Мероприятия по энергосбережению в детском саду. Конспект занятия по энергосбережению в старшей группе «С уважением к энергосбережению

Наталья Некрасова

Программные задачи : дать представление о тепле и его источниках , способах его сбережения, развивать познавательную активность в экспериментальной деятельности, наблюдательность, ручную умелость, воспитывать ответственное отношение к сохранению тепла .

Материал : Электроша,

Теплоша

батарея и чайник; термометр, картинки, схемы для конструирования из палочек Кюизенера (пособие "Страна блоков и палочек", медальки «Помощник Теплоши » .

Ход занятия .

Загадки Теплоши :

В нашем доме под окошком

Есть горячая гармошка :

Не поет и не играет –

она дом обогревает.

Пыхтел, сопел

Нам песни пел

И щёлк – вскипел.

Предлагает найти в комнате БАТАРЕЮ И ЧАЙНИК. Что у них может быть общего?

Да, они могут быть горячими или теплыми , а ещё холодными. Потрогайте батарею. Какая? (теплая ) . Потрогайте чайник. Какой? (Холодный) А что нужно для того, чтобы стал горячим? (Налить воду и включить) . Как вы думаете, кто из гномов нам поможет нагреть воду – Теплоша или Электроша ? Почему?

Эксперимент с термометром. Цель : Посмотреть, как работает термометр в холодной и горячей воде.

Ход. Предложить нагреть ложку в воде и одну ложку завернуть в газету или кусок меха, или просто оставить на столе.

Вывод : какая ложка дольше сохранила тепло , т. е. тепло можно сохранять .

Дид. игра «Загадки Теплоши » Цель : дать представление о том, что одни предметы или явления нам дают тепло , а другие это тепло сохраняют . Сгруппировать по одному признаку . (камин, солнце, батарея, печь, костер, кухонная плита, чай, утюг, микроволновка, фен, улей, теплица , дом, шуба, варежки, свитер, стеклопакеты, дверь, термос, валенки, плед, ковер)

Вывод : дает Электроша, Экоша, а сохраняет Теплоша .

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу .

Дид. упражнение «Чем огорчен Теплоша Цель : найти ошибки на картинках и объяснить, почему. (Зимой в доме открыта дверь. Окно распахнуто в холодную пору. На крыше образовались дыры). Вывод : тепло нужно беречь .

Конструирование «Теплый дом » с использованием палочек Кюизенера. Цель : выложить аккуратно, чтобы не было щелей и дыр.

Итог : Теплоша предлагает детям стать его помощниками и следить за сохранением тепла в доме .

Публикации по теме:

Конспект занятия «При солнышке тепло, при матери добро» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 132" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект математического досуга в подготовительной группе «Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу» Конспект математического досуга в подготовительной группе МБДОУ д/с №1 «Улыбка» г. Осташков Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу.

Цель: -учить детей ведению ситуативного разговора на тему:Самый добрый на свете человек; - расширять представления детей о роли мамы,как.

Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Как сохранить зубы здоровыми» Цель. Сформировать у детей представление.

Конспект занятия «Как сохранить своё здоровье» Цель: учить детей заботиться о своем здоровье. Задачи: Обучающие: Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные.

Конспект занятия по энергосбережению «Умный дом для малыша Гео» для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формирование понимания единства человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов; продолжать формировать у.

Занятие со старшими дошкольниками по энергосбережению «Азбука Берегоши»

Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов; дать объяснение такого понятия как энергосбережение: экономное пользование водой, электроэнергией, сохранение тепла; продолжать формировать у детей потребность в экономии воды, тепла, электроэнергии; продолжать знакомить детей с электричеством, правилами безопасного обращения с электроприборами; обогатить словарный словарь детей следующими лексическими единицами: энергосбережение, электростанция, экономия, природные ресурсы, энергосберегалочка.

Оборудование: дидактические игрушки Берегоша и Транжира; демонстрационный материал «Электроприборы», колокольчик, материал для эксперимента, энергосберегалочки, лабиринт, конверт.

Предварительная работа: чтение художественных произведений: «Сказка о трех братьях», «Советы Берегоши», «Домашняя экономия», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по книге «Техника в вашем доме», создание выставки детских творческих работ «Учимся беречь энергию»; дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы безопасности», «Моя квартира».

Ход занятия:

Дети сидят на стульях полукругом. Звенит колокольчик.

Воспитатель (В.). Кто там звонит? Сейчас посмотрим.

Берегоша.

Мое имя Берегоша

Бережливый гномик я.

И ко всем моим советам

Вы прислушайтесь, друзья!

Я пришел сегодня к вам

С таким предложением:

Давайте вместе обучаться

Энергосбережению!

(Стук)

Берегоша. Кто там?

Транжира. Это я, Транжира. Бродил по улицам, хотел немного согреться, а то в квартире у меня холодно, совсем замерз.

Берегоша. Заходи, чайку попьем, авось и согреешься.

Транжира. Спасибо, Берегоша.

В . А в доме тепло, хорошо, уютно. Поставил Берегоша самовар, чай разливает, за каждой капелькой следит.

Транжира. Что ты так воду бережешь?

Берегоша. В моем хозяйстве каждая капля дорога.

Транжира. А мне-то воды не жалко. У нас в доме водопровод. И горячей и холодной воды сколько хочешь. Берегоша. Но воду беречь надо всегда и всюду, не важно колодец или водопровод. Недаром в одной песенке поется: «А без воды и не туда и не сюда». Разве ты газет не читаешь, телевизор не смотришь? Не знаешь, что воду беречь надо?

Транжира. Вот новости! Смотрю «Ералаш», смешные истории читаю.

Берегоша. Надо бы и другие передачи посмотреть, газеты почитать.

Транжира . А как у тебя тепло, уходить не хочется!

Берегоша. У хорошего хозяина в любой мороз в доме тепло. Только надо как следует дом подготовить, тогда холод не страшен. А ты как свой дом утеплил?

Транжира. Да никак! Думал, придет зима, подключат отопление, тепло будет. А получилось наоборот: пришла зима, отопление подключили, батареи как огонь, а в квартире холодно.

Берегоша. Понятно. В твоем доме топить, что на дворе у костра греться. Дров много пропадет, а тепла не будет. Пойдем к тебе твою беду прогонять.

Транжира. И у меня тепло будет?

Берегоша. Будет, будет! (Уходят)

В. Ребята, как вы думаете, что им необходимо сделать, что бы было тепло в доме? (Утеплить окна, закрывать плотно двери, форточки, батарею не зашторивать) А как мы с вами бережем воду? (Закрываем краны, чистим зубы - в чашку воду наливаем, а кран закрываем)

Смотрите, Берегоша конверт оставил, наверное это письмо для нас. Сейчас мы его откроем. Как интересно, письмо-то в картинках. Давайте попробуем их прочитать.

(В конверте советы от Берегоши).

Проводится дидактическая игра «Береги тепло и воду». Какие важные советы даёт нам Берегоша?

(Выставляются 2 совета в картинках: Береги воду. Не выпускай тепло)

В. Ребята, вы наверное хотели побывать в гостях у Берегоши? А как вы думаете, какой у него дом? (Чистый, уютный, красивый, аккуратный, теплый)

А что значит, уютный дом? (Когда есть мебель, чисто, тепло, аккуратно)

В уютном доме хорошо, когда собирается вся семья.

Проводиться игра «Доскажи словечко».

Мама может стирать белье в... (стиральной машине ).

Папа может пылесосить ковер... (пылесосом).

Дочь может гладить белье... (утюгом).

Бабушка достает продукты из... (холодильника).

Может готовить на... (плите).

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть.

Посмотреть... (телевизор).

Послушать... (радио, магнитофон).

Поговорить по... (телефону ).

Как можно назвать одним словом ваши ответы? (Электроприборы).

Что служит питанием для электроприборов? (Электричество, электроток, электроэнергия).

А откуда поступает электричество в дом?

(С электростанции).

Где в каждом доме живет электричество? (В розетках).

Как электрический ток попадает к нам в квартиры? (По проводам).

Физкультминутка «Провода».

В . Я буду розеткой, а вы проводом.

(Дети берутся за руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном конце провода розетка (воспитатель), на другом электроприбор (ребенок). Воспитатель берет за руку крайнего ребенка (пошло электричество по проводу) Дети поочередно встают, создавая волновое движение, когда последний ребенок встает, включается электроприбор. Дети угадывают, какой электроприбор включился. Воспитатель отпускает руку, дети садятся, электроприбор отключается).

В. Давайте поможем электрическому току дойти от электростанции к розетке в доме.

Проводится игра «Лабиринт»

Проблемная ситуация.

В. Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы? (Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить; не успеет выработаться электроэнергия; загрязняется окружающая среда).

А что делать, если отключиться электричество. Как жить без электроприборов?

(Свечу зажечь; письмо написать; сохраняются природные ресурсы). Давайте поиграем в "загадалки-объяснялки". .

(Ребята загадывают загадку по картинке, другие отгадывают и рассказывают, как правильно обращаться с электроприборами, чтобы сэкономить электричество. За правильный ответ получают искорку).

Игра «Скажи со словом «электрический» (по картинкам). При правильном обращении с электроприборами, мы сможем экономить каждую искорку электричества. Ученые тоже думают о сбережении электроэнергии. Они выяснили, что небольшое количество электроэнергии можно запасти в батарейке. Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдет по проводам и сможет гореть лампочка.

Опыт с батарейкой .

Почему загорелась лампочка? (В батарейке есть запас электроэнергии).

Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик, фотоаппарат).

Ребята, а давайте напишем Берегоше ответ-письмо в картинках. Берегоша будет рад, когда узнает, что у него появилось столько друзей.

(Дети выполняют работу по приложению. Нужно зачеркнуть приборы, которые необходимо выключить, чтобы сберечь, сэкономить электроэнергию ). Заклеиваем конверт, опускаем в ящик.

(Звенит колокольчик).

(Появляются игрушки Берегоша и Транжира).

Транжира. Ребята, пока я был с Берегошей, узнал столько всего интересного и полезного.

В. Берегоша, Транжира, мы очень рады, что вы вернулись. Мы прочли Берегошино письмо и ребята тоже многое узнали и многому научились. Правда, ребята? Мы тебе письмо отправили.

Берегоша. Я очень рад, что у меня появилось столько много друзей Берегошей. Я обязательно прочту ваши письма. А я вам подарочки принес: энергосберегалочки. (Достает и рассматривает с детьми, рекомендует, как использовать. Дети идут вместе с Берегошей, Транжирой и наклеивают возле кранов, выключателей, раздает детям, остается и читает письма).

Конспект открытого занятия по энергосбережению в старшей группе «Приключение лампочки».

Цель: Формирование у детей нравственно-экономических представлений в процессе ознакомления с электроприборами.

Задачи:

  1. Учить детей бережному, экономному отношению к электроэнергии и природным ресурсам.
  1. Развивать внимание, память, мышление, воображение и речь; умение классифицировать предметы бытовой техники.
  1. Воспитывать у детей правильное безопасное поведение с бытовыми электроприборами.

Игровое оборудование: дидактическая коробка «Определи на ощупь!», карточки со схематическим изображением игрушки, картинки для игры «История лампочки» (солнце, костёр, лучина, свеча, керосиновая лампа, современная электрическая лампочка), наборы счёных палочек.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что у нас в группе кто-то плачет. Посмотрите, какая-то коробка и из неё доносится плач. Заглядываю в коробку.

Воспитатель. Отгадайте, что я увидела в этой коробке:

Дом - стеклянный пузырёк,

И живёт в нём – огонёк!

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся.

Дети . Это лампочка!

Воспитатель. Лампочка, почему ты здесь оказалась? Почему плачешь?

Лампочка. Ах, я несчастная… Меня все забыли, бросили, оставили… Я жила в доме с большой и дружной семьёй: девочкой Аней, мальчиком Ваней, их мамой и папой, бабушкой и дедушкой. Но меня они очень обижали… Девочка Аня ходила в детский сад и была ужасная трусиха.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, за что Лампочка могла обижаться на девочку Аню? (Девочка Аня боялась темноты, не выключала свет в комнате даже днём).

Ребята, а вы боитесь темноты? Что может быть страшного в темноте? (Можно упасть, удариться, пораниться; можно испугаться незнакомого предмета и т.д.).

Иногда на электростанции случается авария – обрыв электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. Например, находить свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всём доме? Что вы чувствовали? Что делает человек в темноте в таком случае?

Дети . Сразу становится темно, неуютно и даже немного страшно. Ходить приходится, вытянув руки перед собой, чтобы не наткнуться на мебель, словно вы ослепли. Даже когда глаза привыкают к темноте, вы не можете найти любимую игрушку, не можете читать, рисовать, спотыкаетесь там, где днём никогда не оступались… Хочется поскорее включить свет.

Воспитатель. Давайте попробуем представить себя на месте девочки Ани. Представьте, что вы оказались в тёмной комнате. Вот эта коробка – большая тёмная комната для ваших рук. Там находятся разные предметы. Каждый из вас получит карточку, на которой изображён один из предметов. Вам надо найти на ощупь такой же предмет в этой «тёмной комнате».

Ребята, вижу, вы совсем не боитесь темноты! Молодцы! Что мы можем посоветовать девочке, чтобы Лампочка больше на неё не обижалась? (Включать свет только при необходимости).

Лампочка . Ну, как, ребята, удобно ли без света играть, читать, работать? Вы поняли, для чего нужна электрическая лампочка? (Она нужна для того, чтобы давать свет везде, где находится человек, - дома, на улице, в транспорте и других местах.)

Воспитатель. А знаете ли вы, как наши предки освещали жильё до появления электрического света? Послушайте.

Выставляю картинку - «Солнце». До того как человек научился пользоваться огнём, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой.

«Костёр». Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костёр стал для него и светом, и теплом. Он горел в пещере, давая свет и тепло, служил защитой от хищников.

«Лучина». Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, её надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар.

«Свеча». Из пчелиного воска люди научились делать свечки, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня.

Воспитатель. Как вы думаете, почему не удобна свеча?

Дети. Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.

«Керосиновая лампа». Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь, нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становится безопасным.

Воспитатель. Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался и вспыхивал огонь.

«Электрическая лампочка». Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры.)

«Энергосберегающая лампочка». Не так давно люди придумали энергосберегающую лампочку. Эта лампочка горит дольше обычной лампочки и экономит электроэнергию.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Прыгать, бегать, приседать.

Вот оно магическое, солнце электрическое!

Лампочка. Спасибо, ребята, мне так интересно было вас слушать!. Вы, оказывается, знаете обо мне немало….

Воспитатель (обращаясь к лампочке). Что же ты опять загрустила?

Лампочка. Многие люди знают об электричестве, о моей истории, но… не жалеют меня, не умеют правильно пользоваться. Вот, например, у мальчика Вани было очень много игрушек на батарейках. Но он их все разломал…

Воспитатель. За что Лампочка могла обидеться на мальчика Ваню? (Когда не видели родители, Ваня выкручивал из игрушек лампочки.) Ребята, почему нельзя этого делать? (Портится игрушка, лампочка может испортиться, разбиться, это действие опасно для детей и т.д.) А где ещё вы можете встретить Лампочку?

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на доске развешаны картинки. Ваша задача найти на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка.

Предлагаю детям картинки, на которых изображены: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковёр, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, аудиомагнитофон, радиоприёмник, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др.

Воспитатель. Лампочка – необходимый элемент любого электроприбора.

Лампочка . Мама в этой семье целый день трудится на работе, а чем же ей приходится заниматься дома? (Стирать, готовить еду, убирать, шить и т.д.)

Воспитатель. За что могла Лампочка обидеться на маму Ани и Вани? (Она включала одновременно много электроприборов.)

Лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли надо пользоваться электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы? Почему?

Воспитатель. Выберите из набора картинок пары предметов, подходящих друг другу по действию.

  • Пылесос, выбивалка, веник.
  • Холодильник – кладовка, погреб;
  • Электрочайник – обычный чайник;
  • Посудомоечная машина – кухонная раковина;

Воспитатель. Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Без неё весь мир стал бы тёмным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.

Если будут экономить все,

Большая прибыль будет стране.

Лампочка. Папа в этой семь не любит чинить домашние электроприборы. В кладовой их накопилось множество.

Воспитатель. Ребята, поможем ему починить все электроприборы? Рассмотрите картинку – на что это похоже? (Это лампа.) Папа никак не может отремонтировать эту лампу. Помогите ему правильно расположить элементы из счётных палочек. (Задание выполняют вместе). Сейчас каждый из вас может выбрать себе понравившуюся лампу. (Показываю силуэты разных видов ламп). Назовите их.

Дети. Торшер, бра, люстра, настольная лампа, фонарь и др.

Воспитатель. Каждый из вас выбрал один из этих силуэтов. Решите сначала, из каких геометрических фигур он состоит. Затем самостоятельно выложите такую же лампу из счётных палочек.

Лампочка. Молодцы, ребята! Какие разные и красивые лампы у вас получились! Среди них есть новые – энергосберегающие лампочки. А вот бабушка и дедушка Ани и Вани не меняют старые лампочки накаливания на новые – энергосберегающие.

Воспитатель. Давайте попробуем убедить дедушку и бабушку в необходимости заменить старые лампочки.

Воспитатель. У меня письмо от бабушки и дедушки. В нём они задают много вопросов. Давайте попробуем ответить на них.

  • Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что… (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т.д.)
  • Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что… (Ответы детей)
  • Электроэнергию надо беречь, так как…
  • Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что…
  • Днём надо выключать свет, чтобы…
  • Если во всём доме погаснут электрические лампочки, то…
  • Фонари на улице перестали светить, поэтому…
  • Электрические лампочки детям выкручивать нельзя, потому что…

Лампочка. Вы, ребята, молодцы, правильно ответили на вопросы. Теперь вы знаете, что необходимо делать для того, чтобы экономить электроэнергию. А теперь – до свидания. До нашей следующей встречи.

Воспитатель. Можно вечером играть, и читать, и рисовать…

Вот оно – магическое солнце электрическое!


Задачи: формировать у детей понятие о тепле, его необходимости и значимости для человека и для всего живого; закрепить знания об источниках тепла в наших домах; развивать познавательную активность детей, креативное мышление; воспитывать экономность и бережливость.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением домика Транжиры и Лени, разных домов; кружка, горячая вода; свечи; рисунок-схема потока воздушных масс; сюжетные карточки как беречь тепло в доме.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, послушайте сказку о трёх братьях (сказка рассказывается с опорой на иллюстрацию).

За ельником, за березняком,

За густым, частым можжевельником

Домик маленький стоит -

Неопрятный он на вид.

Нет ступенек у крыльца,

И задвижка без кольца

На распахнутых дверях.

В доме видим двух нерях:

Брат Транжира с братцем Лень

Телевизор смотрят целый день,

На печи лежат,

Спят, беседуют, едят.

Что Транжира принесёт,

Братец Лень всё тянет в рот.

Беспорядок, хаос -

Грязью домик тот зарос.

Если ляжешь на кровать,

Можешь звёзды наблюдать.

Дождь пойдёт, посыпет снег -

Зонт дырявый или плед

Спрячет братьев от всех бед.

Окна битые и щели -

Вот раздолье для метели!

Свет горит там ночь и день,

Брат Транжира с братцем Лень

Газом печь обогревают,

Никогда не закрывают

Кран на кухне - и вода

Лужей там стоит всегда.

Жили так и не тужили,

Но однажды получили

Счёт из ЖЭКа - в нём нулей,

Сколько у недели дней!

Испугались бедолаги.

Не платили много лет

Брат Транжира с братцем Лень!

Что же делать, как нам быть?

С. Чёрный (переработано)

В. Одного брата звали Транжира. Как вы думаете, что означает это имя? Второй братец - Лень, почему? Какой у них был дом? Как вы думаете, тепло ли было у них в доме? Почему было холодно в доме? Вот так они жили, не тужили, а что же случилось в конце концов? (Ответы детей.) Да, им пришёл счёт, по которому они должны были заплатить очень много денег. Как вы думаете, что им теперь делать? (Ответы детей.)

Вдруг стучится кто-то в домик.

Глядь - да это ж младший гномик,

Берегоша! Говорит:

Я разгрыз наук гранит,

Прошёл курс я обучения

По энергосбережению.

Да и вам, мои братишки,

Пора взяться за умишко.

Ребята, пойдём вместе с Транжирой и Ленью в школу Берегоши? (Да.) Тогда усаживайтесь поудобней, начинается урок.

Однажды вечером раскрасневшийся чайник, после того как его согрели на плите, неугомонно пыхтел: «Фу-фу-фу. Как жарко». Рядом стояла кружка и, дрожа от холода, с завистью смотрела на чайник.

Согреем кружку? Нальём в неё горячей воды. Теперь потрогайте, какая кружка стала на ощупь? (Ответы детей.) Как же она стала горячей? (Вероятно, тепло воды проникло в стенки кружки, и она стала горячей.)

Учёные считают, что тепло - это энергия. Когда предмет нагревается, энергия проникает в него. Ребята, а у нас в группе, где живёт тепло? (Ответы детей.)

Под каждым окошком

Тёплая гармошка.

Давайте рассмотрим, что находится под подоконником. Для чего нужен этот предмет? (Ответы детей.) Давным-давно люди ещё не умели строить такие хорошие дома, в которых мы сейчас живём. Они жили в пещерах, в жилищах из шкур животных и даже в домах, сделанных изо льда.

Педагог демонстрирует иллюстрации с изображениями разных домов.

В. Обогревали свои жилища люди при помощи костров. Потом научились строить дома из брёвен, обогревать их печкой. Да и сейчас в деревнях многие дома так обогреваются. В наших домах много обогревательных приборов. Назовите их. (Печка, батарея, камин, электрический обогреватель.) Чтобы они были тёплыми, надо сжечь много дров, угля, газа, нефти - природных богатств земли. Поэтому тепло надо беречь.

Сейчас мы будем экспериментировать.

Опыты с теплом.

В. Подойдите к батарее и подержите руку выше батареи и ниже. Где теплее воздух - вверху или внизу? (Ответы детей.) Тёплый воздух легче холодного, поэтому вверху теплее.

Приоткроем слегка дверь и поднесём к ней две зажжённые свечи - подержим одну внизу, а другую вверху. Пламя нижней свечи направлено внутрь группы, верхней - наружу. Почему? (Ответы детей.)

В группе тёплый воздух. Он любит путешествовать, летать, легко подниматься и убегать через щель вверху. С улицы к нам поступает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (ведь он замёрз!). Он входит в группу и прогоняет тёплый воздух. Когда открыта фрамуга - холодный воздух из неё опускается вниз (к батарее, чтобы погреться) и прогоняет тёплый. А тёплый воздух поднимается вверх и убегает через форточку. (Свой рассказ воспитатель сопровождает рисунком-схемой потока воздушных масс.)

Значит, чтобы в доме было тепло, что следует делать? (Утеплять окна, двери и т.д.) Ребята, а вы везде закрываете входные двери за собой? (Ответы детей.)

Правда, к сожалению, есть и дети и взрослые, которые почему-то не закрывают двери при входе в подъезд. О таких людях в народе говорят: неэкономный, небережливый человек.

В. Вот и закончился наш урок в школе Берегоши. О чём мы сегодня говорили? (Ответы детей.) Подойдите к столу и выберите те карточки, на которых изображено, как беречь тепло в доме. Вы их возьмёте домой и повесьте на видное место, чтобы и ваши родители помнили о бережливости.

Занятие по энергосбережению в старшей группе подготовили О. Дваранская, А. Шевчинская

Loading...Loading...