История. Мытищи. Водопроводы Водоподъёмные машины Мытищинской насосной станции

Мыти́щинский водопрово́д первый городской водопровод в системе водоснабжения Москвы. Строительство началось в 1781, начал действовать в 1804. Источник — подрусловые воды в верховьях р. Яузы, недалеко от села Большие Мытищи. Вода из бьющих из земли ключей поступала в кирпичные бассейны, из них — в самотёчную подземную кирпичную галерею-водовод протяжённостью около 16 км, далее через долину р. Яузы по Ростокинскому акведуку в район Сухаревской площади и далее к Самотёчной площади. В конце водовода на Трубной площади был сооружён бассейн с фонтаном, а на Неглинной улице — два фонтана для разбора воды. Первоначально из мытищинских источников забиралось 4,3 тыс. м 3 воды в сутки.В 1826 из-за многочисленных просадок галереи-водовода приступили к перестройке водопровода по проекту инженера Яншина, которая закончилась в 1830. У села Алексеевского была построена водокачка (впоследствии Алексеевская насосная станция имени В.В. Ольденбергера), подававшая воду в бак, установленный во втором ярусе Сухаревой башни. Отсюда вода по трубам направлялась к пяти фонтанам: Шереметевскому (около Сухаревой башни), Никольскому (на Лубянской площади), Петровскому (на Театральной площади), Воскресенскому (Воскресенская площадь, у входа в Александровский сад), Варварскому (на Варварской площади). В 1853—58 Мытищинский водопровод был перестроен по проекту и под руководством А.И. Дельвига. Верхнюю кирпичную галерею заменили чугунными трубами, мощность водопровода увеличилась до 6 тыс. м 3 воды в сутки. В 1892 для забора воды были пробурены 50 скважин глубиной до 30 м, соединённые общей всасывающей трубой. Вода начала подаваться в Крестовские водонапорные башни, на которых на высоте 30 м от земли были установлены железные баки ёмкостью 1900 м 3 . Далее вода распределялась по городу сетью труб общей протяжённостью 120 км. В 1935 подача воды Мытищинского водопровода составляла 40 тыс. м 3 в сутки. С 1960 Мытищинский водопровод подаёт воду только в г. Мытищи.

Для начала парочку легенд.
Легенда 1-я про Громовой ключ. Якобы во время страшной грозы во второй половине 18-го века ударила молния в землю и забил из этого места водяной фонтан высотой 3 метра. Случилось это неподалёку от того места, где сейчас находятся остатки села Большие Мытищи. А поскольку молния сопровождается громом, ключ этот назвали Громовым. Может потому, что Молниевый - это как-то не по-русски. И вроде даже учёные подтвердили, что молния, действительно, могла пробить слой глины, удерживающей воду, и знаю я, что вода "притягивает" небесное электричество, всё равно сомнения меня не покидают. Местность там равнинная, оврагов нет, и каким образом мог поучиться фонтан высотой 3 метра - не понимаю. Ну да ладно, легенды они на то и легенды, чтобы было красиво. Ключ есть, вода есть.
Легенда 2-я. Ехала как-то Екатерина II в Троице-Сергиеву лавру. И захотелось ей пить. И поднесли ей крестьяне водички вкусной мытищинской. И так понравилась ей эта вода, что повелела она построить водопровод для снабжения Москвы вкусной мытищинской водичкой. Здесь тоже есть вопросы. Цари-императоры наши в придорожных забегаловках не питались и не поились, так как боялись, что их отравят, и воду питьевую возили с собой. Но в нашем случае по традиционному российскому разгильдяйству бочка с водой где-то подотстала, а императрицу поить надо во избежание гнева. Так вот и возник бренд "Мытищинская вода". Ну и местный народец начал делать на этом бренде свой маленький бизнес - поить жаждущих водичкой и чайком.
Многое делалось для поддержания этого самого бренда. Вплоть до того, что городская администрация заказала Перову картину на тему "Чаепитие в Мытищах"

Возможно, что и чайные короли Перловы тут подсуетились - хорошая реклама!

2. И герб Мытищ посвящён воде и водопроводу.

Ну а теперь от легенд предлагаю перейти непосредственно к водопроводу.
Итак, первый водопровод построен по указу Екатерины II в 1779-1804 годах и назван в её честь Екатерининским. Водопровод питался из 43 ключевых бассейнов и представлял из себя кирпичную галерею длиной 22 версты. Вода шла самотёком до водоразборного бассейна на Трубной площади с отводом к Кузнецкому мосту. Проектная производительность составляла 300 тысяч вёдер в день, по факту до конца доходило 40 тысяч вёдер. Металлические трубы тогда делать ещё не умели, промышленных гидроизоляционных материалов тоже ещё не было, поэтому большое количество воды просто фильтровалось сквозь кирпичную кладку. Перепад высот по длине водопровода составлял всего 44 метра, т.е. 2 метра на версту. Задачка выдержать равномерно уклон при том, что приходилось пересекать естественные преграды, была весьма непростой. Задачку эту решал военный инженер Фридрих Бауэр, а после его смерти - инженер Иван Герард. На строительстве трудились в основном солдаты. Когда началась русско-турецкая война, солдат отправили на фронт и стройка затормозилась.
Фрагментов галереи осталось очень немного. Уже в недавние времена при расширении МКАД уничтожен переход через Ичку, при реконструкции Ярославского шоссе фрагмент галереи в районе моста через Яузу, участок в Мытищах при реконструкции теплотрассы.
3. Схема верхней части первой нитки.


Дорогу на Громовой ключ, с которого всё начиналось, мне показали, но тропы в лесу ещё не просохли, и пришлось отложить его посещение на потом.
4. Но удалось посмотреть мостик через водоотводный канал.


С виду обычный мост через канаву. По нему проходит асфальтовая дорога, ездят автомобили. И, если не знать, что там внизу, то и внимания на него не обратишь. Что я, собственно, неоднократно и делал.
5. А внизу - кладка 1779-го года.


На мой взгляд, кладку подновляли в более поздние времена. Но, тем не менее, качество кирпича позволяет этому мостику стоять больше 200 лет.
6. Вверху можно заметить своего рода сосулечки.


Но, на самом деле, это самые настоящие сталактиты, только маленькие.
7. А это водоотводной канал.


8. Водосборный бассейн № 12, вернее его остатки. На схеме он есть.


9. А лучше всего, конечно сохранилась та часть водопровода, которая проходила по Ростокинскому акведуку.


Строить начали при Екатерине II, закончили при Павле I, а при Николае I уже потребовалась серьёзная реконструкция. Вот только Александр I руку свою императорскую не приложил. Да ладно. ему простительно - он с Наполеоном воевал, ему не до водопровода было.
Так вот - самой слабое место оказалось в Сокольниках - там галерея проходила под землёй и вода с болота просачивалась в водопровод, что серьёзно ухудшало качество мытищинской воды.
10. В Сокольниках я видел только это болото.


Мало того, галерея в районе Сокольники - Красное село вообще обвалилась, перекрыв подачу воды.
В связи с этим решили в селе Алексеевском построить водоподъёмную станцию с двумя паровыми машинами.
11. Это как раз недалеко от акведука.


И от Алексеевского уже провели водоводы в Кремль, Воспитательный дом, бани, театр. Кстати, сохранившийся фонтан у Большого театра - часть той самой водораздаточной системы. Другие фонтаны располагались на Лубянке, Сухаревке, Варварке, Никольской, Александровском саду. А остался только один - у Большого.
Но и этого Москве не хватало, а чистая вода нужна была ибо чума и холера в грязной-то водичке очень хорошо себя чувствовали. И при Александре II затеяли ещё одну реконструкцию.
Увеличили мощность насосов в Алексеевском, от Мытищ до Москвы положили чугунные трубы. В трубы вода подавалась насосами, для этого установили две паровые машины в Мытищах.
12. Если выйти из ворот водонасосной станции и пойти прямо, можно разглядеть следы бывшей прямой дороги в Мытищи.

Скорее всего, вторая нитка шла именно по этому месту.
Дорога ушла под воду когда в 1970-е уровень воды в Яузе подняли и образовался обширный водно-болотный комплекс. Сделано это было чтобы затопить торфяные выработки и видимо после горячего лета 1972-го года. Тогда, как и в 2010-м горели торфяники по всему центру страны.
Говорят, что по этой дороге можно и сейчас пройти в болотных сапогах, но она с тех пор сильно заросла, а продираться через кусты удовольствие ниже среднего. В Викимапии это место обозначено как старая дорога.

13. В 1890-1900 годы была построена новая нитка водопровода, и пошла она по другому маршруту. От станции её повели на запад, и пересекала Яузу она в месте, с которого велась съёмка.


Новый водопровод состоял уже из чугунных труб диаметром 600мм. Вода в него подавалась под давлением, создаваемым насосами, приводимыми в действие паровыми машинами.
14. В Москве конечной точкой были две водонапорные башни на Крестовской площади - в самом начале Ярославского шоссе.(фото из Википедии)


От этих башен вода самотёком поступала потребителям. Производительность водопровода была уже 1,5 млн вёдер в сутки по каждой из двух труб. Авторы проекта Зимин, Забаев, Дункер.
15. Вот этот мост, названный Чугунным.


Когда в 1937-м году был построен канал им. Москвы и Восточный водопроводный канал, (
) проблема со снабжением Москвы водой была решена и Мытищинский водопровод потерял своё значение. Крестовские башни были разобраны в 1939 году при расширении Ярославского шоссе.
В следующей, заключительной части рассказа сходим на сохранившуюся водонасосную станцию, основные здания которой построены тем же архитектором, который строил Крестовские башни - Максимом Карловичем Геппенером.
Часть 1.
Часть 2. Водопровод.
Часть 3. Водопроводная станция.

Мытищинский водопровод является первым водопроводом в России, который провели из пределов г. Мытищи в Москву в 1779-1804 гг. Его происхождение относится к временам императрицы Екатерины 2 , когда река Москва уже была не годна для использования, так как была грязной, из-за сточных вод фабрик. А одна бочка воды стоила тогда 50 копеек, что было очень дорого. Все это привело к тому, что Екатерина 2 издала указ в 1779 году генералу-поручику Ф.В. Бауэру построить водопровод в Москве. В долине Яузы местность была низкая, а Москва стояла на семи холмах.
По одному преданию Бауэр и инженер Герард придумали построить Акведук. По другому преданию Екатерина 2, будучи в Москве, совершая паломничество в Лавру и сделав остановку в Мытищах, заметила, что там очень хорошая ключевая вода и велела подвести ее к Москве. Также говорят, что вода та обладала особым вкусом Громового ключа, который возник от удара молнии.
Людей собралось на строительство Акведука огромное количество. Командующий Московским воинским гарнизоном князь Волконский должен был ежедневно выделять на строительские работы по 400 солдат.В 1783 году строительство подземной галереи перешло к дивизионному квартирмейстеру Логину Герарду, а водяные работы перепоручили генералфельдмаршалу З.Г.Чернышову, так как Бауэр умер. В 1787 году началась Русско-Турецкая война, из-за которой строительство прекратилось на 11 лет, а после ещё 7 лет мост достраивался. Всего потребовалось на строительство моста 25 лет, прежде чем народ заликовал «Пей, Москва». Сам белокаменный мост состоит из 21 арки длиной 356 м, несущий канал водовод шириной 0,9 м, высотой 1,2 м.
28 ноября 1804 года мытищинская вода пришла в Москву. Водопровод был самотечный и использовал естественный уклон от Москвы до Мытищ на которой находились два разборных бассейна. Вода перетекала по специальному кирпичному лотку и для пользования выходила из чугунного водоёма диаметром 22 дюйма через два фонтана, устроенных на его пути, и вертикальную трубу или «припорный столб» в конце пути.
Через некоторое время после открытия водопровода, произошел конфуз: текущая по подземному кирпичному водоводу, а затем по Ростокинскому акведуку мытищинская вода до города не доходила – в подземные галереи натекала вода от Сокольнических ключей. Разгадка являлась в том, что строители моста надеялись на то, что дерево, постоянно лежащее в воде, не гниёт и из-за этого основание кирпичной галереи они устроили на дубовых брусьях. Из-за того, что галерея строилась долго, дубовые брусья сгнили, и кирпичная кладка просела, а мытищинская вода стал утекать сквозь трещины и провалы. В 1826 году кирпичная галерея полностью провалилась, и водопровод прекратил своё существование. Ремонт шёл 4 года, а после в Москву пришла уже настоящая Мытищинская вода.
Общая стоимость работ по строительству первого в Москве водопровода составляет 4 183 000 рублей. Поэтому его и стали называть миллионным мостом», и ближнюю ему улицу в тогдашнем селе Богородском называли Миллионной.
В настоящее время Мытищиские ключи уже давно не поят жителей Москвы, хотя сам водопровод ещё существует. В самой Москве память о первом водопроводе хранит Ростокинский акведук, который Екатерина 2 в 1785 году назвала самой лучшей постройкой в Москве.

Источники информации.

Оригинал взят у alex_avr2 в Третий мытищинский водопровод

Недавно московскому водопроводу исполнилось 212 лет. Все эти годы водопровод непрерывно развивался преодолев путь от крохотной кирпичной галереи до современной огромной сети водоснабжения Москвы, которая раскинулась на несколько регионов. Сегодня я расскажу про один из самых интересных с точки зрения инженерной истории этапов развития водопровода на рубеже 19-20 веков, когда технологии менялись с огромной скоростью, паровые двигатели соседствовали с электромоторами, а футы с аршинами, дюймами и саженями.


Я уже обзорно рассказывал про общую историю московского водопровода (часть 1 , часть 2), поэтому тут дам лишь самое краткое описание, а подробности можно почитать по ссылкам.

Первый общегородской водопровод в Москве был запущен в 1804 году и был полностью самотечным - вода текла по кирпичным галереям .

Начинался он в районе нынешних Мытищ, около верховий Яузы, из естественных ключей, которые давали чистую воду. Производительность этого водопровода была примерно 200 000 ведер в сутки (объем воды в водопроводе и канализации Москвы измерялся в ведрах до 50х годов 20 века, одно ведро равняется 12-ти литрам). Ввиду конструктивных недостатков, полноценно этот водопровод никогда не работал - большая часть чистой воды терялась через трещины галереи по пути в Москву, зато вместо нее в галерею проникала грязная грунтовая вода, преимущественно из района Сокольников. Некоторое время галерею латали, но в 1820х годах ее самую ветхую часть продублировали чугунной трубой диаметром 20 дюймов, а в 1850х она была продублирована полностью от Мытищ до центра Москвы. Так появился второй мытищинский водопровод с производительностью около 500 000 ведер в сутки. Однако, к концу 19 века производительности и этого водопровода перестало хватать - Москва быстро росла, воды требовалось все больше и больше. И тогда было принято решение построить третий мытищинский водопровод фактически с нуля. Про него сегодня и пойдет речь.

Устройством третьего мытищинского водопровода занялся Зимин Николай Петрович . Работы были разделены на несколько этапов, растянувшихся более чем на десять лет. Первый строительный период проходил в 1890-1893 годах, второй в 1897-1906 годах. А в 1908 году за авторством Зимина была выпущена следующая книга:

С большим удивлением было обнаружено, что скан этой книги сделан компанией Google, а один из экземпляров хранится в Гарварде.

Далее я буду давать множество выдержек из этой книги, т.к. на мой взгляд она крайне интересна с инженерной точки зрения, позволяя ощутить дух того времени. Целиком книжку можно скачать по сслыке .

Итак, к концу 19го века воды второго мытищинского водопровода перестало хватать и было принято решение построить третий водопровод с производительностью 1 500 000 ведер в сутки. Водопровод состоял из нескольких ключевых сооружений.

Голубым цветом на карте обозначена водоподъемная станция в Мытищах, где собственно и происходил забор артезианской воды. Зеленым показана Алексеевская водокачка и Алексеевский запасной резервуар. Красным кружком обозначено место где находились Крестовские водонапорные башни, а красной линией сама линия водопровода. Кроме этого в центре города была проложена протяженная сеть водопроводных труб.

Водопроводная станция в Мытищах

Изначально вода в Мытищах появилась можно сказать сама. Из под земли били ключи с чистой водой. При строительстве первого самотечного водопровода эти ключи просто обустроили - построили кирпичные бассейны и проложили от них трубы к кирпичной галерее.

Однако, производительность естественных ключей была не высока. Также небольшой была и пропускная способность самотечной галереи. Для повышения производительности в конце 19 века было решено пробурить скважины и выкачивать воду из под земли с помощью паровых машин. Эти же машины должны были подавать воду в две напорные трубы диаметром 24 дюйма, идущие в город.

Для реализации проекта на территории будущей станции был пробурен ряд скважин, которые были соединены одной общей трубой, подключенной к паровым машинам установленных в машинном здании. Пар в машины подавался от паровых котлов установленных в том же здании и питавшихся нефтью из специальных резервуаров.

Машинное здание первого этапа строительства в наши дни:

И в 19 веке:

Внимательный читатель заметит, что здание достраивалось. Это свойственно практически всем сооружениям московского водопровода.

А вот и один сохранившийся (из двух) нефтяной бак из клепанной листовой стали. Сейчас используется как склад.

Нефть возили лошадями:

В 1892-1893 годах водопровод был запущен в эксплуатацию, но уже на тот момент его производительности не хватало - Москве требовалось почти в два с половиной раза больше воды - 3 500 000 ведер в сутки, поэтому станцию решили расширять, построив второе машинное здание и установив дополнительные паровые машины с насосами. Однако тут встала большая проблема. Дело в том, что принудительное откачивание воды из скважин приводило к тому, что уровень грунтовых вод понижался, что в свою очередь приводило к тому, что старые паровые машины просто не смогли бы откачивать воду с необходимой глубины. Для решения этой проблемы пришлось бы устанавливать новые машины с большим заглублением, а старые переносить ниже, что повлекло бы за собой колоссальные расходы. Кроме того, необходимо было построить вдоль скважин на глубине тоннель, в котором бы проходили все трубы, что тоже не сказывалось положительно на сложности и стоимости строительства.

Однако, решение проблемы подкралось с неожиданной стороны. К тому времени электрические моторы уже активно внедрялись в производство. Было решено попробовать использовать насосы погружаемые в скважину с приводом от электромотора, для откачки воды. Было заказано несколько разных типов насосов. Первые эксперименты оказались неудачными. В них использовались насосы поршневого типа. Из-за сильных вибраций они были подвержены быстрому износу, кроме того вибрации приводили к тому, что из окружающих грунтов в скважине выбивались мелкие частицы, которые делали воду мутной и еще больше увеличивали износ насоса. Однако, затем были опробованы центробежные насосы, которые показали очень хорошие результаты и в результате было принято их и использовать.

Применение отдельных насосов на каждой скважине очень сильно упрощало всю систему. Во-первых отпала необходимость углубления паровых машин. Во-вторых отпала необходимость в строительстве подземной галереи с множеством ответвлений к скважинам:

В-третьих появилась возможность разнести скважины на большее расстояние, т.к. теперь к ним требовалось тянуть лишь электрические провода и напорные трубы на небольшой глубине, что было существенно проще чем поддерживать единую всасывающую систему.

Так как уровень грунтовых вод понижался, то был пробурен новый ряд скважин на бОльшую глубину и бОльшего диаметра, чем первые. Заметьте, в инженерном документе тех годов вполне себе упоминается термин "дыры", вместо отверстий, а в еще одном месте они мило названы "дырочками" :)

Над каждой скважиной устанавливался деревянный сруб, в котором располагался мотор приводящий в движение насос опущенный в скважину.

Питание насосов осуществлялось по воздушной линии:

Несколько срубов сохранилось и до наших дней:

Однако для питания насосов требовалось электричество. Разумеется в те годы ни о какой электрификации в Мытищах и речи не шло, поэтому на станции было построено отдельное здание электростанции. Там были установлены пародинамы, которые использовали пар от тех же котлов, что и паровые машины. Электростанция в наши дни:

А вот, что писал об устройстве электростанции Зимин:

Очень интересно читать термины тех времен: "катающаяся балка", "50 периодов в одну секунду", "распределительная доска" и т.п. В более ранних документах я встречал термин "огненные машины", применительно к паровым. Пройдут годы и появятся современные термины, ГОСТы и стандарты, но тогда было вот так.

Отдельно и во всех подробностях рассмотрены паровые машины. Как я уже говорил выше, располагались они в машинных залах. Паровая часть машины находилась на уровне земли, насосная же находилась в специальной шахте под зданием.

Диаметр маховика составлял 6 метров.

А вот так машины выглядели в реальности:

Стимпанк:)

Новое машинное здание (впрочем практически идентичное старому) сохранилось до наших дней:

Архитектором большинства сооружений третьего мытищинского водопровода стал Геппенер Максим Карлович , он же был архитектором множества других промышленных и не только зданий в Москве.

На кирпиче можно заметить клеймо:

А вот паровых машин внутри здания, увы, не сохранилось. Впрочем там все равно интересно!

В центральной части ныне почти пустого зала можно увидеть круглый проем:

Заглянув туда можно обнаружить металлическую винтовую лесенку:

А спустившись - попасть в подземную шахту под зданием, где раньше располагалась насосная часть паровой машины. К сожалению она также не сохранилась и ныне лесенка является пожалуй самым красивым элементом помещения:)

Лесенке этой уже больше ста лет и она упоминается в книге Зимина:

Отдельного упоминание заслуживает процесс выбора и тестирования паровой машины. На тот момет многие заводы предлагали свои машины и было из чего выбирать:

После установки машины она была протестирована, а параметры работы тщательно замерены:

В результате всех проведенных работ была достигнута необходимая производительность:

Получилось это ценой опускания уровня грунтовых вод почти на 12 метров.

На этой карте показан план станции на конец второго этапа работ. Г-образные здания построены зеркально - это новое и старое машинное здание. Здание чуть ниже между ними - электрическая станция. Два круга слева - нефтяные баки. Сверху видно два ряда скважин - нижний старый, отключенный, верхний - новый.

Современный вид машинных зданий и электростанции:

Также была построена новая дымовая труба и проложена дорога к станции:

Кроме забавных по современным меркам технических терминов, документ впечатляет количеством разнообразных единиц измерений и их сочетаний. Тут и футы и фунты и сажени и пуды и дюймы и аршины и вершки и метры с миллиметрами и атмосферы, да что там вершки, есть даже дюймы ртутного столба!

Из документа следует, что разные работы выполняли разные подрядчики, видимо они и пользовались разными единицами измерения, которые не стали приводить к одному стандарту.

Новым паровым машинам не суждено было проработать долго. В 1924 году до станции добралась всеобщая электрификация. Паровые машины, котлы, местная электростанция и нефтяные баки - все это потеряло актуальность. Вместо паровых машин было установлено два электронасоса обеспечивающих производительность 2 100 000 ведер в сутки каждый. Тогда же на станции был установлен прекраснейший электрощит, доживший до наших дней:

Увы, сейчас в утилитарных сооружениях не принято делать всякие визуальные излишества, но тогда это было нормой:

Вероятно оригинальный амперметр:

Большинство приборов, конечно, давно заменены на относительно современные, хотя мраморная и деревянная основа щита осталась:

Стеклянные перекрытия над шахтой, где когда-то находилась часть паровой машины:

В этом же зале сохранился еще один интересный артефакт - вакуумный насос с электрическим приводом производства Сименс.

Установлен в 1920 году для удаления воздуха из всасывающей линии соединяющей скважины.

Алексеевская водокачка

Первая версия Алексеевской водокачки была построена в 20х года 19 века. Дело в том, что кирпичная галерея построенная при Екатерине была самотечной, из чего следовал очевидный ее недостаток - она должна была идти с постоянным уклоном вниз. До тогдашнего села Алексеевского галерея шла почти по прямой вдоль нынешнего Ярославского шоссе. Однако затем, чтобы попасть в центр города ей приходилось делать большой крюк через Сокольники. Но даже этот крюк был лишь частичным решением проблемы, так как в Сокольниках галерею пришлось вести на глубине около 18 метров, что даже по нынешним меркам является весьма приличной глубиной для прокладки коммуникаций. Этот же участок и стал наиболее проблемным - в 1823 году галерея рухнула и восстанавливать ее не стали. Вместо этого в Алексеевском поставили водокачку с двумя паровыми машинами мощностью по 24 л.с., а от водокачки уже по прямой проложили чугунную напорную трубу в центр города.

При строительстве третьего мытищинского водопровода водокачку полностью перестроили. Там установили более мощные паровые машины и построили резервуар для воды, являющийся резервным (запасным) на случай, если по каким-то причинам будет прекращена подача воды из Мытищ.

План новой водокачки:

Фотография машинного здания на момент постройки:

У подземного резервуара был построен красивейший наземный вестибюль:

Среди прочих зданий было построено административное здание, где жили и работали работники водокачки.

Судьба Мытищинского водопровода

Окончательная судьба Мытищинского водопровода сложилась довольно печально. После резкого взлета, последовало почти такое же резкое падение. И причиной тому стало несколько факторов. Москва продолжала расти бешеными темпами, в городе появилась централизованная канализация. Это привело к тому, что даже увеличенной производительности станции не хватало для водоснабжения города. На пике своего развития станция производила около 4 200 000 ведер воды в сутки или переводя в современные единицы - около 350 тысяч кубометров воды в сутки. По современным меркам это совсем небольшой объем - сейчас Москва потребляет порядка 4 миллионов кубометров воды в сутки. Кроме того, стремление выкачать все больше и больше воды из земли привело к тому, что качество воды сильно упало. Она стала мутной, в трубах стал откладываться осадок.

Уже к концу 19го века стало ясно, что питать растущий город только за счет подземных источников просто не получится. Были произведены эксперименты по бурению новых скважин в разных районах, но они не давали необходимого количества качественной воды даже в первом приближении. В результате было принято решение строить станции очистки поверхностных, т.е. речных вод. Первой такой станцией стала Рублевская , запущенная в 1902 году. А в 30х годах была построена огромная гидросистема из множества рек, водохранилищ, шлюзов и перекачивающих станций для питания Москвы водой - в город пришла волжская вода по каналу имени Москвы.

Что же до Мытищинского водопровода, то он перестал подавать воду в Москву в середине 20 века. Сейчас Мытищинская станция обеспечивает водой только Мытищи и окрестности, при этом вода на станцию поступает по трубам из Москвы, развернувшись на 180 градусов. От старинных водозаборных бассейнов остались лишь ямы, а местность вокруг станции сейчас очень сильно заболочена из-за подъема уровня реки Яузы "благодаря" предприятию ниже по течению.

Николай Петрович Зимин скончался в 1909 году, через год после публикации книги процитированной многократно выше.

Огромное спасибо пресс-службе АО Мосводоканал за организацию экскурсии на Мытищинскую водопроводную станцию и Алексеевкую водокачку.

Все материалы получены из открытых источников.

Другие мои статьи про канализацию и водопровод:
● Центральная канализационная насосная станция Москвы
● Интернет через канализацию
● Загородный канал
● Прочистка и инспекция канализационных труб
● Курьяновские очистные сооружения
● Люберецкие очистные сооружения - как очищают сточные воды Москвы и борются с запахами
● Рублевская станция водоподготовки
● Рублевский гидроузел и водозаборная станция
● Западная станция водоподготовки
● Юго-Западная водопроводная станция Москвы
● История московского водопровода

Причины и история строительства

История Мытищинского водоканала уходит в далекое прошлое. До нас дошло свидетельство о том, что Императрица Екатерина II, проезжая на богослужение в Троице-Сергиеву Лавру, остановилась в селе Большие Мытищи испить воды. Крестьянин преподнес царице деревянный ковш студеной питьевой воды, напившись которой она спросила: «Где ее достают?» Крестьянин показал в сторону леса и рассказал предание, по которому якобы в этом месте прошел сильный дождь с громом и молнией, которая, ударившись в землю, пробила ее, и оттуда забил фонтан, названный впоследствии Громовым ключем. На этом месте соорудили колодец и установили деревянную, а позднее каменную часовню.

К тому времени на имя Императрицы было уже подано немало жалоб и прошений от жителей, в которых говорилось, что они терпят великую нужду «в необходимой к пропитанию человеческому чистой воде» и поэтому просят найти «в удобных местах хорошую воду», а также «накрепко запретить и неослабно наблюдать, чтоб в Москву-реку и в протчие сквозь город текущие воды никто никакого copy и хламу не бросал и на лед нечистот не вывозил». Кроме того, они просили запретить устройство на московских реках кожевенных и других заводов, «нечистоту воды делающих», и предлагали «увеличить идущие сквозь город реки приведением воды из ближних мест».

В то время в отношении воды Москва почти бедствовала. Может быть, в самую глубокую старину вода Москвы-реки была и хороша, но с расширением города она постепенно портилась, в особенности весной и осенью, и пить ее приходилось, как говорится, с горем пополам. Чтобы устранить этот недостаток, повсюду вырывалось множество колодцев; но это стоило дорого, и, сверх того, вода в них была жестка и неприятна на вкус. На всю Москву были только три колодца с чистой и здоровой водой: Андроньевский, Трехгорный и Преображенский. Но воду из них брать стоило весьма дорого, и хорошая вода за хорошим столом ценилась так же, как и хороший квас.

Эпидемия чумы в Москве в 1771 году особенно остро поставила вопрос об устройстве водопровода или, как тогда называли, «водоведения». 28 июля 1779 года Екатерина II поручила «генерал-поручику Бауэру произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». В качестве источников были выбраны ключи близ селения Большие Мытищи, где вода била из земли фонтанами высотой до 3-х метров.

Мытищинские источники помимо высокого качество воды и постоянной довольно низкой ее температуры обладали особенно важным для того времени свойством - они были расположены выше территории, куда предполагалось направить воду, поэтому ее можно было подавать самотеком.

Для подачи воды в Москву построили подземную галерею. В долине реки Яузы, на Погонно-Лосином острове, над бьющими из земли ключами были сооружены бассейны из кирпича. Первоначально было построено 28 таких бассейнов, несколько позднее еще 15. От бассейнов вода отводилась к кирпичной галерее шириной и высотой около метра. Через каждые 200 м на ней были устроены смотровые колодцы, чтобы можно было следить за ее исправностью и чистить. Длина галереи по тем временам была необычайно большой - около 20 верст (16 км). Далее через глубокую долину Яузы по Ростокинскому акведуку (каменному водопроводному мосту близ деревни Ростокино), который сохранился до наших дней, вода подавалась в район Сухаревской и Самотечной площадей. В конце водовода на Трубной площади и на Неглинке были сооружены фонтаны для разбора воды.

В экологическом отношении строительство такого протяженного водовода, естественно, не могло не повлиять на состояние окружающей среды. Было порублено немало леса, в том числе и в Лосином острове, краем которого он проходил. Но в дальнейшем водовод станет играть природоохранную роль - уже никто не мог безнаказанно нанести какой-либо ущерб территории, по которой в столицу шла ее питьевая вода. В этом смысле водопровод способствовал сохранению западной части Лосиного острова, истоков Яузы и всего пути своего следования.

В 1783 году техническое руководство строительством было возложено на инженера Герарда. Строительство Мытищинского водопровода продолжалось 25 лет и 28 октября 1804 года он был открыт. Эта дата знаменует начало централизованного водоснабжения Москвы и ее принято считать днем рождения не только Мытищинского, но и Московского водопровода.

Проектная мощность первого Мытищинского водопровода составляла 3,5 тыс. кубометров в сутки, фактическая подача была значительно ниже. Всего на его строительство было затрачено более 1 млн 600 тыс. рублей. Недаром народ назвал Ростокинский акведук Миллионным мостом.

Loading...Loading...