Декларация конференции организации объединенных наций по проблемам окружающей человека среды. Международные конференции по окружающей среде Конвенция оон по окружающей среде и развитию

Основная цель международного сотрудничества в области охраны окружающей среды - объединение усилий мирового сообщества для обеспечения экологической безопасности, совершенствования методов экологического контроля и оценок состояния окружающей природной среды.Состоявшаяся в 1972 году Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде приняла два основных документа - Декларацию принципов и План мероприятий, сыгравших ключевую роль в развитии экологической политики государств и активизации международного сотрудничества в данной сфере. Декларация включает свыше двадцати принципов, в которых формулируется отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды. В частности, эти принципы предусматривают: сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений; право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь; суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде; сотрудничество при решении международных проблем окружающей среды; избавление человека и окружающей природной среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения. План мероприятий содержит свыше ста пунктов, предусматривающих решение организационных, экономических, политических вопросов охраны окружающей среды, способы взаимоотношений государств и международных организаций. Одно их исторических решений конференции - создание постоянно действующего органа ООН по охране окружающем среды -ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), образование Фонда окружающей среды. Кроме того, конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды. В августе 1975 года в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором участвовали все европейские страны (за исключением Албании), США и Канада. Один из разделов принятого форумом Заключительного акта был посвящен вопросам экологической безопасности. В документе определялись области, цели, методы и формы международного экологического сотрудничества (например, борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды и почвы, охрана заповедников, окружающей среды в городах). В том же документе в качестве форм и методов сотрудничества предлагалось использовать обмен информацией, проведение конференций, обмен научными работниками. В ходе Венской встречи представителей государств - участников СБСЕ 1986 года особое внимание было уделено состоянию окружающей среды и выполнению хельсинских договоренностей. Итоговый документ Венской встречи содержал, в частности, следующие рекомендации: * сокращение до 1995 года на 30% выбросов серы, снижение выбросов углеводородов и других загрязнителей; * разработка методов, альтернативных захоронению опасных отходов в море; * поощрение мероприятий, предусматривающих сокращение производства веществ, способствующих разрушению озонового слоя; * развитие совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП); * обмен сведениями о потенциально опасных химических веществах, включая оценку риска для здоровья и окружающей среды; * активизация исследования явлений глобального потепления климата. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3 - 14 июня 1992 года, Рио-де-Жанейро) была организована с целью подведения итогов работы по охране окружающей среды за время, прошедшее после Стокгольмской конференции ООН 1972 года. На форуме в Рио-де-Жапейро присутствовало около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира. Основные решения конференции: Декларация, предусматривающая принципы охраны окружающей среды; обширная программа действий в данной сфере на предстоящее столетие; Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон; Конвенция об охране биологического разнообразия; Конвенция по климату. Другие решения этого форума - образование Комиссии ООН по окружающей среде, разработка проекта Конвенции по пустыням и засушливым зонам.

1. Исторически первым глобальным форумом по вопросам охраны окружающей среды стала Стокгольмская конференция ООН 1972г. по окружающей человека среде . Несмотря на то, что принятая на ней Декларация принципов не обладает обязательной юридической силой, большая часть ее положений стала не только нормами обычного права, но и закреплена как в региональных, так и в универсальных договорах по охране окружающей среды.

2. Качественно новым этапом в области охраны окружающей среды стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро . Она рассмотрела во взаимосвязи вопросы устойчивого экономического развития и охраны окружающей среды. Вся Конференция была пронизана идеей глобального партнерства различных социальных групп и слоев населения, их сотрудничества на различных уровнях, а также необходимостью дифференцированного подхода, с учетом специфических условий и потребностей стран с переходной экономикой. К их числу были отнесены Россия, а также ряд стран СНГ и Восточной Европы.

Конференция приняла Повестку дня на XXI век, которая является стратегией глобального сотрудничества в сфере охраны окружающей среды для достижения устойчивого развития. Она определяет действия государств, международных организаций, населения (в том числе женщин, молодежи, коренных народов), их вклад в решение этих проблем.

Новой концепцией, которая предлагает изменение традиционных подходов к охране окружающей среды, стала концепция экологической безопасности , которая призвана содействовать устойчивому и безопасному развитию всех государств. Она не может быть достигнута в одностороннем порядке и требует сотрудничества между государствами. Экологическая безопасность - это сложная взаимосвязанная и взаимозависимая система экологических составляющих планеты, а также сохранение и поддержание существующего естественного природного баланса между ними. Принцип экологической безопасности из всего комплекса вопросов охраны окружающей среды выделяет главное: недопущение экоспазма как условие выживаемости человечества.

Юридическое содержание принципа экологической безопасности состоит в обязанности государств осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы исключить усиливающееся воздействие экологических стрессов на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Любая деятельность должна осуществляться так, чтобы исключить нанесение ущерба не только другим государствам, но и всему международному сообществу в целом.



Международная экологическая безопасность - такое состояние международных отношений, при котором обеспечивается сохранение, рациональное использование, воспроизводство и повышение качества окружающей среды. Правовыми средствами обеспечения экологической безопасности являются как региональные, так и универсальные международные договоры.

3. Всемирная конференция ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге 2002 года

В работе этого Всемирного саммита ООН по устойчивому развитию приняли участие посланцы 195 стран, в том числе 104 президента и премьер-министра.

В ходе последнего пленарного заседания саммита 4 сентября его участниками была принята политическая декларация форума, призывающая все страны к работе на благо всеобщего процветания и мира, а также план действий по борьбе с бедностью и охране земной экологии. Этот документ предусматривает ряд широкомасштабных акций, обеспечивающих доступ сотням миллионов человек к чистой воде и электрической энергии, а также 50-процентное снижение уровня бедности к 2015 году. В нем оговорены комплексные природоохранные программы, замедляющие вырубку лесов и истощение рыбных ресурсов мирового океана. План также предусматривает глобальное снижение субсидий на добычу ископаемых энергоносителей, переход на возобновляемые источники энергии.

Оценивая итоговые документы, эксперты признали, что в них практически отсутствуют четко прописанные детали осуществления заявленных задач. В первую очередь это касается финансирования проектов и обеспечения их квалифицированными специалистами. Большинство сроков, установленных для достижения тех или иных провозглашенных целей, остаются размытыми. Хотя генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал решения саммита перспективными и дающими реальную основу для масштабных действий по защите природы и улучшению жизни землян, большинство участников оценили встречу как провальную и безрезультатную. Специальный советник генсека ООН по вопросам окружающей среды Ян Пронк заявил, что за десять лет, прошедшие с конференции в Рио, решение проблемы бедности потерпело полный крах, т.к. беспрецедентный экономический рост в девяностые годы был выгоден лишь богатым странам. Возмущение участников саммита вызвало пренебрежение Соединенных Штатов к проблемам, обсуждаемым в Йоханнесбурге. Если большинство крупных стран в ключевой дискуссии представляли их лидеры, американскую делегацию возглавила заместитель госсекретаря по глобальным вопросам Пола Добрянски. В финале дискуссии один европейский делегат воскликнул: если этот саммит провалится, другого может и не быть – все скажут, что это пустая трата времени и денег.

После конференции ООН по окружающей среде и развитию в Фонде глобальной инфраструктуры началась структурная перестройка, как того требует Повестка дня на XXI век. За три года существования Фонда, составляющие экспериментальный этап его деятельности, он выделил около 750 млн дол. на различные экологические проекты, из них 40% - на сохранение биоразнообразия, несколько меньше - на предупреждение глобального потепления, 20% - на охрану международных вод и совсем незначительно - на защиту озонового слоя. В 1994 - 1998 гг. Фонд глобальной инфраструктуры утроит финансирование. Система распределения средств будет определяться конвенциями по изменению климата и о биологическом разнообразии .[ ...]

В связи с конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.) и принятием всем цивилизованным миром Повестки-21 век, провозгласившей основным тезисом всего мира его устойчивое развитие, многие страны Запада (Европы в первую очередь) удачно и последовательно развивают законодательство в области охраны окружающей среды.[ ...]

В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) был сделан следующий шаг в развитие стратегического решения Стокгольмской конференции. Здесь была определена программа действий на XXI век.[ ...]

ПРОГРАММА ООН ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА СРЕДЕ (ЮНЕП) (UNEP - United Nation Environment Program] - межправительственная программа, начатая по инициативе Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972) и решению Генеральной Ассамблеи ООН (1973). Посвящается наиболее острым проблемам современного экологического кризиса (опустынивание планеты, потеря почвенного покрова, обезлеси-вание Земли, резкое ухудшение качества и уменьшение количества пресных вод, загрязнение Мирового океана и др.). Штаб-квартира ЮНЕП находится в г. Найроби (Кения).[ ...]

Всемирный день окружающей среды - 5 июня. Учрежден Конференцией ООН по окружающей среде, которая состоялась в Стокгольме 5-6 июня 1972 г. Отмечается ежегодно для привлечения внимания мировой общественности к проблемам охраны окружающей среды.[ ...]

Доклад Комиссии ООН по окружающей среде и развитию (ПРОН) определяет Устойчивое развитие (УР) как «развитие, удовлетворяющее потребности настоящего времени, но не ставящее под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». 1 апреля 1996 г. Президент РФ утвердил Указом № 440 Концепцию перехода к устойчивому развитию, в которой сказано, что «следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в РФ последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей».[ ...]

Всемирный саммит по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002). В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) - крупнейший в истории ООН саммит. Главы государств и правительств стран мира одобрили Повестку дня на XXI век - глобальный план действий человечества для достижения устойчивого развития, а также подписали ряд основополагающих экологически значимых конвенций и документов (по изменению климата, сохранению биоразнообразия, борьбе с опустыниванием).[ ...]

Рамочная конвенция ООН по изменению климата. Конвенция была подписана в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД). Высший орган Конвенции - конференция сторон, которая собирается регулярно в различных странах-сторонах Конвенции. На сегодняшний день состоялось 7 конференций сторон; последняя - осенью 2001 г. в Марокко.[ ...]

Напомним, что в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию во многом по инициативе премьер-министра Норвегии Г.Х.Брутланд принято весьма важное решение. Форум признал необходимым переход стран мира к устойчивому развитию. Весной 1996 г. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию утверждена Президентом Б.Н.Ельциным. По мнению В.И.Данилова-Данильяна, ликвидация стереотипа пере потребления в развитых странах и преодоление установки на многодетную семью в странах третьего мира - задачи более трудные, чем реконструкция хозяйства России, воспитание деловой активности и рачительности у ее населения. В статье, опубликованной в газете “Зеленый мир” за 1996 г., N 12 он подчеркивает, что самым важным в осуществлении концепции должны быть соответствие экономики хозяйственной емкости биосферы, сохранение естественных экосистем, защита биоразнообразия.[ ...]

Если после Стокгольмской конференции- ООН была создана ЮНЕП, то одним из итогов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992 г.) явилось создание в рамках ООН Комиссии по устойчивому развитию, которая является вспомогательным органом Экономического и социального Совета ООН (ЭКОСОС).[ ...]

В 1987 г. Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию обострила вопрос о необходимости поиска повой модели развития цивилизации, опубликовав доклад «Наше общее будущее», широко известный как доклад Гру Харлем Бруп-дтлапда (премьер-министр Норвегии, возглавлявший работу комиссии). В 1989 г. Г енеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организован, проведение па уровне глав государств и правительств специальной конференции, посвященной выработке стратег ии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации. Такая конференция ООН по окружающей среде и развитию состоялась в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. с участием мировых лидеров и высокопоставленных должностных лиц 179 правительств стран мира. Конференция ясно показала, что экологическое развитие пе может остановиться, но оно должно пойти но иному пут и, перест ав столь активно разрушать окружающую среду.[ ...]

В 1992 году на основе рекомендаций конференции ООН по окружающей среде о прекращении практики захоронения радиоактивных отходов в море, проведенной в Рио-де-Жанейро, подписаны: Конвенция по защите морской Среды района Балтийского моря (Хельсинки); Конвенция по защите морской Среды Северо-Восточной Атлантики (Париж). Следует заметить, что Парижская конвенция предоставляет Франции и Великобритании возможность осуществления сбросов радиоактивных отходов в моря до 2018 года с поэтапным сокращением их до нуля. Россия является участницей Хельсинской и Бухарестской конвенции, к Парижской конвенции она пока не присоединилась.[ ...]

В 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция по окружающей человека среде - первая всемирная встреча, заложившая основы понимания того, что мировое экономическое развитие должно пойти по иному пути, перестав активно разрушать природную среду. В 1983 г. Организация Объединенных Наций (ООН) создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию. В 1989 г. ООН начала готовить конференцию по развитию и окружающей среде, чтобы сформулировать принципы достижения устойчивого развития. Конференция ООН по окружающей среде и развитию состоялась в Рио-де-Жанейро в 1992 г.[ ...]

После завершения многоплановой работы по созданию проектов документов в 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) во время конференции ООН по окружающей среде и развитию состоялась встреча глав и высокопоставленных должностных лиц 179 правительств. К ним присоединились сотни официальных лиц из организаций системы ООН, представители местных властей, деловых, научных, неправительственных и других кругов. Параллельно Всемирный форум - 92 провел серию лекций, семинаров и выставок для общественности по вопросам окружающей среды и развития. В них приняло участие 18 тыс. представителей из 166 стран, а также 400 тыс. посетителей. Деятельность участников конференции в Рио освещали 8 тыс. журналистов и результаты их работы смотрел, слушал и читал почти весь мир.[ ...]

В 1996 г. в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. была разработана и утверждена концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Концепция должна стать основой для выработки стратегии перехода России к устойчивому развитию в XXI в.[ ...]

Именно на состоявшейся в 1972 г. в Стокгольме конференции, а затем и на Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро провозглашена идея, что не человек является частью природы, а природа есть принадлежность человека.[ ...]

Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Соответственно в истории развития (кодификации) основных экологических принципов международного сотрудничества обычно выделяют три этапа (периода).[ ...]

Стоить отметить также заключительный документ Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) - программу «Повестка дня для XXI века», где дана обобщенная оценка эволюции цивилизации и, что особо существенно, фундаментальным образом обоснованный сделан вывод о жизненной необходимости перехода человечества к устойчивому развитию.[ ...]

Заявление о принципах в отношении лесов, принятое на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, - первое глобальное соглашение в отношении лесов. Оно учитывает потребности как защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды, так и использования деревьев и других форм лесной жизни для целей экономического развития.[ ...]

Тенденции общемирового развития были рассмотрены на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся на уровне глав государств и правительств в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Столь высокий уровень рассмотрения взаимоотношений природы и общества - это признание того факта, что преодоление кризиса невозможно в рамках какой-либо одной страны: требуется объединение усилий, при котором сочетаются интересы всех населяющих планету народов.[ ...]

Морис Стронг - первый Директор-исполнитель Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). М. Стронг исполнял обязанности Генерального секретаря Конференций ООН по окружающей среде и развитию в Стокгольме (1972) и в Рио-де-Жанейро (1992). В 1972 г. сформулировал и обосновал концепцию экоразвития. Одним из первых доказал необходимость перехода человеческого общества от экономической к эколого-экономической системе. Является специальным советником Генерального секретаря ООН, старшим советником Президента Всемирного банка и Председателем Совета Земли.[ ...]

Крупным достижением в сфере участия общественности была Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), прошедшая в Рио-де-Жанейро в 1992 г. НПО внесли большой вклад в подготовку программы и основных документов Конференции (Декларации, Повестки дня на XXI век, Конвенций об изменении климата и др.), в ознакомление международной общественности с концепцией устойчивого развития.[ ...]

Усилия резко улучшить ситуацию в деле охраны и управления окружающей средой на глобальном и региональном уровнях были предприняты в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, где состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств. В число трех главных приоритетов, декларированных Конференцией ООН, стали: 1) сохранение биоразнообразия, 2) противодействие потеплению климата и 3) борьба с опустыниванием. Форум призвал страны мира искать пути к переходу к устойчивому развитию.[ ...]

В июне 1992 г. Рио-де-Жанейро состоялась Вторая Международная конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию. В конференции участвовали представители 180 государств на уровне глав правительств или их полномочных представителей.[ ...]

Как известно, термин "мониторинг“ в теории и практике защиты окружающей среды появился после Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в 1972 г. При введении этого понятия акцентировалось внимание на его информационном аспекте и было рекомендовано под экологическим мониторингом понимать комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Вместе с тем существует иная точка зрения на мониторинг, нашедшая отражение в трудах И.П. Герасимова, В.Е. Соколова и других, в соответствии с которой считается, что мониторинг должен организовываться по схеме "Наблюдение-контрол ь-у правлени е".[ ...]

Перед лицом глобальной опасности изменения климата в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро странами-членами ООН была подписана рамочная Конвенция об изменении климата, которая ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 1994 года. В настоящее время Конвенция вступила в силу. Согласно статьям 4 и 12 Конвенции Российская Федерация обязана регулярно разрабатывать и представлять Конференции сторон Конвенции национальные программы и сообщения с подробным описанием политики и мер по регулированию антропогенных выбросов и стоков парниковых газов, а также мер по адаптации к изменениям климата.[ ...]

Во многих межгосударственных документах - в частности, в решениях Конференции ООН по окружающей среде и развитию - Рио-де-Жанейро (Бразилия), 1992 г., Конференции министров по процессу "Окружающая среда для Европы": первой - Добржиш (Чехословакия), 1991 г., второй - Люцерн (Швейцария), 1993 г., третьей - София (Болгария), 1995 г., четвертой - Орхус (Дания), 1998 г. отмечалось, что экологические вопросы решаются эффективно только при участии всех заинтересованных граждан .[ ...]

Конвенция о биологическом разнообразии была открыта для подписания на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 г. Российская Федерация подписала Конвенцию, а в феврале 1995 г. ратифицировала ее и активизировала деятельность по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, т.е. биологических ресурсов России. Выполнение обязательств по Конвенции - сложная межведомственная проблема, и для решения основных вопросов постановлением Правительства Российской Федерации была создана специальная Межведомственная комиссия, куда вошли руководители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представители крупных научных учреждений.[ ...]

МОНИТОРИНГ - комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Этот термин появился перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среда (июнь, 1972) в дополнение к понятию “контроль”. Большой вклад в разработку теории мониторинга внесли И.П.Герасимов, Ю.А.Изра-эль, В.Д.Федоров и др. Основными задачами мониторинга слух- т: наблюдение за состоянием биосферы, оценка и прогноз состояния природной среды, выявление факторов и источников антропогенных воздействий на окружающую среду и др. Выделяют следующие типы мониторинга: глобальный (биосферный), геофизический, климатический, биологический, экологический и др.[ ...]

Национальный план действий по реализации решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию: Проект //Зеленый мир,- 1993.-№ 19-22. М.: Прогресс, 1989.[ ...]

Для реализации Программы реформирования ПОД экологическое управление ОАО «Лукойл» рассматривается среди высших приоритетов компании и основывается на обязательности выполнения требований ПОД законодательства РФ, решений конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г) и конвенции об ОВОС в трансграничном контексте (Финляндия, 1991).[ ...]

Эта практика весьма обширна в Нидерландах, Дании, США. Во многих межгосударственных документах, в частности в решениях Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), Конференций министров окружающей среды Европы (Люцерн, 1993 г.; София, 1995 г.; Орхус, 1998 г.), неоднократно отмечалось, что обсуждение экологических проблем будет более эффективным, если в нем примут участие все заинтересованные граждане и организации. При этом необходимо партнерство и конструктивный диалог между лицами, принимающими решения, и общественностью.[ ...]

В связи с этим мировое сообщество стало проявлять небывалую активность, направленную на решение проблем охраны природы и окружающей человека среды. За последние полвека под эгидой ООН создан ряд авторитетных организаций и разработаны многообещающие международные программы, заключены важные соглашения, принят ряд ответственных документов. В частности, Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), собравшая высших руководителей 190 государств, приняла «Повестку дня на XXI век» - развернутую программу экологической ориентации развития общества. Конференция провозгласила принципы перехода всех стран к устойчивому развитию, т.е. к экономическому росту с учетом необходимости решения острых социальных проблем и сохранения благоприятной окружающей природной среды в интересах нынешних и будущих поколений. Параллельно с акциями мирового уровня принимаются различные постановления, законодательные и другие акты по охране природы и жизненной среды обитания людей на уровне отдельных государств.[ ...]

В выступлении на Всемирной встрече в Йоханнесбурге Премьер-министр Российской Федерации М. М. Касьянов отметил, что «за годы после Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро мир кардинально изменился. Жизнь подтвердила тезис о многообразии моделей устойчивого развития, одна из которых реализуется сегодня в России. Опираясь на идеи Рио, мы должны выйти на новую стадию развития, сосредотачивая усилия на обеспечении роста экономики, социального прогресса и сохранения окружающей среды согласно принципам устойчивого развития.[ ...]

В своей практической деятельности Фонд им. В.И. Вернадского следует основным положениям концепции устойчивого развития, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. Суть этой концепции составляет комплексное решение экономических, социальных и экологических проблем. Она предусматривает значительно более эффективное использование ресурсов ради всеобщей безопасности, здоровья и сохранения природы для будущих поколений. Международный опыт показывает, что использовать электроэнергию, воду, топливо и материалы можно более продуктивно, часто без дополнительных затрат и даже с выгодой. Надеемся, что поиск и реализация путей энергоресурсосбе-режения станет Вашей осознанной необходимостью, а предлагаемые учебные пособия будут этому способствовать.[ ...]

Понимание человеческим сообществом своей ответственности за происходящее на Земле и за ее будущее нашло свое выражение в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Осознание тех фактов, что земное пространство и ресурсы жизнеобеспечения ограничены, а все, что производит человеческая цивилизация - есть ни что иное, как ее отходы (возникающие первично как промышленные при производстве продукции и вторично - в виде потерявших свои потребительские свойства произведенных продуктов), привело участников конференции к закономерному выводу о необходимости изменения модели развития нашей цивилизации. Так, в главе 20 "Повестка дня на 21 век" (экологически безопасное удаление опасных отходов, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных грузов) указывается, что ".Приоритетным направлением этой программной области является минимизация отходов на всех стадиях производства путем перехода на более чистые технологии, нахождения путей утилизации или экологически безопасного уничтожения на тех же производствах, где они образуются, чтобы исключить транспортировку".[ ...]

Экологическая политика большого числа государственных и общественных организаций формируется на основе принципов деятельности, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., определивших стратегию устойчивого развития. Главной целью устойчивого развития стран является обеспечение экологической безопасности. Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности человека (личности), общества, государства и окружающей среды от реальных или потенциальных угроз антропогенного и естественного происхождения.[ ...]

Насколько известно, ни в национальном природоохранительном законодательстве зарубежных государств, ни в международных соглашениях в области охраны окружающей среды понятие «экологическая безопасность» не употребляется. Нет его и в таких новейших международных документах, как Декларация Рио и Повестка дня на XXI в., принятых Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в июне 1992 г. в Бразилии. Предметом законодательства и практической деятельности является охрана окружающей среды и регулирование использования природных ресурсов.[ ...]

Вода является основой жизни на Земле. Однако интенсивное воздействие человека на природу привело к такому загрязнению водных ресурсов планеты, что историческая «Конференция ООН по окружающей среде и развитию» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) назвала эту проблему глобальной и требующей безотлагательного решения на пути «устойчивого развития» мирового сообщества.[ ...]

Решение о разработке международных стандартов в области экологического менеджмента явилось следствием Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). С созданием в 1993 г. при Международной организации ООН по стандартизации Технического комитета «Экологическое управление» (ISO/TC 207), была начата работа по разработке международных стандартов по экологическому менеджменту - стандартов 14000. Основой для них послужили британский стандарт BS 7750, а также уже существовавшие стандарты по системам контроля качества продукции - стандарты ISO серии 9000.[ ...]

Актуальность экологических проблем, вышедшая в последнее время далеко за границы чисто научных интересов, сделала их предметом обсуждения самых различных слоев общества. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД, 1992)

Экологическую оценку природных комплексов и их компонентов осуществляют с помощью мониторинга. Термин «мониторинг» означает наблюдение, предостережение. Он был введен в литературу в 1971 г. в связи с подготовкой к Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972). Термин получил широкое распространение в экологии, в науке об охране природы. Под, мониторингом понимают систему наблюдения и контроля за состоянием природных комплексов, их эволюционными и антропогенными изменениями.[ ...]

Серьезным проявлением глобального экологического кризиса является снижение биологического разнообразия, т.е. разнообразия форм и процессов в органическом мире, проявляющегося на всех уровнях организации живой природы. Как известно, среди важных документов, рассмотренных и подписанных в Рио-де-Жанейро на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, Конвенция о биологическом разнообразии. Она выражает всеобщую озабоченность мирового сообщества утратой того, что не может быть восстановлено - большого числа видов живых существ и сокращением биологического разнообразия. Мы не знаем сегодня, сколько существует на Земле видов живых организмов. Их бесчисленное множество. По свидетельству ученых, только в тропических лесах их может быть до 30 миллионов.[ ...]

Все активнее идет осознание повышающейся ценности природных ресурсов и всего природного богатства. Люди Земли начинают понимать самоценность природы и ее уязвимость. Наиважнейшими задачами будущего экоразвития представители 179 государств на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92) назвали: сохранение биоразнообразия, сокращение выбросов парниковых газов и сохранение лесов.[ ...]

Поскольку большая часть населения Земли обитает в городах, конец XX и начало XXI века стали временем интенсивной разработки и обсуждения моделей «устойчивого развития» городов. Впервые этот термин определен (русский перевод от 1989 г.) в докладе Комиссии ООН по окружающей среде и развитию: «Человечество способно придать развитию устойчивый и долговременный характер с тем, чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности». Понятие «устойчивого» (самоподцерживающегося) развития широко распространено после конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) и подразумевает программы стабилизации численности населения и объемов промышленного производства, развитие экономики, не разрушающей природу Земли. На той же конференции была принята Конвенция о биологическом биоразнообразии.[ ...]

Во всех развитых странах качество воды является предметом особого внимания государственных органов, общественных движений, средств массовой информации и широких слоев населения. Экологическая ситуация в стране зависит не только от уровня загрязнения окружающей среды внутри национальных границ, но и от отношения к охране природы в соседних государствах. Многие правительства в основу своей политики в области охраны окружающей среды сегодня кладут принцип тесного международного сотрудничества при решении экологических проблем. Общее мнение представителей 178 государств и 30 международных организаций, собравшихся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) на Конференцию ООН по окружающей среде и развитию, выражено в ее декларации - мировое сообщество должно перейти к новой модели развития, при которой потребности нынешнего и будущих поколений будут удовлетворяться при максимальном сохранении окружающей среды.[ ...]

Термин мониторинг (М) образован от латинского слова monitor - наблюдающий, предостерегающий - так называли впередсмотрящего матроса на парусном судне. В современном понимании термин М впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (Научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 г., а уже в 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (ОС) появились первые предложения по глобальной системе Мониторинга окружающей среды (МОС).[ ...]

В настоящее время Всемирный банк приступил к третьему этапу своих экологических реформ. Первый приходился на 80-е гг. и характеризовался тем, что экологизация деятельности Банка носила преимущественно формальный характер. Декларации преобладали над практическими действиями. Второй этап связывают с Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и называют “бумом после Рио”: концепция устойчивого развития становится центральной в деятельности Банка . Третий этап только начался. Его отличительными чертами являются выполнение экологических инструкций, постоянное внимание к окружающей среде как приоритетной области, учет социальных аспектов при финансировании предлагаемых проектов.[ ...]

С середины столетия все большее значение приобретают исследования в области биосферологии, начатые В.И. Вернадским (1863-1945) еще в 20-х годах. Одновременно общеэкологические подходы распространяются на эко-лоппо человека и факторы антропогенных воздействий. Ярко выступает зависимость экологического состояния различных стран и регионов планеты от развития экономики и структуры производства. Быстро растет дочерняя об ласть экологии - наука об окружающей человека среде с ее прикладными отраслями. Экология оказывается в центре острых общечеловеческих проблем. Это подтвердили в 60-х - начале 70-х годов исследования В. А. Ковды по техногенному воздействию- на земельные ресурсы, разработки Н. Н Моисеева пб модели «ядерной зимы», труды М. И. Будыко по техногенным воздействиям на климат и по глобальной экологии. Большую роль сыграли доклады Римского клуба - коллектива авторитетных специалистов по системной динамике и глобальному моделированию (Дж. Форрестер, Д. Медоуз, М. Месарович, Э. Пестель), а также представительная Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Стокгольме в 1972 г.. Ученые указывали на угрожающие последствия неограниченного антропогенного воздействия на биосферу планеты и на тесную связь экологических, экономических и социальных проблем.[ ...]

Целью экологической сертификации является создание механизма оценки лесоводственных систем. Она предполагает разработку критериев и индикаторов, ио которым можно судить, насколько проведение лесоводственных мероприятий соответствует правилам ведения лесного хозяйства и экологических стандартов. Для многих стран Европы и Северной Америки (Германии, Австрии, Финляндии, Канады и др.) критерием экологичности считаются лесоводственные системы, которые гарантируют лесовосстановление в естественной среде. Конференция ООН по окружающей среде и развития в Рио-де-Жанейро (1992 г.), Хельсинкская (1993 г.) и Монреальская (1994 г.), по существу, явились началом преобразований, связанных с введением экологической сертификации систем управления лесами (в том числе и лесоводственных систем) и лесной продукцией на рынке путем ее экологической маркировки.

Во второй половине 20 века прошли Международные конференции, которые сыграли заметную роль в осознании человечеством серьезности экологических проблем:

· Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде 1972 г .
Она стала поворотным пунктом в экологической политике государств и международного сообщества. Она состоялась в г. Стокгольме 5-16 июня 1972 г. и приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий.

Декларация принципов включает 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды в настоящее время и на перспективу. Среди этих принципов следует отметить главные:

· право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;
· сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;
· экономическое и социальное развитие, имеющее решающее значение для улучшения окружающей среды (в отличие от теории ограничения роста, требующей остановить развитие для сохранения качества среды);
· суверенность прав государств на разработку собствен природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде;
· необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества;
· избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

План мероприятий содержит 109 пунктов. В них решаются организационные, экономические, политические вопросы охраны окружающей среды и взаимоотношений государств и международных организаций.

По решению конференции был организован постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), образован Фонд окружающей среды;

5 июня провозглашено Всемирным днем окружающей среды.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе проходило в г. Хельсинки в августе 1975 г. с участием всех европейских стран, США и Канады (за исключением Албании). Совещание приняло Заключительный акт, в котором наряду с политическими вопросами обеспечения безопасности были вопросы экологической безопасности.

Окружающей среде посвящен пятый раздел Заключительного акта. В нем определяются цели, области, формы и методы экологического сотрудничества государств. В частности, международное экологическое сотрудничество имеет такие области сотрудничества, как борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды, охрана почвы, заповедников, окружающей среды в городах, намечены фундаментальные исследования по экологии.

В числе форм и методов такого сотрудничества предлагались: обмен информацией, организация конференций, обмен научными работниками, совместные разработки проблем охраны окружающей среды.

В плане реализации хельсинских решений странами- участниками впоследствии было принято несколько документов по предотвращению загрязнения окружающей среды. В частности, Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха (1979 г.) и Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), ряд других документов.

Организация выполнения обязательств, вытекающих из решений этих конвенций, возлагается на Минприроды России. Функции по оповещению об аварии и действия по ликвидации последствий промышленных аварий возлагается на Министерство по делам гражданской обороны и ЧС РФ.

· Венская встреча представителей государств - участников СБСЕ (ноябрь 1986 г). Наряду с политическими вопросами выполнения Заключительного акта СБСЕ на этой встрече было уделено внимание состоянию окружающей среды и степени выполнения хельсинских договоренностей в части ее охраны. В Итоговом документе содержатся следующие рекомендации:

· сокращение выбросов серы до 1995 г. на 30 %, снижение выбросов углеводородов и других загрязнителей;
· разработка соответствующих методов, альтернативных захоронению опасных отходов в море;
· обмен информацией по потенциально опасным химическим веществам, включая оценку риска для здоровья и окружающей среды;
· укрепление и развитие совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей на большие расстояния в Европе, (ЕМЕП);
· поощрение мер по сокращению производства озоноразрушающих веществ;
· исследование явлений глобального потепления климата и роли при этом выбросов двуокиси углерода и газов.

· Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3-14 июня 1992 г, Рио-де-Жанейро)

Организованная для подведения итогов двадцатилетней охраны окружающей среды после Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., Конференция собрала около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира.

Основные решения ее:
· Декларация, где сформулированы принципы политики охраны окружающей среды и развития;
· Повестка дня на XXI век, представляющая собой обширную программу действий на предстоящее столетие;
· Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон;
· Конвенция по климату;
· Конвенция об охране биологического разнообразии.

Решено было образовать Комиссию ООН по окружающей среде и развитию для разработки проекта Конвенции по пустыням и засушливым зонам.

Содержит основные принципы экологически корректного поведения мирового сообщества и государств на современном этапе. С точки зрения ООН и участников Конференции, основанная на этих принципах национальная внутренняя и внешняя экологическая политика государства будет способствовать обеспечению национального и международного экологического порядка.

В Декларации Рио определяются цели, для которых эти принципы провозглашаются. Основные из них - налаживание нового и равноправного сотрудничества в масштабах всего мира путем установления новых уровней сотрудничества между государствами и народами; определение перспектив развития международного права окружающей среды; развитие национального законодательства в области окружающей среды и установление мер, которые могут быть наиболее полезными для поддержания благоприятного состояния окружающей среды и ее восстановления.

Декларация Рио по окружающей среде и развитию [по 56]:

Принцип 1
. В центре внимания непрерывного развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Принцип 2 . Государства, в соответствии с Уставом ООН и принципами международного права, обладают суверенным правом эксплуатировать свои природные богатства, проводя свою собственную политику в вопросах окружающей среды и развития, и несут ответственность за то, чтобы деятельность, находящаяся под их контролем, не наносила ущерба окружающей среде в других странах или районах за пределами национальной юрисдикции.

Принцип 3 . Право на развитие должно быть реализовано таким образом, чтобы удовлетворять потребности в развитии и сохранении окружающей среды нынешнего и будущих поколений.

Принцип 4 . Для того чтобы добиться устойчивого развития, охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Принцип 5 . Все государства и все народы должны сотрудничать в достижении важной задачи по искоренению бедности и нищеты. Это является обязательным условием устойчивого развития. Цель такого сотрудничества заключается в том, чтобы уменьшить разрыв в уровне жизни и в большей степени удовлетворять потребности большинства народов мира.

Принцип 6 . Потребности развивающихся стран, прежде всего наименее развитых, и тех, окружающая среда которых наиболее уязвима, должны иметь особый приоритет. Международные действия в области защиты окружающей среды и развития должны также отвечать интересам и нуждам всех стран.

Принцип 7 . Государства должны сотрудничать в духе всемирного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли. Имея в виду тот факт, что разные государства в разной степени ответственны за загрязнение окружающей среды, они несут общую, но не одинаковую ответственность за это. Развитые страны признают ту ответственность, которую они несут, участвуя в международных усилиях с целью достижения устойчивого развития, с учетом того, какое давление они оказывают на окружающую среду, и той технологии и тех финансовых возможностей, которыми они располагают.

Принцип 8 . Для того чтобы добиться устойчивого развития и более высокого уровня жизни для всех народов, государства должны уменьшить и исключить не способствующие устойчивому развитию модели производства и потребления, а также должны проводить надлежащую демографическую политику.

Принцип 9 . Государства должны сотрудничать с целью укрепления внутренней способности к достижению устойчивого развития путем улучшения взаимопонимания в области науки посредством обменов научными и техническими знаниями и путем поощрения разработки, прикладного использования, распространения и передачи технологий, включая новые и инновационные технологии.

Принцип 10 . Вопросы защиты окружающей среды решаются успешнее всего при участии в этом процессе всех заинтересованных граждан. На общенациональном уровне каждый гражданин должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды и которой располагают государственные органы, включая информацию об опасных материалах и о работах, проводимых в районе их проживания, связанных с риском и опасностью Они должны также иметь возможность участвовать в процессе принятия решений. Государства должны информировать и способствовать большей информированности общественности, а также способствовать ее участию в решении этих вопросов, обеспечив широкий доступ к информации. Должен быть обеспечен эффективный доступ к юридическим и административным механизмам, включая возмещение ущерба и возможность судебной защиты.

Принцип 11 . Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать ситуацию в области охраны окружающей среды и развития, в которой они будут реализовываться. Нормы, вводимые некоторыми странами, могут оказаться неподходящими или неприемлемыми с экономической и социальной точек зрения для других стран, в частности для развивающихся.

Принцип 12 . Государства должны сотрудничать с целью развития эффективной и открытой международной экономической системы, которая обеспечила бы экономическое и устойчивое развитие во всех странах и более эффективное решение проблем, вызванных загрязнением окружающей среды. Меры торговой политики, связанной с достижением целей по охране окружающей среды, не должны вести к произвольной или необоснованной дискриминации, равно как и к скрытым ограничениям международной торговли. Следует избегать односторонних шагов при решении экологических проблем за пределами юрисдикции страны-импортера. Меры по охране окружающей среды, направленные на решение региональных или глобальных, должны, настолько это возможно, приниматься на основе международного консенсуса.

Принцип 13 . Государства должны разработать национальное законодательство, касающееся ответственности и компенсаций тем, кто пострадал от загрязнения окружающей среды и другого экологического ущерба. Государства должны также оперативно и более настойчиво сотрудничать в том, что касается дальнейшей разработки международного права в области ответственности и компенсации за урон окружающей среде, вызванный действиями на территории, находящейся под их юрисдикцией или контролем, которые привели к ущербу за пределами этой территории.

Принцип 14 . Государства должны эффективно сотрудничать в том, что касается недопущения действий, связанных с переводом на территорию других государств любых видов деятельности, равно как и с перевозкой любых материалов, которые могут нанести серьезный ущерб окружающей среде или способны нанести вред здоровью людей.

Принцип 15 . С целью защиты окружающей среды государства в соответствии с имеющимися у них возможностями должны принимать широкие меры предосторожности. В случаях существования опасности серьезного или непоправимого ущерба недостаток полной научной информации не должен служить причиной для отсрочки эффективных с точки зрения издержек мер по предотвращению загрязнения окружающей среды.

Принцип 16 . Национальные власти должны прикладывать усилия к тому, чтобы добиваться интернационализации затрат на охрану окружающей среды, и использовать экономические инструменты, исходя из того, что сторона, действия которой привели к загрязнению окружающей среды, обязана в принципе возмещать расходы, связанные с нанесенным ущербом. При этом следует учитывать интересы общества и не причинять вреда международной торговле и капиталовложениям.

Принцип 17 . Одним из инструментов национальной политики должна быть оценка возможных последствий для состояния окружающей среды в результате действий, которые могут оказать на нее существенное негативное влияние. Решения по этим вопросам должны приниматься компетентными национальными органами.

Принцип 18 . Государства должны немедленно извещать другие государства о любых природных катастрофах и иных чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным отрицательным последствиям для окружающей среды этих государств.

Международное сообщество должно предпринимать все возможное: того, чтобы оказать таким государствам помощь.

Принцип 19 . Государства обязаны заранее и вовремя предоставлять тем государствам, которых это может непосредственно касаться, информацию о действиях, способных привести к серьезному отрицательному воздействию на окружающую среду за границей, и должны консультироваться с другими государствами на ранней стадии, ничего не скрывая.

Принцип 20 . Женщины играют чрезвычайно важную роль в решении проблем, связанных с охраной окружающей среды и развития. Поэтому их полноправное участие в этой деятельности имеет важное значение.

Принцип 21 . Творческая энергия, идеалы и смелость молодежи должны быть направлены на то, чтобы установить глобальные отношения партнерства с целью достижения устойчивого развития и гарантий лучшего будущего для всех.

Принцип 22 . Коренное население и его общины, а также представители иных местных общин играют чрезвычайно важную роль решении проблем охраны окружающей среды и развития в связи имеющимися у них знаниями и традиционными видами деятельности. Государства должны признавать и соответствующим образом поддерживать их национальные отличительные черты, культуру, интересы и обеспечивать им эффективное участие в достижении развития.

Принцип 23 . Подлежат защите окружающая среда и природные ресурсы народа, находящегося в условиях порабощения, господства другого народа и оккупации.

Принцип 24 . Война по сути своей подрывает устойчивое развитие. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды в период вооруженных конфликтов, и сотрудничать с целью его дальнейшей разработки по мере необходимости.

Принцип 25 . Мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы.

Принцип 26 . Государства должны разрешать все свои споры, связанные с охраной окружающей среды, мирно и надлежащими способами в соответствии с Уставом ООН.

Принцип27 . Государства и народы должны честно сотрудничать в духе партнерства в деле претворения в жизнь принципов Декларации Рио и при дальнейшей разработке международного права, касающегося устойчивого развития.

С учетом общепризнанности принципов, содержащихся в Декларации Рио, они являются источниками природоохранной деятельности правительств различных государств, и их выполнение в процессе национальной и международной природоохранной деятельности может служить критерием оценки правильности и обоснованности такой деятельности. Основываясь на решениях Конференции в Рио Президентом России 1 апреля 1996 г. был подписан Указ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» .

В июне 1997 г. в Нью- Йорке состоялась очередная Сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды и развитию, посвященная обсуждению итогов 5- летнего периода по становлению устойчивого развития человечества (5 лет после Рио).

В сентябре 2002 прошел Всемирный саммит «Рио + 10» в Йоханнесбурге.

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВЫПОЛНЕНА

СТУДЕНТКОЙ

ГРУППЫ Э-31(2)

ГОРЕВОЙ ТАТЬЯНОЙ

МИХАЙЛОВНОЙ

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

КУЗНИЦЫН М. А.

План

I. Основные международно-правовые документы в области охраны окружающей среды.

II. Стокгольмская конференция по окружающей среде 1972 года:

1) от осознания к принятию решений;

2) Стокгольмская декларация.

III. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 года:

1) позиции стран-участников Рио-92;

2) преамбула к Повестке дня на XXI век;

4) результаты работы конференции.

IV. Всемирная конференция ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге 2002 года:

1) краткая характеристика Саммита;

2) выступление Премьер-министра РФ М.М. Касьянова;

3) Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию.

V. Конференции ООН и их роль в охране окружающей среды.

Основные международно-правовые документы в области охраны окружающей среды

Главной целью охраны окружающей среды является в конечном счете установление гармонии между развитием человечества и благоприятным состоянием окружающей среды. Достижение этой цели в теоретическом аспекте требует ответа на ряд сложных вопросов, таких как: 1) насколько изменения качества окружающей среды, происходящие под влиянием развития человечества, угрожают физическому существованию самого человечества; 2) способны ли люди предотвратить наступление экологического кризиса; 3) что необходимо предпринять, чтобы решить проблему охраны окружающей среды, гарантировать право человека на благоприятную окружающую среду? Природа не признает государственных и административных границ, и усилия одного или нескольких государств не могут предотвратить экологического кризиса и дать ощутимых результатов в данной области. Понимание этих процессов диктует тенденции и принципы охраны окружающей среды. К основным международно-правовым источникам в области охраны окружающей среды относятся международные конвенции, договоры, соглашения, резолюции и документы международных организаций в части охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Важнейшее место в этом ряду отводится резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. Право окружающей среды тесно связано с морским, атомным, космическим и другими отраслями международного права. Всеобщая декларация о правах человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., не отразила прямо права людей на благоприятную природную среду, что в то время соответствовало относительно слабо выраженным отрицательным воздействиям окружающей среды на здоровье человека и распространенным взглядам. Представлялось вполне достаточным зафиксировать права человека на охрану жизни и здоровья. 18 декабря 1962 г. принимается резолюция "Экономическое развитие и охрана природы", в которой были одобрены инициатива и рекомендации, предложенные ЮНЕСКО. Данная резолюция выделяла три основных положения:

во-первых, целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов флоры и фауны;

во-вторых, интеграция термина "охрана природы" в более широкий термин "охрана окружающей среды";

в-третьих, концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития.

Затем, 3 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, в которой отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека и надлежащего экономического и социального развития. Эволюция взглядов в данной области сопровождалась жесткими спорами и дискуссиями. Так, американский ученый Норман Э. Борлоуг, лауреат Нобелевской премии, получивший ее за вклад в "зеленую революцию", выступил против запрещения ДДТ и других ядохимикатов, критикуя призывы к ограничению вмешательства в окружающую среду. Он декларирует, что, не дав себе труда подумать, так называемые "защитники" природы и окружающей среды, а также слабо информированные люди, работающие в средствах массовой информации, начали крестовый поход с целью добиться запрещения сельскохозяйственных химикатов - пестицидов и удобрений. Мигель А. Оскорио де Альмейра, глава Бразильской делегации на Стокгольмской конференции, подверг сомнению обоснованность тревоги по поводу окружающей среды. Суть его выступления заключалась в следующем. Нам грозят таянием полярных льдов, за которым последует затопление многих крупных городов. Нам грозят истощением запасов кислорода на земле, вызванным чрезмерным его потреблением. Нам грозят раковыми заболеваниями. Нам грозят голодом. Слушая все эти ужасные пророчества, разумно задать вопрос: сколь велика их вероятность и как скоро все это может произойти? Что касается сроков осуществления этих пророчеств, то если речь идет о ближайшем десятилетии, необходимо предпринимать какие-либо действия. Если же, однако, мы имеем еще сто лет, то у нас есть время расширить и углубить наши знания, а значит, сократить риск возможных ошибок при решении данной проблемы. Если же это сотни тысяч или миллионы лет, то давайте просто забудем об этом - такой вывод он делает. Впервые принципы международного экологического сотрудничества были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 г. В этом документе в виде преамбулы сначала приведены рассуждения о сущности и причинах глобальной экологической проблемы, которые объясняют необходимость нового направления международного сотрудничества - сотрудничества в области охраны окружающей среды. Затем сформулированы 26 принципов, начиная с провозглашения основополагающего - права человека на жизнь в такой окружающей среде, "качественная сторона которой делает возможным достойный и благополучный образ жизни". Следующим шагом систематизации международно-правовых принципов охраны окружающей среды и регулирования природопользования была Всемирная хартия природы (ВХП), которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и торжественно провозглашена в резолюции от 28 октября 1982 г. Как и другие обычные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, названные выше декларации не имеют обязательной юридической силы, носят рекомендательный характер. Но их значение весьма велико, поскольку они приняты непосредственно Генеральной Ассамблеей ООН, обладающей самым высоким авторитетом, олицетворяющим волю всего человечества. В отличие от Стокгольмской декларации, Всемирная хартия природы принята и торжественно провозглашена путем голосования. Из 130 государств, представители которых участвовали в заседании Генеральной Ассамблеи ООН при рассмотрении данного вопроса, 111 государств проголосовали за резолюцию, 18 - воздержались и одно государство - США - проголосовало против. В содержании Всемирной хартии природы имеется определенное повторение принципов Стокгольмской декларации. Но в чем-то она идет дальше по пути генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Это видно из сравнения ряда положений Декларации и Хартии. В сентябре 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений". Резолюция призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке мероприятий по охране окружающей среды. В новейшем понимании принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды изложены в Декларации по окружающей среде и развитию, которая была единодушно принята участниками конференции ООН, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия). В Декларации Рио-де-Жанейро говорится, что Конференция ООН по окружающей среде и развитию, будучи созвана с 3 по 14 июня 1992 г., подтверждая Декларацию Конференции ООН по проблемам окружающей среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 г., и стремясь развить ее, преследует цель установления нового, справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми, прилагая усилия для заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы окружающей среды и развития, признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома. По правовому и смысловому значению декларируемые принципы охраны окружающей среды можно подразделить на девять групп, во главу которых нужно определить принципы, утверждающие право граждан на благоприятную окружающую среду, хотя еще 20 лет назад приоритет отдавался суверенитету государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Итак, первая группа включает принципы, закрепляющие приоритеты прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и области окружающей среды. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Принцип 2 Стокгольмской декларации провозглашает, что природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.

Loading...Loading...