Петрович

ДРУЖИНА Дружина, в продолжение норманнского периода, пополнялась преимущественно выходцами с дальнего севера, приходившими в Гольмгард по зову князей, участвовать в их удалых походах на берега Черного и Каспийского морей, в Европе и Азии, на Константинополь, в Дунайские

автора Федорова Елена В

Октавия Младшая Октавия Младшая была родной старшей сестрой Октавиана Августа. Она называлась младшей в отличие от ее сводной сестры Октавии Старшей (у римлян не было личных женских имен, и женщины носили имя рода, к которому принадлежали; поэтому все женщины рода

Из книги Императорский Рим в лицах автора Федорова Елена В

Антония Младшая Антония Младшая, младшая дочь Марка Антония и Октавии Младшей, была женой Друза Старшего.Как пишет Плутарх, она славилась целомудрием и красотой (см. Плут. Ант. LXXXVII).У Друза Старшего и Антонии Младшей было много детей, из которых выжили трое: Германик, Ливия

Из книги Императорский Рим в лицах автора Федорова Елена В

Агриппина Младшая Агриппина Младшая была старшей из дочерей Германика и Агриппины Старшей.Судьба Агриппины Младшей в молодости не была легкой. Агриппина Младшая. Мрамор. Копенгаген. Глиптотека Новый КарлсбергЕе отец, мать и двое старших братьев пали жертвой преступных

Из книги Императорский Рим в лицах автора Федорова Елена В

Фаустина Младшая Фаустина Младшая, дочь Антонина Пия и Фаустины Старшей, была женой Марка Аврелия.Репутация этой женщины была не столь красива, как ее внешность; молва упорно утверждала, что она выбирала себе любовников из матросов и гладиаторов. Фаустина Младшая.

Из книги Стратегии гениальных женщин автора Бадрак Валентин Владимирович

Агриппина Младшая Женщина, которая вершила дела Римской державы, отнюдь не побуждаемая разнузданным своеволием, как Мессалина; она держала узду крепко натянутой, как если бы та находилась в мужской руке. На людях она выказывала суровость и еще чаще – высокомерие;

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Но с того времени как варяжские конунги объединили восточных славян под своей властью, должна была неизбежно произойти дифференциация среди того общественного класса, который получил название руси. Вследствие усложнившихся задач по обороне и управле­нию страны трудно уже стало соединять одновременно торговую профессию с ремеслом княжеского дружинни­ка. Так из военно-торгового класса Руси выделился осо­бый, специально-военный класс - княжеская дружина. Этот класс теперь уже не имел значения пришлого эле­мента - был туземным общественным классом. И попол­няться этот общественный класс стал уже не столько пришлыми варягами, сколько туземными элементами. Составитель начальной летописи отметил этот факт в рас­сказе о деятельности Владимира Святого по обороне гра­ниц: «и поча порубати (набирать) муже лучшие от Словен и от Кривич, и от Чюди, и от Вятичь, и от сих насели грады» (Лаврент. 119). Княжеская дружина в свою очередь расслоилась на разряды. В состав старшей дружины вхо­дили княжи мужи, бояре. Это верхний, собственно пра­вительственный слой. С ними князь думал о делах - «о строе земленем и о ратех и уставе земстем», назначал воеводами, тысяцкими и сотскими над народными опол­чениями, посадниками, или наместниками, по городам, посылал на полюдье и для сбора вир и т. д. Часть этих старших дружинников находилась постоянно при князе, составляла его придворное, домашнее общество. Это так называемые огнищане. Младшую дружину составляли гриди - телохранители князей и защитники княжеских резиденций, находившиеся не только при князьях, но и при посадниках, отроки, пасынки, детские, служившее на низших должностях и исполнявшее разные поруче­ния. Дружина находилась на иждивении князя, кото­рый ее кормил, одевал, вооружал и снабжал лошадьми. В княжеском дворце было целое помещение, называвше­еся гридница. Кроме прямых выдач необходимых пред­метов, князь старшим дружинникам, которые посыла­лись им в города посадниками, предоставлял пользоваться частью своих доходов, даней и судебных штрафов и по­шлин. Младшим дружинникам - гридям, отправляемым в города, предоставлялась на содержание часть дани; от­роки, детские, мечники кормились от дел, .которые пору­чали им князья, например, собирая дань или судебные штрафы, получали от населения корм, дары и известный процент с княжеских сборов. Наконец, князья делились с дружиной добычей и контрибуциями с побежденных. Летопись часто рассказывает о том, как князья брали города на щит. Что означает это выражение? Пленение и разграбление города и дележ добычи. Когда побежденные откупались от этого, князь брал откуп не только для себя, но и для дружины, как например Олег, взявший с греков по 12 гривен на каждое весло своих 2000 кораб­лей. Если даже считать эту подробность вымышленной, то все равно придется признать, что вымысел построен по тому, что тогда обыкновенно практиковалось.



Начало княжеского землевладения; княжеские хо­лопы.

Княжеская дружина в Х и начале XI века еще не сделалась землевладельческим классом. Но можно ска­зать, что эта будущая ее социальная позиция уже наме­чалась. Глава и вождь ее князь уже в Х веке начинал распоряжаться землей. Ольга, например, устраивала княжеские села, намечала княжеские угодья, и летопи­сец говорит, что и в его время известны были ее «ловища и перевесища». У князя Владимира Святого было любимое загородное село Берестово, где он проживал под конец жизни. В XI веке княжеское сельское хозяй­ство является уже налаженным, упрочившимся делом. Русская Правда краткой редакции говорит о рабах кня­зя, распоряжающихся и работающих на его хозяйстве, о тиунах сельском и ратайном, о рядовничии, о конюхах, говорит о княжеских стадах и домашних животных кня­зя, определяя таксу вознаграждений за причиненные князю убытки истреблением его людей, животных и хозяйственных вещей. Обращение князей к сельскому хозяйству показывает, что князья уже не удовлетворя­лись одними данями, судебными и торговыми пошлина­ми и искали себе и других источников обогащения - в занятии и эксплуатации земель и угодий. За князьями неизбежно рано или поздно должны были потянуться и их дружинники. Как увидим потом, к половине XII века наряду с княжеским землевладением и сельским хозяй­ством значительных успехов достигло и боярское земле­владение и хозяйство.

Княжеское общество; смерды.

Так, среди восточного славянства с прибытием варяжских князей образова­лось особое, отделенное от всего остального населения общество, имевшее свою особую организацию, - обще­ство, которое можно назвать княжеским. Кроме кня­зей, к нему принадлежали княжи мужи - бояре и огнищане, гриди, отроки, детские, княжеские рабы. Все эти люди состояли под особым покровительством князя, как это можно видеть из системы уголовных денежных взысканий Русской Правды. Вира за княжес­ких мужей полагалась обычно двойная; повышенное воз­награждение взималось и за княжеских рабов, отправ­лявших различные должности на дворе князя или по его сельскому хозяйству. Княжеские люди выделились не только в городском населении, но и в сельском, имен­но, так называемые смерды. Из состава сельского земле­дельческого населения, обложенного данями, князья выделили наиболее состоятельных, имевших лошадей, землевладельцев и обложили их военной повинностью. Смерды обязаны были выступать в поход вместе с кня­жеской дружиной и городскими полками, когда пред­стояла большая рать, под начальством своих старост. Поэтому смерды считались если не мужами, то княже­скими мужиками. Князья брали за их убийство вознаг­раждение, как за своих людей; брали себе их имуще­ство, если они умирали без сыновей, и т. д.

Люди.

Все остальное свободное население составля­ли люди, называвшиеся либо своими племенными име­нами - словене, кривичи, радимичи, вятичи, либо то­пографическими: новгородцы, полочане, смолняне и т. д. Эти люди составляли местные городские и сельские миры, имевшие своих старцев или старость, свои веча или сходки, связанные круговой порукой и ответственнос­тью (вервь) за преступления.

В разделе на вопрос как назывался младший дружинник на руси??? в слове 7 букв. заканчивается на ь заданный автором философствовать лучший ответ это термин "огнищане", и термин "гриди" - довольно редко упоминался, и обозначали ими соответственно старших и младших дружинников (Горский А. А. Древнерусская дружина, М. , 1989, стр. 49).
Помимо этих основных категорий встречаются в источниках и другие: милостники, пасынки, паробки. Упоминание о таких относятся уже к более позднему периоду истории Древней Руси, к ХII веку. Под первыми из них понимали различные слои дружинников, обласканных княжеской милостью, то есть любимцев, в число которых входили и старшие и младшие. "Пасынками" и "паробками" же называли "детских" и "отроков" в узком смысле этих терминов.
· гридин (гридинь) – младший дружинник, служащий при дворе князя в Киевской Руси.
· отрок - младший дружинник, служащий при дворе князя в Киевской Руси, помогавший вирнику в уголовном суде и сборе виры.
детский - младший дружинник, выполняющий отдельные поручения в суде, служащий при дворе князя в Киевской Руси.
· Мечник – младший дружинник, вооруженный мечом, присутствовавший при проведении следствия, суде, сборе штрафов в Киевской Руси.

Характер княжеской дружины претерпел сильное изменение во втором периоде. Еще при Владимире Святом варяжский элемент дружины потерял свое первенствующее значение. Владимир, отняв Киев у Ярополка, выпроводил в Грецию буйных варягов-дружинников и оставил из них только немногих, людей смышленых и храбрых. Он понимал, что эти вольныеи беспокойные дружинники могли быть большой помехой для его власти, и что гораздо лучше заменить их русскими, не знакомыми с характером старой дружины и с ее отношением к князьям.

Преемники Владимира подражали его примеру, и варяги перестали наполнять княжеские дружины, так что хотя при Ярославе, время от времени, они еще появлялась в Новгороде и Приднепровье, но уже не как дружинники, а как наемники, подобно печенегам, и по окончании похода, за очень редкими исключениями, удалялись на родину. По смерти же Ярослава летописи больше не упоминают о варяжских дружинах. Князья кашли средства пополнять свои дружины, не вызывая варягов; в дружину стали поступатьохотники из туземцев и пришельцев из разных стран - из Венгрии, Польши, от туркав, печенегов, половцев, яссов, коссогов и др., в чем можно убедиться по именам дружинников, встречающимся в летописях. Так, у Бориса Владимировича мы встречаем дружинником Георгия, родом угрянина или венгерца; у Святополка - Ляшко, очевидно лях; поляк - у Глеба Торчино; у Владимира Ярославича - Вышоту, очевидно новгородца ИЛИ киевлянина; у Ростислава Владимировича Тмутараканского - Порея и Вышоту, сына Остромира, воеводы новгородского; у Андрея Боголюбского был ключник Анбал, Ясин радом; у Владимира Мстиславмча в 1149 году был в числе дружинников немчин. В самих народных сказках дружинниками Владимира являются Добрыня Никитич - новгородец, Илья Муромец, Алеша Попович - ростовец, Акундин Иванович, Микула Микитич, Чурило Пленкович - пришелец из Суража.

Новый состав дружин , с явным перевесом в сторону туземцев, хотя и не слил их с земщиной, но тем не менее дал несколько иное направление их характеру. Дружинники со времен Ярослава много утратили от своей прежней подвижности, сделались более оседлыми. Это произошло, с одной стороны, оттого, что дружинники, принадлежавшие по своему происхождению к туземцам, привязывались к месту родственными связями с земщиной и недвижимыми имениями, им принадлежавшими, а с другой стороны, и дружинники из чужеземцев вскоре обзаводились поземельными владениями, частью полученными от князя на поместном праве, а частью вотчинами - по покупкам, приданому за женами и другим способам приобретения. Впрочем, дружинники в это время еще не настолько были привязаны к земле, чтобы она всегда могла удержать их

В случае перехода князя в другое владение; личная привязанность к доброму князю, а чаще всего богатая добыча и смелые предприятия князя побуждали дружинников оставлять приобретенные ими земли и следовать за князем.

Так, в 1150 году, когда Изяслав Мстиславич был прогнан Юрием Долгоруким из Киева на Волынь, многие из дружинников, имения которых лежали в Киевском княжестве, последовали за Изяславом на Волынь н, как говорит летопись, «вы есте по мне из русские земли вышли, своих сел и своих жизней лишився. Нередко дружинники шли за князем, но имения все-таки оставались за ними, если только эти имения были родовыми. Но не все дружинники следовали за своим князем, многие оставались в прежней области на правах земцев. Впрочем, для дружины было небезопасно оставаться на месте после перехода князя в другое владение. В этом случае не только имущество, но н жизнь их бывали в опасности от земцев, а иногда и от новых князей. Летописи представляют много доказательств этому; так, под 1158 годом говорится, что киевляне, но удалении из Киева Юрия Долгорукого, стали грабить и убивать дружинников, оставшихся после него в Киевском княжестве: «Из-бивахутъ суздальцы по городом и по селом, а товар их грабячеъ.

Сами дружинники, если были пришельцами из другого княжества, плохо сживались с земцами, грабили их и вообще совершали разные насилия; так, например, дружинники, приведенные в суздальскую землю Ростислава-чами из Приднепровья, отягощали народ вирами и продажами, вследствие чего владимирцы говорили о Ростиславичах: А си князи, аки не свою волость теорита, ако не творячеся у нас седети, грабита не только еолостьвсю. но и церкви». В самом законодательстве того времени княжеская дружина была резко отделена от земщины и в некотором отношении даже поставлена выше ее.

Так, в троицком списке Русской Правды за убийство дружинника положено виры 80 гривен, а за убийство земца 40 гривен: «Положити за голову 80 гривен, аче будет княж муж, или тиуна княжа; аще ли будет русин, или гридь, либо купец, либо тивин боярск, либо мечник, либо изгой, или славянин, то 40 гривен положити зань. Впрочем, должно допустить, что дружинники в разное время и в разных княжествах находились не в одинаковых отношениях с земщиной; так, дружина теснее сливалась с земщиной в тех княжествах, в которых удавалось владеть без перерыва нескольким поколениям одного и того же княжеского дома, в силу перехода владения от отца к сыну или даже от брата к брату и от дяди к племяннику, лишь бы только новые владельцы проживали прежде в том же краю и не приводили с собой новой дружины, незнакомой туземцам. Так это и было, по свидетельству летописи, в Галиче, Смоленске, Полоцке и в Рязани, история которых резко отличается от истории других княжеств русских, и именно тем, что здесь дружина является почти совершенно слитой с земщиной. Дружинники, в продолжение нескольких поколений проживая на одних и тех же местах, до того привязывались к своей новой родине, что уже не отличали своих интересов от интересов земщины к превратились в совершенных земцев.

В самих летописях мы уже не встречаем различия между дружинниками и земцами ни в Галиче, ни в Полоцке, ни в Смоленске, ни в Рязани; во всех событиях, принадлежащих истории этих княжеств, летописи ни разу не говорят а княжеской дружине - у них везде являются полки смолян, полочан, бояре галицкие, бояре рязанские, состоящие на службе у тамошних князей, но не княжеские дружинники в смысле пришельцев с князем. Совершенно иное видим мы в Киеве, Чернигове, а вначале и в Суздале, который по характеру дружины резко отличался, например, от Рязани. В нем дружина была пришлая, постоянно изменявшаяся, тогда как в Рязани они сделалась постоянной, туземной. В Рязани, например, у князя было 500 советников, а в таком огромном числе непременно должно предположить и участне земских бояр; в Киеве же и Суздале земщина не принимала никакого участия в делах князя; 500 советников являются и в Галиче, крае, отдаленном от Рязани, но связанном с ним родством княжеского дома. Таким образом, мы видим два рода отношений дружины к земщине: в одних княжествах дружинники находились в очень близких отношениях с земщиной; в других же, напротив, дружинники так мало сближались с ними, что при переходе князя в другое владение должны были следовать за ним, в противном случае они претерпели бы различные притеснения от земцев.

Отношение дружины к князю

В отношении к князю дружина по-прежнему была главной опорой его власти, как в мирное, так и в военное время. Дружинники составляли непосредственное войско князя - с ними он добывал себе волости, с ними защищал свою власть. Дружинники переходили с князем из одного владения в другое и даже бывали при князьях, не имевших владений; так, князь Иван Берладник со своей дружиной переходил на службу от одного князя к другому и содержал свою дружину жалованьем, которое получал от князей. Сын Верладника, бывший тоже безудельным князем, также имел свою дружину; в летописи сказано, что он, позванный галичанами, приде к полкам галичским в мале дружине. Предок Берладника, князь Ростислав Владимирович, не имевший еще никакой области и проживая в Новгороде, также имел при себе дружину и при ее помощи завоевал Тмутаракань; сыновья Ростислава - Рюрик, Володарь и Василько - также имели при себе дружины прежде, нежели успели добыть себе волости. Олег Святославич, лишенный отцовских владений, также имел при себе дружину и с помощью ее и половцев успел возвратить себе отчину. Вообще каждый князь, имевший хоть какие-нибудь средства и приобретший известность своей храбростью, лаской или щедростью, не имел недостатка в дружинниках хотя не многочисленных, но храбрых и преданных ему. Даниил Заточник, живший в XII в., так описывает легкое приобретение дружины: «Князь Щедр отец есть всем, слузи бо мнози отца и матери лишаются и к нему прибегают. По свидетельству того же Даниила, иметь большую дружину считалось честью и славой князя. Князья принимали в дружину всякого, к какому бы роду или племени он ни принадлежал; сначала вновь поступившему давали должности самые незначительные, но впоследствии, по заслугам, он мог достичь высших степеней, сана боярского и богатства. Так, у Андрея Боголюбского был один дружинник, пришедший к нему без куска хлеба, весь оборванный, он колол дрова при княжеском дворе, а впоследствии стал управлять всем княжеским двором.

Разделение дружины

Дружина княжеская разделялась на старшую и младшую . Старшую дружину составляли бояре и мужи, думцы князя, занимавшие важные должности; к младшей принадлежали отроки, детские, слуги, гриди, мечники и другие мелкие прислужники. Различие между старшей и младшей друзкиной было резко обозначено и в самом законодательстве, ибо в одном из списков Русской Правды за старшего дружинника положено виры 80 гривен, а за младшего, наравне с земцем, 40 гривен. Впрочем, в сущности, как старшие, так и младшие, были равны; каждый дружинник мог дослужиться до высших государственных должностей. Условия службы, как в старшей, так и в младшей дружине, были одни и те же; основанием же деления были заслуги и богатство каждого. Но лучше всего видны отличия старшей дружины от младшей при рассмотрении прав и обязанностей той и другой.

Старшая дружина . Рассмотрим ее права и значение. 1) Старшие дружинники постоянно представляются в летописях думцами князя, княжескими мужами, боярами, без их совета князь почти ничего не предпринимал. Так, Даниил Заточник говорит, что князъ не само впадает во многие в алые вещи, но думцы вводят; за добрым бо думцем князь высока стола додумается, а с лихим думцем думает и малого стола лишен будет. В летописях дружинники также являются советниками князей. Так, под 1157 годом летописец говорит, что Юрий Долгорукий после неудачной осады Владимиро-Волынска влдумав с детьми своими и с мужи своими, воротися в Киев. Даже о своих намерениях князья всегда сперва объявляли своей дружине, в противном случае дружинники отказывались помогать князю и прямо говорили: «О собе ecu, княже, замыслил, а не едем по тебе; мы того не ведали, как это было с Владимиром Мстиславичем, который, не посоветовавшись со старшей дружиной, хотел ехать к Берендеям.

2) Иногда старшие дружинники являются главными предводителями войск при младших князьях. Так, в 1116 году Владимир Мономах послал на Дунай вместе со своим сыном, молодым Вячеславом, главным предводителем войск Фому Ратибора; также ив 1113 году, во время похода на Болгар, хотя при войске находились сыновья князей Владимирского, Муромского и Рязанского, тем не менее главным предводителем войска был дружинник Борис Жидиславич. В летописи прямо сказано: «Я Борис Жидиславич бе воевода в то время, и наряд весь держаше. Конечно, не все старшие дружинники были предводителями войск, но они всегда были главной военной силой князя; они всегда сражались около князя, в центре войска, и решали сражение.

При выступлении в поход старшие дружинники приводили с собой значительные отряды вооруженных слуг на своем иждивении, и чем больше дружинник приводил иа войну слуг, тем большее значение имел у князя, так что в летописи мы встречаем особые дружины, принадлежащие боярам или старшим княжеским мужам. Так, под 1095 годом упоминается дружина Ратибора, принадлежавшая старшему боярину Всеволода Ратибору. Бояре или старшие дружинники иногда вступали в бой только со своим полком. Так, рязанский боярин Бвствфий Коловрат при нашествии Батыя на Рязанскую землю привел свой лолк в 1700 человек из Чернигова и смял полки Батыевы. Иногда же старшие мужи держали своими людьми города. Так, под 1213 годом летопись говорит, что галиц-кнй боярин Судислав держал своими людьми Городок и успел отстоять его от войск Мстислава. Последующее законодательство московского периода подтверждает существование отдельных отрядов у бояр, ибо в этом периоде было узаконено, сколько слуг должен был привести с собой каждый боярин на службу московского государя. Понятно, что это узаконение было только определением исконного порядка боярской службы.

3) Старшие дружинники были как бы посредниками между князья

ми. Князья сносились друг с другом не иначе, как через старших дру

жинников; все договоры между князьями скреплялись клятвой как са

мих князей, так и их дружинников. Так, в 1150 году, при заключении

союза между Изяславом и Вячеславом, сказано: «# тако цеяоваша крест

у свлтаго мученику на гробе, на том: Изяславу имети отцем Вячесла

ва, а Вячеславу имети сыном Изяслава, на том же и мужи его целоваша

крест, яка межи им добра хотети и чести его стеречи, а не сваживати

его. Дружинники даже участвовали в суде между князьями. Так, в

1096 году Святополк и Мономах, приглашая в Киев Олега, говорили ему:

Поиде Киеву, да поряд положим о Рустей жмле пред епископы и пред

игумены и пред мужи отец наших и пред людьми градскими.

4) Старшим дружинникам поручалась даже опека над малолетними

князьями. В этом отношении князья руководились прямым интересом:

отдать сына под опеку другого князя, даже своего родственника, значи

ло подчинить ему свою волость, а на это земщина никогда не соглаша

лась, - поэтому князья больше доверяли дружинникам. Так, Мстислав

Ростиславич в 1179 г. при смерти своей поручил опеку над малолетним

сыном своим Владимиром своему дружиннику Борису Захарьичу, под по

кровительством своих братьев - Рюрика и Давида. Летопись говорит:

Мстислав, взрев на дружину свою и на княгиню... и нача им молвити:

Се приказываю детя свое Володимира Борисови Захарьичу; и со сим даю

брату Рюри кови и Давыдовы с волос т ьюнаруце»Нш другой год по смерти

Мстислава мы встречаем Бориса Захарьича предводителем войск вместо

своего княжича. В летописи сказано, что в битве с половцами лепшии мужи остались бяхуть, Лазарь воевода с полном Рюршксвым. и Борис Захаръич с полком своего княжича Володимира и взрееши на Бог и поехавши противу полоецом». Этот порядок - поручать отеку над своими детьми старшим дружинникам - существовал до второй половины второго периода. Вообще все близкие родовые дела свои князья поручали дружинникам, как самым доверенным людям.

5) Старшие дружинники, если не имели каких-нибудь поручений от князя, то находились при нем постоянно и в мирное, и а военное время. Они были думцами князя; с ними князь судил и управлял своей волостью; с ними вместе вел он все дела по сношениям с другими князьями. ОНИ ПОСТОЯННО участвовали в договорах князей, сопровождали последних и по делам управления, и на богомольях, и на пирах, и на охоте; так, Владимир Мономах пишет детям, чтобы они каждый день поутру занимались делами управления) - «седше думати со дружиною или люд оправливати». В 1100 году дружинники участвовали в суде над Давидом Игоревичем на Уветичском съезде; летопись говорит: И сдумавше послаша к Давиду мужи свое: Святополк Путяту, Володимир Орогостя и Рапибора, Давид и Олег Торчина», Или еще прежде, в составлении новой редакции Русской Правды по смерти Ярослава в этом деле вместе с сыновьями Ярослава участвовали и их старшие дружинники; в списках Правды написано: По Ярославе же паки совокупившее сынове его Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их: Коснячко, Перенег, Никифор, и отложишаубиение за го-лову.

Об участии дружинников в богомолье и посещении монастырей князьями мы встречаем известия в Патерике и летописях; так, в летописи под 1227 годом читаем: Седящу Ярославу в Лучьске, еха Данил в Жидичин кланятися и молитися Св. Николе, и зеа и Ярослав к Лучьску, и реша ему бояре его: „Приими Луческ, зде ими князя их". Оному же отвещавшу, яко приходил зде молитву створити св. Николе и не могу того створити. Об участии в пирах и охоте также есть известия в летописях; например, при описании свадебного пира у Изяслава в Переяславле сказано: И Всеволод, князь киевский, приде с женою и со всеми бояре и с Кыяны Переде-лавлю на свадьбу. Или, вод 1180 годом летопись, описывая охоту Давида и Святослава по Днепру, говорит: ХодяшетДавыд Росмиславич по Днепру в ладьях, ловы дея, а Святослав ходяшет по Черниговской стороне, ловы дея противу Давыдовы.» И абие удара Святослав на поеарех на Давыдовых. Давыду же неведущу ни мыслящу на ся ни откуду же зла и вбеже в лодьго и со княгинею своей, Святослав же изьими дружину его и товары его. Вот значение старшей дружины во втором периоде. Теперь укажем на те должности, которые они занимали при князьях.

Должности старших дружинников были: тысяцкие, дворские, посадники, княжеские тиуны, печатники, стольники и дьяки.

Тысяцкий был главным предводителем и начальником всех земских полков, вместе с тем и главным посредником между дружиной и земщиной; он имел гражданскую и военную власть и по своему значению был первым лицом после князя, и имя его всегда упоминалось рядом с княжеским. Так, на.пример, при известии об освящении Печерской церкви в 1089 году летописец говорит: Священа бысть церква Печерская при бла-городнем князе Всеволод? державному Русския земля и чадома его Владимира и Ростислава, воеводство держащу киевские тысяща Яневи. Это свидетельство доказывает, что тысяцкие были прямыми земскими начальниками, ибосказано: ^Воеводство держащу киевские тысящи.Тоже подтверждает другое свидетельство летописи под 1147 годом, где Изяславовы послы пред всей киевской земщиной говорят словами князя брату Изяс-лава Владимиру и киевскому тысяцкому Лазарю: Целовал тя брат и Лазаря целовал и Кияне все.

Указав важность значения тысяцкого, пересмотрим его обязанности.

1) Первой и главнейшей обязанностью тысяцкого было предводительство-

вакие земскими полками; ему была поручена вся земская рать и после кня

зя он был ее главным начальником. Так, в летописи под 1195 годом при

описании битвы Давида Ростиславича Смоленского с Ольговичами гово

рится, что княжеским полком предводительствовал Мстислав Романович,

племянник Давида, а смоленским полком тысяцкий Михаил о. Как воен

ные начальники,тысяцкие усмиряли возмутившихся земцев, защищали

города от неприятелей и вообще делали все то, что касалось земщины.

2) Кроме военных обязанностей на тысяцких лежали обязанности и граж

данские. Как представители земщины, они принимали участие в законо

дательстве, так что законы издавались не иначе, как по согласию тысяц

кого. Так, например, в составлении и издании закона о ростах вместе с Вла

димиром Мономахом участвовали тысяцкие: киевский - Ратибор,

белгородский - Прокопий и переяславский - Станислав. 3) Тысяцкому

давались поручения дипломатические; так, в 1221 г. Демьян, тысяцкий

Даниила Романовича Галицкого, вел переговоры с польским королем Леш-

ком и заключил с ним мир. 4) В обязанности тысяцкого входили разные

придворные дела; так, в 1187 году Рюрик Ростиславич Киевский посылал

тысяцкого к Всеволоду Юрьевичу Суздальскому за его дочерью Верхусла-

вой, сговоренной за своего сына Ростислава. Впрочем, дипломатические и

придворные дела были чисто второстепенными обязанностями тысяцко

го, а главными его обязанностями были первые две: военная и гражданс

кая. С должностью тысяцкого были соединены известные доходы, состо

явшие в сборе податей с известных областей, прописанные на путь тысяц

кого. Впрочем, об областях, приписанных на тысяцкого, мы имеем только

одно и притом неясное указание летописи под 1149 годом о Сновской ты

сяче, которая, вероятно, была назначена на путь тысяцкого. Вот слова ле

тописи: «И Святослав Ольгович поча молвити Владимиру: держиши мою

отчину и тогда взя Курск с Посемьем и Сновскую тысячу у Изяслава».

Дворский был тоже, что и воевода в первом периоде, и что в последующем третьем периоде - московском - стал значить дворовый воевода. Он был главным начальником всей княжеской дружины, как тысяцкий - земской.

О должности дворского в первый раз упоминается в летописи под 1169 годом при взятии Киева войсками Андрея Боголюбского и его союзников. По всей вероятности, должность дворского существовала и прежде, потому что здесь говорится не об учреждении должности дворского воеводы, а о киевском дворском Олексе. Дворский имел значение дворского воеводы московского периода и был главным начальником всей дружины. Мы имеем много свидетельств летописцев о том, что у каждого князя был свой дворский, которому поручалось управление дружиной, все распоряжения по которой принадлежали ему. Как начальник дружины, дворский обязан был защищать княжескую власть; так, в 1235 году дворский Григорий был оставлен Ростиславом Михайловичем в Галиче для защиты его власти от Даниила Романовича и от галицкой земщины, уже признавшей Даниила своим князем. Но об обязанностях дворского в мирное время мы не имеем прямых летописных указаний; впрочем, если допустить, что дворский имел те же права и обязанности, какие мы видим в московском периоде у дворского воеводы, то очевидно, что ему принадлежал суд и управа между дружинниками и, подобно дворскому московского периода, он имел свой путь, т. е. доходы с областей, приписанных к его должности, подобно тому, как тысяцкий имел свою тысячу. Кроме того, по всей вероятности, дворский пользовался доходами с судных дел между дружинниками.

Loading...Loading...