Психологическая беседа для родителей семейные конфликты. Памятка для родителей. Конфликты в семье. Бытовая неустроенность, нежелание помогать по дому

семья конфликт образование личность

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом, но не привлекали такого пристального внимания. Кроме того, и сам человек стал более требователен в любви, в духовной близости и взаимопонимании, сексе. Но пути к счастью у каждого свои. Вступление в брак не гарантирует человеку полного счастья, разрешения всех проблем сразу. Люди в семьях стремятся удовлетворить потребности в любви, детях, в понимании и т.д. Большинство людей относятся к браку серьезно. Они надеются прожить долгую и счастливую совместную жизнь. Почему возникают конфликты и что же это такое?

Все люди неодинаковы, и, как всем известно, отношение к любви у всех различное. Молодые люди часто не понимают, что семья - это умение и желание дарить счастье другому человеку, постоянный поиск путей сохранения взаимоотношений и любви. Очень жаль, когда обиды уже переполнили чашу терпения и ничего нельзя вернуть.

Конфликт является столкновением противоположных мнений, взглядов, интересов и потребностей. Каждый из нас сможет выделить несколько причин, которые вызывают частые конфликты в семье:

  • üразные взгляды на семейную жизнь;
  • üнеудовлетворенные потребности и пустые ожидания;
  • üпьянство одного из супругов;
  • üневерность; неуважительное отношение друг к другу;
  • üнежелание участвовать в воспитании детей;
  • üбытовая неустроенность;
  • üнеуважение к родственникам;
  • üнежелание помогать по дому;
  • üразличия в духовных интересах;
  • üэгоизм;
  • üнесоответствие темпераментов;
  • üревность и т. д.

Это далеко не все причины, вызывающие конфликты в семье. Чаще всего причин несколько, и последняя не является основной.

В отечественной конфликтологии все семейные конфликты принято разделять на три классификационные группы по основаниям конфликтного взаимодействия:

По субъектам семейные конфликты разделяются на три подгруппы:

1 Супружеские конфликты

2 Конфликты между родителями и детьми;

3 Конфликты между родственниками.

По источнику возникновения семейные конфликты разделяются на пять подгрупп:

1 Ценностные конфликты;

2 Позиционные конфликты;

3 Сексуальные конфликты;

4 Эмоциональные конфликты;

5 Хозяйственно-экономические конфликты;

По поведению конфликтующих сторон различаются две подгруппы:

1 Открытые конфликты;

2 Скрытые конфликты.

И во всех отношениях успешной, на первый взгляд семье, может возникнуть такое явление как конфликт между ребенком или родителем. Некоторые родители считают, что проблемы у детей существуют лишь в неблагополучных семьях. Однако это мнение ошибочно. Казалось бы, ребенку уделяют достаточно времени, а он почему-то становится агрессивным или, напротив, замыкается в себе или каким-то еще образом демонстрирует, что не все так гладко. По каким же причинам возникают проблемы ребенка в семье? В ряде ситуаций родители склонны обвинять в этом школу, неблагополучную компанию, с которой общается ребенок. Хотя на самом деле следует обратить внимание на обстановку внутри семьи. Многие факторы влияют на поведение ребенка в семье, но огромную роль играют взаимоотношения родителей. Зачастую многие недоумевают по поводу того, откуда у их сына или дочери появляются проблемы.

Очень часто, в силу своей незащищенности, идентифицированными пациентами оказываются дети. В качестве симптомов при этом может выступать все что угодно: школьная успеваемость, плохая дисциплина, различные заболевания ребенка (например, энурез), всевозможные страхи и фобии и т. д. В итоге внимание и забота, которых ему так не хватало, получены. Пусть хоть и в такой форме, но это лучше, чем ничего. Путь к решению проблемы найден - для того, чтобы родители его не забывали, ребенку необходимо плохо учиться. Когда в семье появляется идентифицированный пациент, вся семья, как правило, видит проблему только в нем и обращается за помощью в связи с ним, формулируя свой запрос в таком духе: "что нам делать с этим ребенком?", или "сделайте с ним что-нибудь!". Парадокс заключается в том, что помочь таким детям невозможно, не изменив существующей системы взаимоотношений в семье, которая и привела к проблеме. Если, не понимая этого, пытаться воздействовать только на ребенка, то ничего не выйдет.

Существует множество малоэффективных путей решения семейных конфликтов, использование которых, может не только отнять у вас драгоценное время, но и усугубить конфликт в семье. Для решения конфликтных ситуаций в вашей семье лучше всего обращаться за помощью к семейным психологам, а не проверять на своей семейной жизни советы соседей, знакомых или родителей. Невозможно, чтобы конфликтов в семье не было совсем, поскольку особенностью семейных отношений является то, что в брак вступают люди противоположного пола с абсолютно разными историями жизни и разным воспитанием и при этом они вынуждены каким - то образом уживаться друг с другом под одной крышей. Всё, что можно сделать в таком случае, так это проводить профилактику семейных конфликтов.

Консультация для родителей «Конфликты…. или мелочи жизни в семье»

Цель:
Развитие ценностного отношения к семье, правовое просвещение детей и родителей.
Сохранение психологического климата в семье через разрешение конфликтных ситуаций.
Формирование навыков здорового образа жизни в семье
Задачи:
Формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.
Развитие ценностного отношения к семье, навыки здорового образа жизни.

Форма проведения : «Круглый стол» с сюжетно-ролевыми заданиями, проблемными вопросами, тренинги, показ слайдов.
Время проведения: 2часа.
Оборудование: выставка детских рисунков «Здоровый образ жизни», «Моя семья» выдержки из Конвенции ООН, словарные слова «право», «обязанность», «ответственность», проектор, плакат с изображением солнца, мяч, фонограммы детских песен группа « Непоседы», слайды «Здоровый образ жизни», памятки « Твое здоровье в твоих руках», буклет «Законы семьи».
Участники встречи: многодетные семьи, малообеспеченные, опекунские, семьи СОП.

Ход деловой игры

Социальный педагог: Добрый день уважаемые участники и гости! Я социальный педагог Ф.И.О. Сегодня у нас необычное занятие, вас ждут тренинги, игры и интересные задания. Тема нашей встречи ««Конфликты…. или мелочи жизни в семье», где мы с Вами поговорим:
1. О правах родителей, правах и обязанностях ребенка в семье.
2. С чего начинаются конфликты? Способы общения в семье.
3. Как влияют конфликты в семье на развитие ребенка?
4. Организация здорового образа жизни в семье.
Для родителей самыми дорогими и любимыми людьми являются их дети. Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей. Дети – это наше счастье, наша забота, наша радость. И счастливы те дети, у которых заботливые родители.
Педагог : Отгадайте загадку: «В каком слове содержится семь раз буква Я». Правильно «семья» Что нас объединяет в семье? Дружба, мир, лад.

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ-родительский дом.
Сейчас мы с Вами выполним упражнение «Продолжи предложение»
Что вы понимаете под словом «семья»? (передавая мяч по кругу продолжи: семья- это…(забота, дружба, любовь, взаимопонимание, уважение, место, где тебя всегда ждут, примут таким какой ты есть..)
Педагог. Родители, а что такое по-вашему «счастливая жизнь»?
Педагог. Дети, что такое семья? (Ответы)
Вопрос родителям: что значит согласная семья? (Ответы)
Педагог. Издавна о семье люди придумывали пословицы и поговорки.
Задание родителям. Объясните значение пословиц:
«Родительское сердце в детках»
«На что клад, коли в семье лад? » (Дети и родители дают объяснение)
Педагог. Молодцы, хорошо знаете пословицы.

Педагог: Вы знаете, как называется международный документ о правах ребёнка?
(ответы) Документ называется «Конвенция о правах ребёнка»
Педагог. Вопрос к родителям: Как называется организация, которая приняла этот документ? (Организация Объединённых Наций.
Педагог: (детям) Конвенция ООН о правах ребенка определяет ваши права, назовите их. (на жизнь, на имя, фамилию, образование, на жилье, на неприкосновенность..)

1. Каждый ребёнок имеет право на семью.
2. Дети имеют право высказывать свои мысли.
3. Дети имеют право на отдых.
4. Дети имеют право на счастливую жизнь.
5. Каждый ребёнок имеет право на образование.
6. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья, право на
медицинскую помощь, право на достаточное питание.

Педагог: А теперь родители назовут свои права и обязанности по воспитанию ребенка в семье: достойно содержать, кормить, одевать, гулять, делать уроки, развивать, прислушиваться к мнению ребенка, уважать интересы ребенка.
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
Родительские права прекращаются по достижении детьми совершеннолетия –18 лет.
Педагог: Мы с вами закончили обсуждение по первому вопросу, чтобы перейти к следующему вопросу я хотела бы еще раз Вас спросить. Как называется документ о правах ребенка? Кто принял этот документ? (назовите права ребенка).
Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Конфликты в семье, в чем их суть? Почему они происходят? Что делать в этом случае? Предположим, вы просите ребенка что-то сделать, а он упрямится, упирается, делает вид, что не слышит обращенной к нему просьбы, продолжает заниматься своими важными детскими делами.
В итоге возникает конфликт. Иногда родители задаются вопросом: как сделать так, чтобы избежать конфликтов, чтобы конфликтов не возникало вообще? Ведь это так плохо, когда в семье возникают конфликты. Ответ прост - никак не сделать. Конфликты были, есть и будут. Они - естественная составляющая взаимоотношений между людьми. Другое дело, мы можем научиться правильно вести себя в конфликте
Прежде всего, необходимо помнить о том, что конфликт - это всегда столкновение интересов. Бытовые конфликты происходят, как правило, из-за того, что некоторые члены семьи не могут поделить время или место.
Например, маме нужен компьютер, а ребенок никак не соглашается прекратить игру и освободить компьютер, потому, что играет. Налицо столкновение интересов: маме нужно посмотреть почту и ответить на письма, а ребенку - дойти до очередного уровня. Правда, бывает и наоборот: ребенку нужно найти информацию к докладу, а маме - пообщаться в социальных сетях. Но суть от этого не меняется. Столкнулись два интереса, и в итоге эмоциональные сосуды, как матери, так и ребенка переполнились негативными эмоциями.

Что делать в этом случае?
Очень часто случаются конфликтные ситуации, в которых выигрывает только один: тот, кто оказался настойчивее. И неважно, родитель или ребенок. Важно, кому хватит упрямства отстоять свои интересы.
Например, мама говорит: «Сейчас же выключи компьютер!» или «Сейчас же освободи мне место. Я сколько раз говорила не занимать компьютер! Как тебе не стыдно!».
То есть, мама полагает, что имеет право приказывать, обвинять, угрожать. Фактически, таким агрессивным настроем, авторитарным поведением родители ломают своего ребенка, подают дурной пример жесткости в отношениях, пренебрежения к интересам и чувствам другого человека. Ребенок приучается думать следующим образом: «Всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого».
И спустя некоторое время, родители удивляются, почему их ребенку наплевать на мнение окружающих и, в первую очередь, на мнение самих родителей.
Бывает другой вариант: родители мягко, но настойчиво продавливают ситуацию, манипулируя ребенком: «Ну, пожалуйста, дорогой, мне очень нужно, ну ты знаешь…, ты же любишь маму...». Точно так же порой канючит и ребенок, и тоже добивается своего - как говорится, «не мытьем, так катаньем».
Результат получается такой же плачевный, хотя и противоположный. Если манипулируют родители, ребенок понимает, что все равно придется делать так, как скажут родители. И в том и в другом случае ничего хорошего не получится: дети вырастают или агрессивными, или пассивными.
И - опять же - никогда не надо «тыкать носом» в те недостатки и недочеты, которые возникают у него. Это нормально, когда что-то не получается с первого раза. Есть одна маленькая родительская хитрость. Попробуйте задать замечательный вопрос: «Дорогой мой, чем я могу тебе помочь? Тебе нужна моя помощь или нет?». Вполне возможно, он скажет: «Нет, мама, я сам соберусь, все сделаю, у меня получится». Прекрасно! Значит, груз ответственности вашему ребенку по плечу. После этого вы можете расслабиться.
Например, ребенку хочется, чтобы мама поцеловала его перед уходом, или оставляла завтрак на определенной полке холодильника, или помахала ему рукой из окна. Не стоит лишать ребенка проявлений любви и разумной заботы, даже, если он хочет научиться быть самостоятельным и ответственным.
Очень трудно выдержать спокойный деловой тон, очень трудно воздержаться от критики, очень трудно не контролировать выполнение принятого решения.
С первого раза может и не получится. Ну и ничего страшного. Вы же мудрые родители. Вы стараетесь сделать своему ребенку как можно больше хорошего, поэтому вы обязательно справитесь. Чтобы достичь взаимопонимания при столкновении интересов, родителям нужно сделать несколько следующих шагов.
Шаг первый. Необходимо прояснить конфликтную ситуацию, понять, что происходит.

Шаг второй. Продумать варианты и собрать предложения, что можно сделать в сложившейся ситуации.
Третий шаг. Оценить варианты и выбрать из них наиболее приемлемый.
Четвертый шаг. Детализировать решение: четко продумать и проговорить (а может, и записать), что конкретно делать и как, после того, как решение принято.
И пятый шаг - выполнение принятого решения и проверка.

Начнем с прояснения конфликтной ситуации
Например, мама может сказать: «Я начинаю сильно нервничать потому, что мне срочно нужно посмотреть почту и ответить на письма». После чего маме необходимо взять паузу для того, чтобы ребенок мог собраться с мыслями и высказаться в ответ.
Итак, вы описываете ребенку ситуацию, сообщаете ему, что с вашей точки зрения происходит, что вас в этой ситуации волнует, что вызывает у вас негативные чувства.
Обязательно нужно сказать, что вы чувствуете относительно происходящего.
Например: «Ты знаешь, дорогой, я очень нервничаю, когда ты поздно ложишься спать, к тому же еще не сделаны уроки».
Например, ваше «я - сообщение» может звучать приблизительно так: «Я очень нервничаю, когда дети поздно ложатся спать из-за того, что вовремя не сделаны уроки».
После этого немного помолчите. Дайте ребенку возможность высказаться. Нужно убедиться в том, что он вас слышит и вы его слышите.
Далее применяется активное слушание: «Да, мой хороший, я понимаю, что тебе непросто собраться, слишком много соблазнов и развлечений».
И вот уже пропала острота конфликта. И то, что родителями воспринимается как упрямство, можно уже начинать рассматривать как проблемы, стоящие внимания.
Например, ребенок говорит:
- Знаешь, мама, мне очень сложно, я хочу поиграть, и я, правда, понимаю, что нужно сделать уроки, но мне очень тяжело оторваться от игр, от компьютера. Мне очень трудно себя заставить…
Прекрасно, если ребенок полностью изложил отношение к создавшейся ситуации. Но даже, если он выразил свои мысли и чувства коротенько, односложно, это все равно отличный результат.
Вам не нужно комментировать сказанное. Как сказал, так и сказал. Теперь ваша очередь сообщить о своем желании ребенку и спросить его мнения о разрешении ситуации: «Мне бы хотелось, то-то, то-то и то-то, я бы попросила тебя сделать так и так, как ты на это смотришь, что ты думаешь по этому поводу?».
Желательно начать его с вопроса «Как же нам быть?» («Что нам делать?», «Как нам поступить?»). Ребенок вам не соперник. Он только учится быть сообразительным, у него другие темпы и возможности мышления. Учитывайте его возрастные особенности, дайте ему собраться с мыслями.

Второй шаг - сбор предложений по разрешению конфликтной ситуации
И, как только вы его задали, снова возьмите паузу. Не стремитесь все решать сами. Притом делайте это спокойно, не стремясь всем своим видом показать, что ваш вариант, несомненно, гораздо лучше.
Может быть, вам виднее, как лучше поступить, и у вас наготове несколько вариантов решения ситуации. Но ребенок - это не тот человек, перед которым нужно блистать сообразительностью. Не поленитесь, возьмите лист бумаги и запишите все варианты: и ваши, и ребенка. Сбор предложений - это очень серьезное занятие.

Третий шаг - это оценка предложений и выбор наиболее приемлемого варианта
Вот здесь вы и начинаете анализировать. Не критиковать, а именно анализировать. Почувствуйте разницу.
Например: «Слушай, садиться за уроки в 9 вечера часов невозможно. По-моему, при всем желании, не получится успеть их сделать полностью и качественно, да и «тяп-ляп» не получится, потому что в это позднее время тебе уж пора ложиться спать». Придумайте с ребенком деловую игру. Рассуждать стоит с позиции «приемлемо - неприемлемо». По-деловому. Без эмоций. Написать список предложений ребенка в одной графе, а в другой ваш вариант. Ни в коем случае не критикуйте самого ребенка за неудачное предложение.
И так оценивается каждый пункт, но опять же, предложения ребенка анализируются очень бережно, без тени пренебрежения. И если предложение ребенка было отклонено, объективно раскритиковано, ни в коем случае не критикуйте самого ребенка за неудачное предложение.

Исходите из того, что ребенок всегда хороший, а его предложения могут оказаться не походящими. Но не умными или глупыми, а приемлемыми или не приемлемыми. Кстати, с точки зрения ребенка, ваши предложения тоже могут показаться весьма глупыми. Но это не повод так их называть вслух.
Можно также рядом со списком предложений завести две графы: свою и ребенка. Если вы согласны с обсуждаемым предложением, ставите плюс в своей графе, если согласен ребенок, он ставит плюсик (или вы с его позволения). Если кто-то из вас не согласен, в соответствующей графе ставится минус.

Обсудив все предложения таким образом - в режиме деловых переговоров, с уважением к «оппоненту», вы получите сколько-то минусов и плюсов, и наглядную картину - какой из вариантов устраивает обе стороны. Если такого варианта не нашлось, вы снова выдвигаете предложения, стараясь учитывать интересы обеих сторон. И снова анализируете их, пока не придете к единому мнению. Для ребенка это будет интересная деловая игра. Да и для вас тоже.

Дальше вы делаете пятый шаг – детализируете принятое решение
Разберем на следующем примере.
Предположим, совместными усилиями вы пришли к выводу, что ребенок уже настолько большой, что он может самостоятельно вставать, разогревать себе завтрак и уходить в школу.
Самого решения для этого мало. Нужно четко прояснить, как все будет происходить на деле. Для этого необходимо научить ребенка просыпаться по будильнику, пользоваться плитой, проверять свои вещи, которые нужно взять с собой, запирать дверь. Чтобы все получилось, нужно вместе с ребенком прорепетировать подъем по звонку будильника, разогревание завтрака, запирание двери ключом и прочее.

Следующий, шестой шаг – это выполнение решения и проверка
Например, если вы приняли совместное решение, что ваш ребенок уходит в школу самостоятельно, разогревает завтрак, собирает вещи и запирает за собой дверь, то можно на следующий день спросить его, «Ну как у тебя получилось, как ты справлялся, были ли какие-то трудности?». Вот, пожалуй, и все про то, как разрешать простейшие конфликты между родителями и детьми. Попробуйте и у Вас обязательно получится!

Сейчас мы с вами выполним упражнение «Ты мой цветочек»
Представьте своего ребёнка цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий, или не очень? Нарисуйте этот цветок (рисуют).
А теперь, этими цветами засадите вот эту поляну (все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок на поляну) Посмотрите какой «прекрасный сад» у нас получился, хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое. Посмотрите, какие цветы у всех красивые и разные. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. А так как мы рисовали своих детей в образе цветов, так же как и цветам, детям нужна наша забота, опека, внимание и любовь.

Советы родителям.
1.Любите своих детей!
2.Помните, что любой человек имеет право на ошибку! На ошибках учатся!
3.Помогайте своим детям разумно!
4.Чаще улыбайтесь.
5.Старайтесь искать в любом случае положительные стороны.
6. Подбирайте слова в разговоре с ребёнком.
7.Уважайте его достоинство.
8.Не забывайте что 20, 30, 40, 50 и т.д. лет назад. Вы то же были детьми!
9.Защишайте своих детей в меру.
10.Ходите чаше в школу, посещайте родительские собрания, ведь информация и знания лишними не бывают.
11.Учавствуйте в делах своего ребёнка, его класса и школы.
12.Приглашайте друзей своего ребёнка в гости.
13.Не начинайте разговор с ребёнком с критики и повышенного тона, опирайтесь на его хорошие качества.
Педагог: Вопрос родителям. Что нового вы узнали из беседы? Вам понравились предложенные пошаговые варианты в разрешении конфликтных ситуаций с ребенком? Вы попробуете применить этот метод в своей семье?
Педагог: В заключение нашей беседы мы поговорим об организации здорового образа жизни в семье. Хочу рассказать вам притчу: «В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили: “Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался” Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было»
Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. (Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке.) Что вам, родители, нужно знать о подростке и его здоровье?
Итак, здоровый образ жизни ребенка включает:
- правильное питание
- занятие физическими упражнениями
- закаливание
- соблюдение режима дня
- соблюдение норм гигиены
- отказ от вредных привычек.
Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.
Правильное питание школьника должно быть:
- соответствующим возрасту;
- желательно четырехразовым;
- сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также повитаминному и минеральному составу;
- полностью обеспечивать энергетические затраты организма.
Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.
- Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
ВИДЫ ЗДОРОВЬЯ
- Физическое здоровье
- Психическое здоровье
- Нравственное здоровье
- Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
- Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
- Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
- Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.
Секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни:
- поддержание физического здоровья,
- отсутствие вредных привычек,
- правильное питание,
радостное ощущение своего существования в этом мире
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ: Закон “Об образовании” (ст.18) возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью, а все остальные социальные институты призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность.
Важно, чтобы по мере освоения ЗОЖ у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.
Помните:
- если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,
- если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,
- если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,
- если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Основа счастья и духовного здоровья - Вера, Надежда, Любовь.
Если ребенок будет питаться рационально, разнообразно, ежедневно получая все необходимые его организму вещества, то вы скоро заметите, что чадо радует вас не только хорошим настроением и здоровым цветом лица, но и пятерками в дневнике.
Главное правило, о котором часто забывают родители, – питание должно быть разнообразным. Это важнейший фактор, который способствует нормальному интеллектуальному и физическому развитию ребенка.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
o положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
o уменьшение заболеваемости;
o формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
o снижение уровня тревожности и агрессивности.
По исследованиям ученых здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% -наследственность, еще 20 % - окружающая среда и только 10% -здравоохранение.

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ НЕОБХОДИМО:
- Баня, сауна, бассейн;
- Массажи;
- Проветривание, влажная уборка помещений;
- Создание условий для ребенка (своя комната или уголок);
- Ограничение просмотра телевизора, игр на компьютере;
- Семейный уют и дружеские отношения в семье;
- Привитие гигиенических навыков;
Походы в лес, на экскурсии, на концерты, в театр.
Просмотр слайдов «12 заповедей здорового образа жизни»
Педагог: (вопрос родителям) Какие главные правила должны знать родители, которые способствуют нормальному интеллектуальному и физическому развитию ребенка? (ответы родителей)

Хочется пожелать Вам, уважаемые родители и вашим детям крепкого здоровья и пусть в ваших домах всегда живут Счастье, Любовь, Уют и Благополучие. Спасибо за внимание!
Литература:
1. Вайнер Э. Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности/Э. Н. Вайнер//ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. - №3. – С.39-46; №
Рассматриваются факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека, принципы организации здорового образа жизни, пути перехода к нему и критерии эффективности ЗОЖ.
2. Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.41-47.
Показатели здорового образа жизни: закаливание, личная гигиена.
3. Суравегина И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая проблема/И.Т. Суравегина//Экология и жизнь. – 2007. - №4. – С.28-31
Что такое образ жизни? Компоненты здорового образа жизни: культура движения, культура питания, культура общения, культура отдыха.
4. Шмаков С. Детям о здоровье//С. Шмаков// Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.94-128.
Рассматривается понятие здорового образа жизни, об искусстве здоровой жизни, умении укреплять свое здоровье.
5. Мелибруда Е.Я. Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения М.: Прогресс, 1986.
6. Конвенция ООН 1989г. «О правах ребенка» (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993.
7. Конституция РФ от 12.12.1993г. (с поправками от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ и №7-ФКЗ) // РГ. №7. 21.01.2009.
8. Семейный кодекс РФ от 29.21.1995г. №223-ФЗ (в ред. от 30.11.2011г.) // РГ. №17. 27.01.1996г.;

Задача урока:

  • Рассмотреть понятие конфликта, на примерах конфликтных ситуаций подвести учащихся к выводу о причинах семейных конфликтов и путях их предупреждения и разрешения.
  • Воспитывать у школьников способность и стремление к самооценке, самоконтролю и саморегуляции.
  • Вырабатывать навыки работы с документами.

Оборудование:

  • анкета “Я и конфликты”,
  • тест “Конфликтная ли вы личность?”,
  • статьи Конституции нашего государства разных лет,
  • статьи из Кодекса о браке и семье,
  • фонозапись “Тревожная хроника”,
  • таблица статистики,
  • сборник пожеланий “Семья”,
  • ситуативные сцены.

Ход урока

Слова учителя: Россия переживает трудное время. В общественной и семейной жизни наблюдаются многие негативные явления. Наиболее характерными из них являются: ниспровержение нравственных идеалов и ценностей, разгул пошлости, излишняя популяризация насилия, секса и открытости семейных тайн, нравственная беспечность и социальное равнодушие. Растет преступность, особенно среди подростков… Скупые строки тревожной хроники… (звучит фонозапись). Что на ваш взгляд стало причиной преступлений?

(Ответы учащихся).

Слова учителя: Вы согласитесь со мной, что причиной явились семейное неблагополучие и издержки воспитания. Обратите внимание на статистику преступности за прошлый год по Белгородской области (таблица):

124 умышленых убийства, в том числе:

19 совершили женщины, 6 совершили подростки; 75% - в состоянии опьянения;

63 случая – убийца и жертва были знакомы;

39 случаев – убийца и жертва состояли в родстве.

492 тыс. осужденных – в местах лишения свободы, в том числе:

120 тыс. женщин, 19 тыс. подростков.

Причины преступлений: 64% - бытовые, 16% - хулиганские, 10% - корыстные, 7% - месть.

Познакомьтесь со статьями Конституции нашего государства. Докажите, что государство всегда придавало и придает немаловажное значение семье. Почему?

(Ответы учащихся).

Слова учителя: Семья – маленькая ячейка общества, в котором она живет. Чем не стабильнее общество, тем меньше условий для благополучия семьи и наоборот. 11% семей в России – неблагополучные семьи. А, значит, в них постоянно существует почва для конфликтов и, даже, преступлений. Но можно ли сказать, что семьи, вошедшие в оставшиеся 89% это идеальные семьи?

(Ответы учащихся).

Слова учителя: Что такое идеальная семья?

(Ответы учащихся).

Слова учащихся: Может ли быть семья идеальной?

(Ответы учащихся)

Знаете ли вы идеальные семьи?

(Ответы учащихся).

А ваша семья идеальна?

(Ответы учащихся)

Слова учителя: Послушайте легенду. В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава об этой семье дошла до самого императора и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижаясь друг на друга?” В ответ старей шина назвал лишь одно слово. Какое?

(Ответы учащихся).

Слова учителя: Ответы на вопросы анкеты, проводимой накануне урока, показали, что больше всего конфликтов у вас возникает с родителями. Поэтому я решила посвятить наш сегодняшний урок теме “Семейные конфликты”. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим вопросы: 1. Причины конфликтов. 2. Правила, позволяющие избежать семейных конфликтов. Что такое конфликт?

Слова учителя: Кто субъекты конфликта?

(Ответы учащихся. Учитель корректирует ответы учащихся.)

Слова учителя: Как правило, конфликты в семье возникают между родителями и детьми, между родителями, между детьми. Итак, причины конфликтов и правила, позволяющие избежать семейных конфликтов. На эти вопросы вам предстоит ответить оценивая предложенные ситуации, работая в группах.

КММ «Пухальская основная школа» акимата Зерендинского района

«Способы разрешения конфликтов в семье»

работа с родителями детей ГР

Провела: Сатанова Д.К.

2015-2016 оқу жылы

Цель тренинга: помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.

Задачи:

Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.

Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.

Оборудование: рисунки по теме, слайдовая презентация, видео ролики, рисунок треугольника, кувшина, сердечки.

Участники: родители детей ГР.

Ход тренинга:

Вступительное слово:

Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: «яблоко от яблони не далеко падает», «он своего отца», «впитал с молоком матери».

Каждый родитель должен понимать, что задача учителя, в качестве профессионального педагога, помочь родителям воспитать достойного, образованного гражданина нашего общества, но не заменить их.

Конфликт – вот-вот может уже произойти или уже произошел. Что делать?

Обсуждение с родителями.

Как не допустить возникновение конфликта?

Лучший способ разрешения конфликтной ситуации – ее недопущение.

Чтобы не допустить конфликтной ситуации важно, чтобы каждый член семьи чувствовал атмосферу в ней, тогда и супруги и дети вовремя заметят ухудшение обстановки и смогут каждый сам или сообща принять меры для устранения причин назревающего конфликта.

Как прекратить конфликт?

Наиболее правильный порядок действий при наличии конфликтной ситуации представляется таким:

Выявить причину конфликта.

Определить глубину и степень конфликтной ситуации.

Наметить пути выхода из конфликта.

Не прекращать меры по устранению конфликтной ситуации до ее разрешения

Агрессивное поведение ребенка является наиболее распространенным способом реагирования на поведение взрослых и попыткой отстаивать свои права. Дети ранимы, их легко обмануть или обидеть и в большинстве случаев агрессия является способом для отстаивания своих границ.

Сейчас, я вам предлагаю немного поиграть.

Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

Если бы..., я стал бы...

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: "Если бы меня обсчитали в магазине...". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: "... я стал бы требовать жалобную книгу".

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Обсуждение.

Ну, а сейчас, проведем тренинг, который называется «Давайте начнем с себя».

Во время обучения ребенка в школе, мы (дети, учителя, родители) составляем треугольник.

( Рисунок 1)

Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.

Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!

А что сказано в басне И.А. Крылова «Лебедь, раз и щука»? «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука».

Отсюда вывод: нам стоит объединить наши усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его «втором» доме – в школе.

Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для учителей, и для самих родителей.

Уважаемые родители, я приготовила на наш тренинг притчу, и хочу вам ее рассказать.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

Как же нам быть, кто нас спасет? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасет вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды: надо было встретить Путника Вечности.

Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.

Один не был облачен в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

Где же обещанный Путник Вечности?

(-А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

Но это плач новорожденного! – ответили люди.

Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребенка – свою надежду.

Беседа с родителями.

Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

Ведь именно ему жить в будущем.

Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из бумаги)

( Рисунок 2)

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

У каждого из вас и у меня есть сердечки, поместите их в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка.

(При помощи скотча родители, называя качество, «помещают» сердечко в чашу)

( Рисунок 3)

Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, здоровыми, заботливыми…

Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других-жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…

Задумаемся над словами Л.Н.Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитать детей, не воспитывая себя!»

Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнем его и бросим на «чашу избавления». Итак, мы избавились от своих пороков, и нам стало легче, и свободнее на душе.

Давайте подведем итоги нашей встречи.

Сегодня мы с вами разговаривали на тему «Способы разрешения конфликтов в семье». Как вы считаете, бывают ли, не разрешаемые конфликты?

Что можно и нужно сделать для того, чтобы конфликты в семье не происходили, или если и происходили, то мы находили бы решение?

Обсуждение, ответы родителей.

Loading...Loading...