Что делать если страховая требует возмещения ущерба? Что делать, если страховая компания требует возместить ущерб? Страховая прислала претензию виновнику дтп

Некоторые автовладельцы теряются. В их понимании оформление автогражданки исключает любую ответственность, но это ошибка. В определенных случаях приходится вернуть денежные средства. С подобными ситуациями стоит познакомиться, чтобы знать, как поступить и соблюсти все установленные требования законодательства.

Действия страховщиков правомерны, но это не значит, что нужно сразу соглашаться на неимоверные суммы. Намного проще воспользоваться услугами опытного юриста. Его номер телефона можно найти выше, чтобы получить необходимую помощь в сложных случаях. Знания и практичные навыки позволят быстро изучить документы, а потом принять лучшее решение для уменьшения выплаты или отказа от нее.

В каких случаях страховая требует возмещения ущерба?

Когда страховая прислала претензию, водителю стоит разобраться в причинах этого. Они достаточно весомы, чтобы убедиться в правильности оформления документов. Не следует удиться, что кто-то с меня деньги хочет получить, существуют причины, когда вторая сторона в соответствии с условиями договора имеет право поступать подобным образом.

  • Большая сумма выплаты;
  • Чужая страховая компания.

Страховая компания требует с меня возвращения денег. Причины этого следует рассмотреть подробно, претензия может оказаться неправомерной. Из-за чего лучше связаться с юристом, который уточнить детали и подскажет, как поступить и не нарушить закон.

Большая сумма выплаты

Чаще всего страховая требует возместить ущерб за ДТП при превышении максимального предела выплаты. В соответствии с законодательством РФ могут достигать 120 тысяч рублей, а если число участников аварии больше 2, составляет 160 тысяч рублей. Когда после расчетов окончательная сумма оказывается огромной, вторая сторона имеет право потребовать разницу.

Страховая прислала претензию, поэтому придется обратиться в компанию, чтобы уточнить причины требования. Обычно это связано с превышением стоимости ремонта машин потерпевших, так что перевод осуществить все равно придется. Такое действие остается правомерным, и просто забывать о нем нельзя.

Чужая страховая компания

Необязательно собственная страховая требует возместить ущерб. Водитель может получить претензию от сторонней компании, что также прописано в законодательстве РФ. Присланный документ должен указывать причины этого. Обычно ими является КАСКО, гарантирующее переводы независимо от подробностей происшествия.

После ДТП страховая компания требует возместить ущерб в счет средств, перечисленных третьему лицу. Обычно подобные происшествия организации решают между собой, но не всегда это удается сделать. В результате автовладельцу приходится посещать судебное разбирательство, став его обязательным участником. В ином случае обязательно придется возмещать урон, нанесенный другой машине.

Важно! Обычно обращение чужого страховщика происходит по причине закрытия организации, в которой в свое время был застрахован автомобиль.

Когда страховая требует возместить ущерб по КАСКО, суммы станут значительными. Водителям не захочется сталкиваться с такими расходами, поэтому им понадобится юрист, который подскажет, каким образом переоценить урон. В ином случае возмещенный вред придется оплачивать.

Как же поступить в подобной ситуации?

  • Заказать независимую экспертизу;
  • Потребовать перерасчет затрат;
  • Проверить полисы у потерпевших.

Если страховая компания требует возврат денег по с виновника, срок давности проверять необязательно. Он составляет 3 года, поэтому данное условие наверняка не нарушено. Хотя нелишним будет заказать экспертизу, а потом потребовать перерасчет сумм. Такое действие предусмотрено законодательством, так что юрист быстро подготовит необходимые документы.

Интересными станут полисы потерпевших. В крупных авариях часто на обман идут страховщики КАСКО, когда востребуют с виновника деньги при отсутствии весомых оснований для этого. Из-за чего юристы обычно начинают с этого этапа, чтобы не допускать ошибок.

Законность выплаты проверяется сразу после получения претензии. Страховая требует возместить ущерб за ДТП, суброгации остаются разрешенными, но это встречается и обман.

Как отказаться от перевода средств?

  • Срок давности;
  • Судебное разбирательство;
  • Оформление претензии.

Большой срок давности обычно подтверждает сложно опровержения, но во время судебного разбирательства человек вправе представлять собственные доказательства. На основании них водитель обретает возможность указания незаконности претензии, а вместе с ней и требований истца. Подобные случаи встречаются редко, поэтому надеяться на чудо не следует.

Оформление претензии

Оформление претензии нужно обсуждать отдельно. После ДТП страховая компания требует возместить ущерб, но это не значит, что она полностью правильно подготовила пакет документов. Ложь – распространенная практика, поэтому опытные юристы обязательно занимаются проверкой.

Что в него должно входить?

  • Акт независимой экспертизы;
  • Подтверждение виновности в ДТП;
  • Подтверждение закономерности суброгации.

Росгосстрах выплаты по ДТП осуществляет быстро, но после них часто начинаются тяжбы. Следует тщательно проверять пакет документов, так как без него в суде можно не пробовать опровергнуть их. На практике это сделать непросто, поэтому выгоднее довериться юристу.

Оспаривание вины

Водители говорят, страховая компания требует с меня деньги, но я был потерпевшим. Налицо неправомерность действий организации, поэтому придется воспользоваться услугами юриста, чтобы доказать собственную невиновность. Не стоит говорить о подлоге документов или специальном изменении места происшествия. Обычно причиной бывает неправильная трактовка запротоколированных данных.

Как добиться справедливости?

  • Провести экспертизу места происшествия;
  • Найти свидетелей ДТП.

Будучи невиновным, выплачивать деньги не придется, но этот факт придется подтвердить несколькими различными способами. Во время судебного разбирательства авария досконально разбирается, поэтому любая ошибка выявляется без особых затруднений. Защищать свои интересы лучше с обязательным участием , в противном случае есть шансы потерять свои деньги и оказаться виновным в аварии.

Провести экспертизу места происшествия

Если возникла неоднозначная ситуация, придется обратиться к экспертам для повторной оценки роли каждого водителя. Неважно, сколько лет прошло, на основании специалисты быстро сделают выводы. Они будут полностью соответствовать истине, поэтому оспаривать их никто не возьмется.

Независимая экспертиза после ДТП проводится в обязательном порядке, но также автовладелец может заказать ее без решения суда. В отдельных случаях только она подтверждает невиновность человека, ведь в любой протокол может закрасться ошибка. Она способна повлиять на решение и последующие денежные переводы. Юристы неслучайно предпочитают дополнительные проверки, берясь за сложное дело.

Важно! В Москве разные агентства предлагают подобные услуги, но их наличие нужно уточнять отдельно.

Найти свидетелей ДТП

Найти свидетелей дорожно-транспортного происшествия обычно тяжело. Люди не любят посещать судебные разбирательства, поэтому привлечь их в зал почти невозможно. Без свидетелей не обойтись, ведь именно их слова – лучшее подтверждение правоты потерпевшего, особенно когда рассмотрение происходит через несколько лет.

Продолжительный срок становится главной проблемой. Людям приходится вспоминать происходящие события, в которых они не участвовали. После получения официальных показаний можно быть уверенным в положительном решении. Человек подтвердит свою невиновность, и ему не придется отдавать денежные средства.

Если страховая требует возврат денег по ОСАГО с виновника, срок давности оказывается значительным для пересылки претензии. После получения документов следует обратиться к четкому порядку действий, который избавит от лишних неприятностей.

Как же лучше поступить?

  1. Проверить представленные бумаги.
  2. Уточнить правильность расчетов при помощи независимого эксперта.
  3. Проверить переданные квитанции, чтобы убедиться в расходах страховщика.
  4. Обратиться к профессиональному юристу.

Последний пункт водители не считают обязательным и сильно ошибаются. Без помощи специалистов не справиться с проблемой. Только они обладают знаниями, чтобы поэтапно проводить проверку, исключая обман и неверные данные. Самостоятельные действия приводят к многочисленным упущениям, которые выливаются в обязательную выплату.

Суброгация для страховой компании

Суброгация впервые появилась в 2011 году. Тогда она была принята в качестве поддержки страховых компаний, которые в некоторых случаях несут денежные потери. Причины могут быть различными, но в любом случае им удается восстановить собственный капитал за счет автовладельцев.

Суброгация является правомерной формой востребования денежных средств для возмещения собственных убытков. Это может происходить в качестве пополнения денег, ушедших на проведение экспертиз, или на выплаты потерпевшим. Это может показаться странным, но вынесенное законодательное решение связано с вескими обстоятельствами.

В свое время суброгация была создана исключительно из-за частых случаев обмана со стороны водителей. Они предписывали «лишние» повреждения и пытались выдавать ложь за действительность. Теперь уже ситуация изменилась, но все-таки прямые растраты сохранились. Повсюду компании закрываются из-за своего банкротства, поэтому регулярно проводятся дополнительные проверки и судебные разбирательства.

Всегда ли нужно соглашаться на суброгацию?

От суброгации можно отказываться, но делать это нужно исключительно на основании законодательства РФ. Не стоит соглашаться на неправомерные действия, так как некоторые незначительные фирмы стараются обмануть своих клиентов.

Какая же ложь получила широкое распространение?

  • Ошибочные расчеты;
  • Ложные результаты обследования;
  • Подделка данных;
  • Запугивание клиентов.

Неправомерные действия остаются распространенной проблемой. Отдельные компании стараются за счет своих клиентов восстанавливать финансовый баланс посредством не самых приятных действий. Причем случайные ошибки в расчетах встречаются редко, поэтому чаще приходится говорить о задуманном обмане.

Ложные результаты экспертиз и простая подделка предоставляемой информации – грубые действия, рассчитанные на запуганных автовладельцев. Они не пытаются разобраться, предпочитая просто перевести разумную сумму в соответствии с претензией. В результате люди отдают собственные деньги, соглашаясь с ложью.

Запугивание клиентов – грубый шаг, используемый новичками. Существуют проверенные действия, основанные на судебных разбирательствах, поэтому переводы следует производить после получения официального решения. Если этого не произошло, не стоит платить даже за просроченный полис ОСАГО.

Важно! Суброгация для страховой компании предусмотрена законодательством РФ, но ее можно оспаривать в судебном порядке.

Защита виновника ДТП возможна

Защита виновника ДТП кажется бессмысленной. Страховая компания требует возместить ущерб за ДТП, поэтому приходится неукоснительно соглашаться на выплату. Подобные действия остаются распространенной ошибкой, ведь у каждого участника аварии есть свои права. Ими следует пользоваться, добиваясь справедливости.

Защита виновника всегда основывается на результатах независимых экспертиз и свидетельских показаниях. Она ориентирована на согласование всех сумм со второй стороной, что позволяет ощутимо снизить размеры переводов. Только стоит обратиться к юристу, без его поддержки не справиться с тяжелой ситуацией.

В течение 3-х лет после дорожно-транспортного происшествия каждая страховая компания имеет право выдвинуть претензию к автовладельцу. Он может не быть ее клиентов, но после аварии каждый раз появляются неожиданные нюансы. Их уточнение в ходе судебного разбирательства позволяет получить официальное решение, подсказывающее, насколько правомерно выдвинутое требование.

Видео: страховая подала на вас в суд по ДТП, что делать?

Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения?

Да Нет

Обязательное автострахование надежным щитом прикрывает гражданскую ответственность участников дорожного движения. Даже став виновником аварии, держатель полиса ОСАГО спит спокойно, ведь ущерб пострадавшей стороне выплачивает страховая компания.

Какое же удивление он испытывает, когда по прошествии нескольких лет после ДТП получает от страховщика требование о возмещении ущерба.

Когда требуется возмещать ущерб

Федеральный закон «Об ОСАГО» № 40-ФЗ действительно дает право страховой компании выдвигать регрессные требования с целью взыскать с виновника ДТП убытки, которые у нее возникли в процессе возмещения ущерба пострадавшей в аварии стороне. Однако положения статьи 14 этого закона устанавливают четкий перечень случаев, когда выдвижение такого требования возможно. Основанием для регресса по ОСАГО может стать доказанный факт того, что виновник дорожно-транспортного происшествия:

  • умышленно допустил наезд на пешехода или порчу имущества другого участника движения;
  • водитель находился под воздействием алкоголя, наркотических или психотропных средств;
  • скрылся с места дорожно-транспортного происшествия;
  • не имел право управлять автомобилем, поскольку у него нет полиса ОСАГО, отсутствует водительское удостоверение или он не включен в список водителей данного транспортного средства;
  • осуществлял перевозку пассажиров в качестве такси, не имея действующего талона ТО.

Получается, что при регрессе страховая компания взыскивает убытки с собственного клиента, который в результате нарушения им требований ПДД и КоАП допустил возникновение аварийной ситуации, повлекшей страховые выплаты в пользу пострадавшей стороны.


Кроме того, страховая компания имеет право требовать возмещение убытков от виновника аварии, реализуя свое право на суброгацию после оплаты урона держателю полиса КАСКО. Если в результате аварии страховщик компенсировал по программе КАСКО стоимость ремонта обеих пострадавших машин, он получает возможность взыскать свои убытки с виновника аварии.

Если же третьей стороны в происшествии нет, а держатель полиса КАСКО сам наехал во дворе на бордюр, поцарапав собственный автомобиль, страховщик после осуществления выплаты не имеет права требовать от него компенсации расходов.

Что делать, если СК требует возмещения ущерба

Как правило, страховые компании не спешат выдвигать претензии в адрес виновника аварии по «горячим» следам. Пользуясь тем, что Гражданский кодекс устанавливает срок исковой давности, равный трем годам, чаще всего они формируют претензию по истечении как минимум 2-2,5 лет после дорожного инцидента.


Делается это намерено, ведь за несколько лет шансы, что документы по давнишнему происшествию будут либо утеряны его участниками, либо выброшены за ненадобностью, многократно увеличиваются. А без документов оспорить претензии от страховой компании или доказать собственную невиновность в происшествии достаточно сложно.

Что же делать, если страховая компания требует возместить компенсированный ею ущерб за ДТП? Если пришло письмо с претензией, не стоит паниковать, мучиться воспоминаниями об инциденте, корить себя за беспечность, а также мгновенно соглашаться на все обозначенные в нем условия и прикидывать, с каких доходов и в какой срок возможно погасить все выдвинутые денежные требования. Полученная претензия является поводом разобраться с возникшей неожиданной и неприятной ситуацией.

Специалисты утверждают, что помощь опытного автоюриста может помочь:

  • оспорить законность полученной претензии;
  • значительно снизить размер выплаты;
  • доказать собственную невиновность в давно минувшем происшествии.

Оспаривание вины

Иногда страховщики требуют вернуть средства того участника происшествия, который был по факту не виновной, а потерпевшей стороной. Причиной такой ошибки может стать неправильная трактовка данных из протокола о ДТП. В подобной ситуации доказывать свою невиновность предстоит в суде.

Страховщики, направляя письмо о возврате денег, ссылаются на данные справки об аварии, выданной инспекторами ГИБДД.


Большое значение имеют и данные протокола об административном правонарушении, в котором указано лицо, признанное виновным в транспортном инциденте. Но чаще всего вина в дорожном происшествии является обоюдной для его участников, и опытные юристы способны доказать частичную вину своего подзащитного или вовсе добиться признания его невиновным в аварии.

Снижение размера ущерба

Сумма убытков, которая указывается в претензии, может быть существенно завышена. Страховщики не брезгуют применением следующих приемов:

  • завышение стоимости нормо-часа для восстановительных работ;
  • использование в расчетах стоимости запчастей по ценам официального дилера и без учета их естественного износа;
  • несоответствие представленного перечня повреждений автомобиля тому, который указан в справке о ДТП;
  • включение в калькуляцию «лишних» деталей;
  • начисление пени.

Чтобы установить истину, следует:

  • внимательно изучить все документы, на которые ссылается страховая компания;
  • в случае необходимости заказать независимую экспертизу;
  • если есть сомнения в реальности размера компенсации, которую рассчитал страховщик, потребовать произвести перерасчет затрат.

В результате предпринятых мер сумма, которую требовала страховая компания, может существенно уменьшиться.

Оспаривание законности

Получив от страховщиков требования о выплате, в первую очередь необходимо проверить, не истек ли срок давности, отведенный законом на выставление претензионных требований. При этом нужно иметь в виду, что срок по регрессивному требованию исчисляется со дня происшествия, а в случае суброгации – от даты осуществления страховой выплаты.

Если срок давности не прошел, можно (в случае несогласия с полученными требованиями) постараться доказать свои права в ходе досудебного или судебного разбирательства.

Досудебное разбирательство

Действующее законодательство предусматривает проведение процедуры досудебного разбирательства, которое предшествует подаче гражданского иска непосредственно в суд.


Теперь первым шагом на пути к решению спорного вопроса мирным путем является выдвижение досудебной претензии. Если сторонам удается прийти к соглашению, они могут существенно сэкономить собственное время и деньги, отказавшись от дорогостоящего и длительного судебного производства.

Как правило, страховщики выставляют досудебную претензию в рамках суброгации по КАСКО. Ведь регрессные требования по ОСАГО могут быть направлены виновнику происшествия только в том случае, если вина его доказана судом.

Как оформляется досудебная претензия

Нередки случаи, когда страховщик не утруждался сбором доказательств, и требование от него приходило адресату в виде письма, в котором содержались:


  • краткие сведения об инциденте;
  • финансовые претензии к лицу, по вине которой произошла авария, приведшая к компенсации ущерба;
  • ссылки на законодательные акты;
  • требуемая к выплате сумма.

Форма досудебной претензии действительно не утверждена законом, поэтому инициатор имеет право составить ее в произвольной форме. Однако получатель должен знать, что подобный документ не будет являться законным, если он не содержит ряд обязательных разделов и сведений, а также если к нему не приложены документальные подтверждения указанных сведений и выставленных требований.

Правильно составленный досудебный документ должен содержать:

  1. Персональные данные адресата.
  2. Подробные сведения об аварии.
  3. Заключения экспертов.
  4. Сведения, которые сообщили свидетели.
  5. Сумму, требуемую к выплате.
  6. Наименование и контактные данные страховой компании.
  7. Срок рассмотрения претензии.
  8. Ссылки на нормативные акты.

В качестве подтверждения заявленных сведений страховщик в обязательном порядке должен приложить к претензии:

  • расчет суммы возмещенного потерпевшей стороне вреда;
  • акт независимого эксперта с приложенными фотографиями места происшествия;
  • подтверждение факта осуществления страховой выплаты;
  • справка о дорожном происшествии из ГИБДД;
  • постановление об имевшем место административном правонарушении;
  • копии страхового полиса и ПТС пострадавшего автомобиля;
  • справка, подтверждающая возникновение страхового случая.

Почему не стоит соглашаться на суброгацию

Чаще всего на рассмотрение претензии в рамках суброгации отводится 30 дней. В редких случаях безоговорочного согласия с выдвинутыми требованиями получатель имеет возможность договориться о рассрочке выплаты. Если же адресат не соглашается с суброгацией в безусловном порядке и платить по ней деньги не намерен, ему предстоит заручиться поддержкой адвоката и ждать вызова в суд.


Специалисты рекомендуют идти по второму пути. Однако не стоит ждать суда, сложа руки. Ответчику необходимо провести полноценную досудебную подготовку, которая поможет впоследствии доказать собственную невиновность либо существенно снизить заявленную в требовании сумму возврата. За отведенное время он может, изучив предоставленные документы, скорректировать размер ущерба, найти свидетелей, готовых дать показания в суде в пользу его невиновности, обнаружить несоответствие составленных по факту ДТП документов требованиям действующего законодательства.

Практика показывает, что чаще всего страховая требует возместить ущерб по суброгации, завышая свои требования практически на четверть от реальных сумм. Поэтому вовсе не следует безоговорочно сдаваться на милость страховщика. Борьба за собственные права способна существенно облегчить участнику аварии финансовое бремя выплат или даже полностью избавить от него.

Страховая обязана возместить нанесенный ущерб пострадавшей стороне, причиненный её клиентом. Причем касается это не только того ущерба, который причинен материалам или конструкции ТС. К ущербу также причисляется сумма расходов на лечение, уход либо погребение (в летальных случаях). К чему мы это ведем? А к тому, что в определенной части (как правило, меньшей) всех страховых случаев, компания после выплат потерпевшей стороне, будет требовать возмещения затрат с виновника в судебном порядке. Это и называется регресс ОСАГО (статья 14, часть 1, закона Об ОСАГО и ст.1081 п.1 ГК РФ).

Регресс по ОСАГО

Если найти хорошего юриста (без него вам будет сложно защищать себя), то есть вероятность, что он сможет найти определенные несоответствия в деле и таким образом, избавит вас от выплаты регресса или хотя бы снизит сумму.

По законодательству (статья 14 закона «Об ОСАГО»), страховая имеет право требовать возмещения, действуя по следующей «схеме»:

Провести оценочные экспертизы (это обязательно, в противном случае, если страховая направит ТС на ремонт, без предварительной экспертизы, оценки, то у виновника появится возможность в принципе обжаловать регресс, из-за невозможности подтверждения действительного ущерба), выплатить всю сумму потерпевшей стороне.

После этого, страховая направляет претензию (заказным письмом, под роспись) виновнику, где указывается сумма ущерба, которую необходимо погасить в досудебном порядке. Если в досудебном порядке урегулировать спор не удалось, страховая подает регрессивное исковое заявление в суд, на виновную сторону. И если, все положения истцом были учтены, заявление будет рассмотрено судом.

После вынесения решения, виновнику предоставляется установленный законом срок для добровольного погашения долга. В противном случае, если в указанный период, сумма возмещения не была возвращена, за дело берутся приставы.

Как правило, суд удовлетворяет иски от страховых компаний

Виновнику следует помнить, что пункт о проведении экспертизы и выплата компенсации потерпевшим, обязательные. В противном случае, суд может отказать в регрессе.

На сегодняшний день страховые суммы составляют:

При имущественном вреде - 400 000 руб.

Вред жизни, здоровью - 500 000 руб.

Кстати, у виновника есть возможность обратиться со встречным иском, если он не согласен с назначенной суммой возмещения. Особенно это касается тех случаев, когда пропускались заседания, и виновная сторона узнавала о решении только из судебного уведомления. В качестве доказательств того, что назначенная сумма не соответствует реальным затратам, виновник должен предоставить результаты независимых экспертиз или например получить доказательства реальной выплаты страховой потерпевшей стороне.

Кроме того, помимо суммы непосредственного ущерба, страховая вправе требовать компенсацию на проведения экспертиз, судебных издержек.

Когда страховая требует возврата денег?

Существует немало причин, когда страховая компания вправе потребовать регрессивного возмещения затрат (статья 14 закона об ОСАГО). Итак:

Водитель управлял чужим ТС, при этом, не имея никаких разрешающих документов на этот автомобиль.

ВУ виновника было или его вовсе не было.

Водитель виновник с места ДТП.

ДТП было совершено в момент нахождения виновника в состоянии наркотического, медицинского (снотворным), опиатного или другого вида опьянения.

Виновник не был вписан в страховой полис.

Страховка просрочена.

Умышленное совершение или провоцирование аварии.

Не уведомление страховой о ДТП. При оформлении протокола с участием полицейских или «европротокола», дается рабочих 5 дней для предоставления сведений в свою страховую. Отсутствие переданных сведений означает право компании требовать регресс.

Не предоставили автомобиль на осмотр или экспертизу.

Просрочена . Это касается водителей легковых такси, автобусов, грузовых автомобилей, в том числе переоборудованных под перевозку пассажиров (более восьми мест).

Предоставления недостоверных сведений при оформлении страховки, для уменьшения страховой премии (действует с 01.01.17).

В целом, прежде чем подписывать договор страхования, следует очень внимательно изучить весь пункты. Потому что, основанием для требования регресса может выступать только наличие каких-либо противозаконных действий. То есть это не касается тех случаев, когда ДТП были совершены случайно или неумышленно.

Можно ли избежать регресса?

Существует немало возможностей избежать оплаты регресса, причем законных. Итак:

1. Следите за сроком действия полиса, как понимаете, по его истечению с вас вправе потребовать компенсацию. Проверьте, вписаны ли вы в бланк полиса, где перечисляются водители для ТС (не касается тех случаев, когда полис неограниченный).

2. Не покидайте место ДТП.

3. Не ремонтируйте ТС до момента пока не наступит установленный срок или страховая не даст разрешения.

4. Следите за сроком действия диагностической карты.

6. Смогли доказать, что страховая отправила ТС на ремонт, без проведения предварительной экспертизы. В таком случае, не возможно достоверно просчитать реальные затраты. Сервис может брать завышенные цены на запчасти. Тогда, при участии хорошего юриста можно добиться вовсе отказа в регрессе.

7. Соблюдайте правила ПДД, в целом законодательство.

8. Кроме того, не стоит забывать, что в законе «Об ОСАГО» статья 14, пункт 2, речь идет и о том, что ответственным лицом становится и эксперт, выдавший диагностическую карту. То есть, если удастся доказать, что причиной ДТП стала неисправность ТС. Эксперт будет отвечать, если:

Выявлен дефект, о котором не сказано в диагностической карте, но он привел к аварии.

Дефект не был выявлен в момент осмотра ТС экспертом.

Заключение

В итоге хотелось бы сказать, что нужно придерживаться правил, законов, тогда вероятность возмещения по регрессу будет минимальной. Кроме того, каждый должен понимать, что срок давности по возмещению определяется законом (ГК РФ статья 966 ч. 2), поэтому по истечению давности, страховая не вправе требовать компенсации. К примеру, при нанесенном вреде здоровью, жизни, имуществу третьих лиц, срок исковой давности составляют не более трех лет .

Особенность в том, что срок действия рассчитывается не с момента ДТП, а с момента фактического перечисления потерпевшей стороне компенсации. Кроме того, СИД приостанавливается при подаче иска в суд.

Коллизии законодательства – ситуация не частная, но встречающаяся в нашем правовом пространстве. С принятием новых законов об ОСАГО с такой практикой встретили автовладельцы, попавшие в аварии и пытающиеся возместить чужой ущерб за счет выплат со стороны страховых компанией. Основная проблема звучит так - страховая требует возместить ущерб по ОСАГО, европротокол и прочие данные в расчет хоть и берутся, но никак не влияют на ситуацию.

Юристы Хонест проанализировали практику и законодательство и рассказывают, как быть в подобных ситуациях.

Пример из жизни

Автовладелец на иномарке двигается по загруженной дороге, теряет внимание и сокращает дистанцию до впереди идущего отечественного автомобиля. Небольшая авария, повреждения у другого водителя минимальные. Оформили все документы, распрощались без конфликта. Водитель иномарки не волнуется – ведь сейчас по ОСАГО действует сумма до 400 тысяч рублей, этих денег вполне хватит на замену поврежденного бампера и багажника.

Через полгода владелец иномарки получает письмо, в котором страховая компания требует от него 30 тысяч рублей. Это частая ситуация, когда происходит ремонт по ОСАГО в 2018 году, где требуют доплату. Страховая поясняет требование тем, что 30 тысяч рублей – это сумма, которой недостаёт при оплате расходов на восстановление автомобиля пострадавшего в аварии.

Как мыслит страховая компания

Страховые требуют возместить ущерб из-за коллизии в новом законодательстве. И фактически они в своем праве.

Претензия строится на следующих данных. Следите за руками.

Ремонт отечественного автомобиля обошелся в 70 тысяч рублей. Страховая пострадавшего выставляет счет страховой виновника, автовладельца на иномарке.

Отечественный автомобиль уже не новый, поэтому страховая виновника выплачивает 40 000 рублей с учетом износа.

Остаток страховая пострадавшего требует с виновника аварии.

Как такое может быть? У пострадавшего КАСКО.

Ситуация с КАСКО

Вся проблема в наличии у отечественного автомобиля полиса КАСКО – именно по нему пострадавший решил оплатить восстановление автомобиля.

Потерпевшему страховая ремонтирует авто по КАСКО. Выставляется счет страховой компании виновника. Сумма возмещения по ОСАГО рассчитывается не из фактически потраченных средств на ремонт, а по единой методике расчета, которая учитывает износ деталей. Здесь и возникает разница в 30 тысяч рублей, которую требуют виновника.

С одной стороны, виновник честно застраховал машину по ОСАГО. С другой – страховая компания законно требует возместить материальный ущерб.

Эксперты сходятся во мнении, что с точки зрения закона здесь все верно. С точки зрения же справедливости – нет. Но до сих пор решения этой проблемы нет.

Простыми словами – вся проблема в обязанности страховых считать выплаты по ОСАГО с учетом износа. В КАСКО же абсолютно обратный принцип – меняется старая поврежденная деталь на новую.

Что говорит конституционный суд

Суды первых инстанций в своей работе ориентируются на законодательство и разъяснения Конституционного суда . Последний четко дал понять, что сегодняшняя практика соответствует действующим законам. Взыскиваются средства с виновника аварии по Гражданскому кодексу. Закон об ОСАГО же просто является дополнительным нормативом, которые защищает права потерпевшего в аварии.

Поэтому требования о возмещении ущерба по ОСАГО с виновника аварии абсолютно законны.

На некоторых сайтах в интернете есть опубликованные статьи, в которые водителям рекомендуется составлять европротокол ОСАГО – якобы это страхует от подобных проблем. Никакой разницы для страховой компании в такой ситуации нет – оформлено ли ДТП по европротоколу или с вызовом сотрудников полиции. Если автовладелец попал в ситуацию с требованием возместить ремонт по ОСАГО, то ориентироваться стоит на разъяснения Конституционного суда и законы, а не на чьи-то советы по оформлению ДТП.

Разъяснение законодательства

Чтобы лучше понять, почему возникают ситуации, когда страховые проводят ремонт по ОСАГО и требуют доплату, и почему раньше такого не было, нужно разобраться в изменениях законодательства.

Как это работало раньше

Водитель попадает в ДТП и обращается за компенсацией. Далее происходит один из двух вариантов развития событий:

  • Страховые возмещают ущерб с помощью денежной выплаты владельцу машины – сумма компенсации зависела от износа автомобиля и общей стоимости нужного ремонта;
  • Деньги зачисляются на счет автосервиса.

Автовладелец в таких ситуациях порой был вынужден или доплачивать за разницу между расчетами страховой компании и стоимостью реального ремонта. Но был и плюс – можно было отказаться от восстановительных работ, забрать разбитое авто и деньги. Далее машина или ремонтировалась самостоятельно или продавалась.

Часто приходилось судиться со страховыми компаниями, которые рассчитывали сумму компенсации в «удобном» для себя объеме. Нужно было делать экспертизу, учитывать износ авто, среднерыночные цены на запчасти и работу.

Порой были и «подставы» - люди создавали ситуации, когда страховым приходилось выплачивать компенсации за фиктивные ДТП.

Как сейчас

В актуальном виде закон о выплатах по ОСАГО выглядит иначе, чем раньше. Ремонт по ОСАГО проводится на партнерских СТО, с которыми страховые компании заключили договора. Оплачивается не натуральная компенсация, а стоимость работ сервисных инженеров и цена запчастей.

Центробанк разработал специальную методику, по которой рассчитывается сумма компенсации. Страховые компании не могут отступить от правил и сделать выплаты в денежном виде. Ограничения касаются нескольких категорий граждан:

  • Владельцы легковых транспортных средств;
  • Транспортные средства прошли регистрацию в России и принадлежат гражданам.

Страховая или автосервис могут предложить вам доплатить за ремонт или заменить поврежденные детали на б/у. Вы не обязаны на это соглашаться.
А вот страховая должна обеспечить ремонт вашего ТС в установленный законом срок.

Когда придется доплатить за ремонт

Бывают ситуации, когда страховая может требовать доплату по ремонту:

  • Стоимость ремонта превышает установленного максимума по ОСАГО – 400 тысяч рублей. Сумму сверхлимита страховая имеет право требовать с виновника аварии.
  • Когда оформляется европротокол – максимум снижается до 100 тысяч рублей.
  • Признается обоюдная вина в аварии.

Величина выплат, которые страховая может заплатить сервисному центру или выдать в виде денег, устанавливается законом в зависимости от ситуации:

  • 500 тысяч рублей – есть вред, причиненный здоровью и жизни.
  • 400 тысяч рублей – возмещение ущерба машине.
  • 100 тысяч рублей – оформление аварии проводилось по европротоколу.

Гарантия на ремонт

Обратите внимание, на ремонтные работы, проведенные по ОСАГО, устанавливается гарантийный срок. Если начались проблемы, вы можете обратиться с требованиями их устранить:

  • В течение минимум 12 месяцев на кузовные работы и работы с краской;
  • В течение минимум 6 месяцев на другие проблемы.

Как страховая может в определенных случаях требовать доплаты, так и вы можете вступить в противоборство со страховой компанией.

Обратите внимание, если страховая компания допустила нарушения в процессе восстановления автомобиля, в порядке претензионной работы с владельцем авто или в других юридически важных аспектах, то требования компании можно оспорить.

Обращайтесь к профессиональным юристам за консультацией – после предварительного анализа и уточнения деталей специалисты Хонеста подскажут, стоит ли пытаться бороться со страховой или же их действия законны.

Чем поможет экспертиза

Техническая экспертиза поможет аргументированно общаться со страховой компанией, договариваться и даже требовать компенсации в большем объеме. Заказывают такую экспертизу, когда не согласны с расчетами страховщиков.

Процесс довольно простой и не требует от автовладельца особых усилий. Нужно:

  • Выбрать экспертную организацию – специалисты должны быть с сертификатами и репутацией в профессиональном сообществе.
  • Созвониться, провести предварительную беседу, уточнить ответы на вопросы консультантов.
  • Договориться об осмотре автомобиля.
  • Вместе с экспертом приехать на прием автомобиля у СТОА.
  • Эксперт осмотрит ТС и даст заключение о качестве ремонта.
  • Если эксперт выявит какие-либо нарушения - не подписывать акт приема, заключение эксперта приложить к претензии по качеству ремонта.

Выданное экспертом заключение имеет юридическую силу, если дело дойдет до суда.

Стоимость услуги - 5 000 рублей.

Чтобы забронировать время или получить бесплатную консультацию наших экспертов, позвоните в Хонест.

Виновнику ДТП страховая компания может выдвинуть требование возместить ущерб, который она возместила потерпевшим лицам. В каких именно случаях такое требование возможно и что нужно делать – об этом подробно говорится в данной статье.

Прежде чем переходить к инструкции, которая будет прямым ответом на вопрос «что делать?», необходимо разобраться в косвенных вопросах.

  1. В каких случая СК имеет право требовать от виновника ДТП возместить ущерб?
  2. Может ли страховая организация мошенничать, выдвигая требование?
  3. Чем отличается суброгация от регрессии?

Когда может прийти извещение о требовании возместить ущерб?

Требование может быть направлено виновнику в ДТП как спустя короткое время, после аварии, так и через приличный отрезок времени, например, через 2,5 года. Сразу нужно сказать, что, чтобы избежать каких-либо неприятностей, нужно сохранять документы о ДТП, в которых вы были виновником, не меньше 3-х лет (это срок истечения возможности подачи искового заявления). Сумма, которую может требовать страховая компания, говоря без преувеличения, может повергнуть в шок. Но не стоит паниковать, отчаиваться и планировать продавать свое имущество или залезать в долги. К проблеме нужно подходить спокойно, рекомендуется получить консультацию у профессионального юриста, чтобы тот оценил ваши шансы на успех в деле оспаривания требования в судебной инстанции. И, нужно заранее понимать, что, если вы не согласны с выдвигаемым страховой компанией требованием, без судебного разбирательства обойтись не получится.

На каких основаниях СК требует возместить ущерб

Любая страховая организация заинтересована в получении прибыли и ищет любую зацепку для пополнения своего капитала. Логично, что СК желает получить средства, которые она потратила, согласно договору со страховщиком (пострадавшим лицом), на возмещение ущерба имущества своего клиента. И требовать, естественно, деньги она может только с виновника ДТП. Но всегда ли такое требование возможно и является законным? Нет. Есть два случая, в каких СК потерпевшего лица может потребовать с виновника дорожно-транспортного происшествия, в результате которого пострадало имущество ее клиента, возмещение ущерба: первый – регресс (взыскание по полису ОСАГО) и второй – суброгация (при наличии у пострадавшего лица КАСКО). Теперь разберемся с этими двумя терминами.

Читайте также: Купить КАСКО дешево

Суброгация – это право СК пострадавшего лица требовать от виновника ДТП средств, которые она возместила своему клиенту по страховому случаю на ремонт авто. Это право переходит страховой организации уже после того, как она произвела выплаты. Значит, пострадавший водитель не имеет претензий к виновнику чрезвычайной ситуации на дороге и он, можно сказать, передает свое право требовать с виновника средства на восстановление своего автомобиля своей СК. Такая ситуация наступает исключительно в случае, когда автомобиль потерпевшего имеет полис страхования КАСКО и ущерб автомобилю возмещается именно по этому полису.

Регресс (или регрессия) представляет из себя своего рода наказание виновника ДТП за свершенное преступление на дороге. Наступить регрессия может в случаях, если виновник:

  • пользовался транспортным средством без доверенности;
  • вообще не вписан в полис обязательного страхования;
  • умышленно учинил ситуацию ДТП и причинил ущерб третьим лицам;
  • не имел с собой водительского удостоверения;
  • находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • скрылся с места происшествия.

В страховом договоре можно найти пункты, когда страховые риски не наступают, в этих пунктах как раз содержатся перечисленные выше случаи. То есть выходит так, что лицо, автогражданская ответственность которого застрахована, не соблюдает условия договора, в связи с чем страховая организация снимает с себя ответственность за возмещение ущерба, причиненного ее клиентом пострадавшим и, само собой разумеется, этот ущерб будет возмещаться из кармана виновника ДТП.

Пример ситуации с возникновением требования возместить ущерб

Два года назад автолюбитель, имеющий полис ОСАГО, стал виновником ДТП, в котором пострадало имущество третьего лица. СК пострадавшего по договору КАСКО возместила клиенту ущерб. После этого страховая компания пострадавшего вправе требовать от виновника ДТП средства, которые потратила на возмещение ущерба имуществу своего клиента.

Поскольку виновник ДТП имел полис ОСАГО на момент происшествия, то по договору его СК обязана возместить пострадавшему лицу до 400 тысяч рублей. Если сумма ущерба, причиненного имуществу пострадавшего превышает эту сумму, то СК покроет только 400 тысяч, остальное будет выплачивать виновник происшествия из своего кармана.

Читайте также: Если не согласен с выплатой по ОСАГО

Казалось бы, все просто и понятно, однако, подобная ситуация может усложниться, когда виновных в ДТП несколько, когда виновник не установлен, когда у аварии всего два участника и не один из них не виноват (например, ДТП по причине гололеда). Тогда каждая из СК начинает действовать в интересах своего клиента и своих собственных, а платить, известно, никто не хочет. Дело передается в суд для установления настоящего виновника аварии (если он не выявлен или ситуация спорная). Автоюристы, ведущие много лет практику, хорошо знакомы с невообразимо запутанными делами, в ходе которых результат исхода был далеко не самоочевидным. Поэтому, лучший совет, который только может получить человек, попавший в ситуацию, когда СК требует у него возместить ущерб – передать свое дело юристу незамедлительно и довериться ему в дальнейшем разбирательстве. Только профессионал способен по-настоящему разобраться в конкретной ситуации и дать верные пути к решению проблемы.

Редакция настоящего блога хотела бы помочь многим автомобилистам решить их проблемы и ответить конкретно на вопросы, но это невозможно, и, более того, попытка сделать это – может навредить, а это не в наших интересах.

На виновника ДТП СК подала в суд – какие последствия?

Последствия могут быть следующими, виновник:

  • отдает запрашиваемую сумму денег полностью,
  • отдает меньше запрашиваемых средств,
  • вообще не отдает денег СК.

Последние два случая самые интересные и желаемые, их добиться можно только посредством своей защиты в суде с привлечением профессионального юриста. Не стоит жалеть денег на консультацию у адвоката, не стоит поддаваться предрассудкам и думать, что обращение в юридическую контору не даст лучших результатов.

Юристы хорошо знают тонкости работы СК, им известны хитрые манипуляции, на которые такие организации идут с целью получения от виновника ДТП больших средств, чем он должен по закону, если вообще что-то должен.

Некоторые страховщики ведут себя как настоящие мошенники, они могут идти на следующие меры для получения прибыли:

  • указывание в документах ложных данных,
  • подделка сведений,
  • запугивание выплатой судебных издержек.

Уловок со стороны страховщиков уйма и они известны опытным автоюристам, и последние находят меры по восстановлению справедливости. Привлечение специалиста для выяснения своих шансов на уклонение от выплаты требуемой суммы подразумевает, что юрист подробно ознакомится с деталями дела, проверит подлинность представленных данных, изучит с привлечением независимого эксперта результаты оценочной экспертизы, проведенной СК и так далее. Словом, в большинстве случаев юридическая помощь обеспечивает если не отказ в удовлетворении иска СК, то его частичное удовлетворение, что будет для вас выгодно.

Loading...Loading...